Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:50, реферат
Цель работы: рассмотреть понятие и дать характеристику организованной преступности.
Введение .................................................................................................................3
1. Организованная преступная деятельность как угроза нормальному существованию государства .................................................................................4
2. Понятия, структура, признаки организованной преступности ..................................................................................................................................5
3. Причины и условия организованной преступности .....................................10
4 . Возможности борьбы с организованной преступностью .................................................................................................................................11
5. Взаимодействие оперативных аппаратов органов внутренних дел с другими правоохранительными органами в борьбе с организованной преступностью .....................................................................................................13
Заключение ..........................................................................................................16
Список использованной литературы .................................................................18
5. Взаимодействие
оперативных аппаратов
органов внутренних
дел с другими правоохранительными
органами в борьбе с организованной
преступностью
В соответствии с Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной
деятельности», оперативно-розыскная
деятельность по предупреждению и раскрытию
преступлений, совершенных организованными
преступными группами, бандами, преступными
организациями и сообществами осуществляется
оперативными подразделениями органов
внутренних дел Российской Федерации,
органов Федеральной службы безопасности,
органов пограничной службы Российской
Федерации, Федеральных органов налоговой
полиции, таможенных органов Российской
Федерации.
Сложившаяся практика свидетельствует
о том, что координация взаимодействия
субъектов оперативно-розыскной деятельности,
ведущих борьбу с организованной преступностью,
осуществляется подразделениями по борьбе
с организованной преступностью Министерства
внутренних дел Российской Федерации.
Эта ситуация нашла закрепление в проекте
Федерального закона «О борьбе с организованной
преступностью».
Взаимодействие с органами Федеральной
службы безопасности ( ФСБ ) В соответствии
со ст. 10 (Борьба с преступностью) Федерального
закона «Об органах Федеральной службы
безопасности в Российской Федерации»,
органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные
мероприятия по выявлению, предупреждению,
пресечению и раскрытию шпионажа, террористической
деятельности, организованной преступности,
коррупции, незаконного оборота оружия
и наркотиков, контрабанды и других преступлений,
дознание и предварительное следствие
по которым отнесены законом к их ведению,
а также по выявлению, предупреждению, пресечению
и раскрытию деятельности незаконных вооруженных
формирований преступных групп, отдельных
лиц и общественных объединений, ставящих
своей целью насильственное изменение
конституционного строя Российской Федерации.
В результате специализации и расширения
функций МВД и ФСБ сложилась ситуация,
когда наблюдается совпадение компетенций
оперативно-розыскных служб МВД и ФСБ,
которые, руководствуясь единым Федеральным
законом «Об оперативно-розыскной деятельности»,
применяют традиционные для этих органов
средства, методы, тактику и используют
специфические оперативные возможности
в борьбе с организованной преступностью.
Совместная деятельность органов внутренних
дел и органов ФСБ по выработке стратегии
борьбы с организованной преступностью.
Такое взаимодействие строится на основе
информационно-аналитической работы,
которая является составным элементом
управленческой деятельности МВД, ФСБ
и органов, входящих в эти системы. Оба ведомства
обеспечивают Президента России, высшие
органы законодательной и исполнительной
власти Российской Федерации информацией
о состоянии и тенденциях организованной
преступности, об угрозах безопасности
государства и о чрезвычайных ситуациях,
которые могут повлечь тяжкие социально-политические,
экономические, военные, экологические
последствия.
Рабочие встречи сотрудников МВД и ФСБ,
имеющие целью повышение оперативности
взаимного информирования, реагирования
на организованную преступную деятельность.
Обмен опытом борьбы с организованной
преступностью.
Организация и проведение совместных комплексных
операций по борьбе с организованной преступностью
и коррупцией.
Взаимодействие с органами налоговой полиции
Законом Российской Федерации «о федеральных
органах налоговой полиции» на данные
органы возложено решение следующих задач:
выявление, предупреждение и пресечение
налоговых преступлений и правонарушений,
о выявленных при этом других экономических
преступлениях органы налоговой полиции
обязаны проинформировать соответствующие
правоохранительные органы; обеспечение
безопасности деятельности государственных
налоговых инспекций, защиты их сотрудников
от противоправных посягательств при исполнении
служебных обязанностей.
Организация взаимодействия между органами
внутренних дел и орга-нами налоговой полиции
Российской Федерации предусматривает
создание постоянно действующих координационных
рабочих групп из представите-лей заинтересованных
главков и управлений МВД и ФСНП России,
а также подразделений органов внутренних
дел и органов налоговой полиции на местах
для выработки и реализации согласованных
действий по выявлению, предупреждению,
пресечению налоговых преступлений, а также
правонарушений и преступлений в сфере
экономики и потребительского рынка, проведение
совместных оперативно-розыскных и профилактических
мероприятий с целью выявления незаконных
операций, осуществляемых кредитно-финансовыми
и иными учреждениями, предприятиями, организация-ми,
в том числе занимающиеся торгово-закупочной
деятельностью.
Взаимодействие с органами пограничной
службы
Федеральная пограничная служба взаимодействует
с иными субъектами в борьбе с организованной
преступностью на основе Положения о ФПС,
утвержденного Указом Президента Российской
Федерации № 2316 от 30 декабря 1993 г. Важно отметить,
что подразделения имеют возможность
получать оперативно-розыскную информацию
не только на территории Российской Федерации,
но и за её пределами при охране государственных
границ других стран. Это обстоятельство
особенно важно учитывать в борьбе с наркобизнесом,
незаконным оборотом оружия, радиоактивных
и иных особо опасных веществ.
Взаимодействие с таможенными органами
Взаимодействие с таможенными органами
строится, прежде всего, исходя из положений
Таможенного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 224 и 226 ТК РФ таможенные
органы Российской Федерации осуществляют
оперативно-розыскную деятельность в целях:
выявления лиц, подготавливающих, совершающих
или совершивших противоправное деяние,
признаваемое законодательством Российской
Федерации преступлением, производство
дознания по которому отнесено к компетенции
таможенных органов Российской Федерации
( в соответствии со ст. 22 ТК РФ ) таможенные
органы Российской Федерации являются
органами дознания по делам о контрабанде,
об уклонении от уплаты таможенных платежей,
о незаконных валютных операциях и иных
деяниях с валютными ценностями, касающимися
таможенного дела, а также по делам об иных
преступлениях, производство дознания
по которым отнесено к компетенции таможенных
органов Российской Федерации, при запросах
международных таможенных организаций,
таможенных и иных компетентных органов
иностранных государств в соответствии
с международными договорами Российской
Федерации по таможенным вопросам.
Заключение
Организованная преступность — сложное
антисоциальное явление, не имеющее государственных
границ. Многие десятилетия она «сопровождает»
экономическое и культурное развитие большинства
стран мира, стимулируя такие пороки человеческого
общества, как коррупция, вымогательство,
насилие, наркомания, проституция.
Развитие причин организованной преступности
в Российской Федерации повторило путь
большинства стран: разложение бюрократических
структур государства, нарушение принципов
социальной справедливости, девальвация
нравственных ценностей, выход из примитивного
состояния «безналоговой» теневой экономики.
Возрастающие масштабы организованной
преступности представляют реальную угрозу
безопасности государства и общества,
так как она усиливает свои позиции через
монополизацию многих видов противоправной
деятельности, используя отсутствие надежных
механизмов защиты нарождающихся рыночных
отношений, активно внедряется в новые
экономические структуры, стремится сохранить
господствующее положение в распределительной
сфере, заблокировать процесс реформ.
В ряде мест преступных формирования, пользуясь
безнаказанностью, а подчас и попустительством
правоохранительных органов, действуют
всё более нагло и вызывающе, превращая
обширные территории в свои вотчины. Они
контролируют такие доходные виды противоправной
деятельности, как наркобизнес, проституция,
азартные иргы, нелегальная торговля оружием,
спекуляция, вымогательство и др. Примитивные
преступления уступают место крупномасштабным
преступным акциям, глубокому проникновению
через коррумпированные связи в экономику
и финансовую систему, попыткам оказывать
прямое влияние на политику государства
в этой сфере.
Биржи, торговые и валютные аукционы, рынок
жилья, коммерческие банки, совместные
предприятия и иные экономические структуры
преступники пытаются использовать как
для отмывания «грязных» денег, так и для
использования самой рыночной экономики
в своих корыстных интересах.
Преступные формирования, располагающие
крупными суммами денег, завоевывают сильные
позиции на внутреннем рынке, осуществляют
противозаконные крупномасштабные преступные
операции по вывозу из страны сырья, товаров
и других средств. Противоправный бизнес
стремится приобретать либо иметь контрольный
пакет акций различного рода предприятий
и организаций, создавать собственные
производства (банковские и всякого рода
посреднические организации), внедрятся
во внешнеэкономические структуры и таким
образом выходить на формирование преступных
международных организаций.
Организованная преступность становится
одним из основных факторов политической
и социально-экономической нестабильности
в Российской Федерации. На это неоднократно
обращалось внимание в обращениях и выступлениях
Президента Российской Федерации, руководителей
Правительства и Парламента России, в документах
руководящих государственных органов.
Организованная преступность породила
новую криминальную ситуацию, которая
требует для её разрешения неотложных
законодательных, организационно-управленческих
мер, значительных материальных ресурсов
на оснащение правоохранительных органов
и обучение сотрудников методам борьбы
с организованной преступной деятельностью.
Одной из причин сложившейся ныне в сфере
борьбы с организованной преступностью
ситуации является недостаточно научная
проработка проблем, отсутствие ясных
представлений о стратегии и идеологии
этой борьбы, а также правовой, криминологической,
криминалистической и оперативно-розыскной
концепции и соответствующих научных рекомендаций
по выявлению, раскрытию, расследованию
и предупреждению организованной преступной
деятельности. Теоретическому познанию
организованной преступности как социально-правового
явления в нашем обществе предшествовала
оперативно-розыскная, следственная и судебная
практика.
Проблема организованной преступности
не только не исследовалась, но и не ставилась.
В этом и состояло одно из противоречий
общества: в его структурах уже функционировала
теневая экономика, определённые эшелоны
государственной и партийной власти были
поражены коррупцией, внутри страны и за рубежом
действовали многие связи, порожденные
иерархией преступных отношений, но интересы
официальных политических доктрин не позволяли
все это квалифицировать как организованная
преступность и, соответственно, разрабатывать
эффективные меры борьбы с ней.
На мой взгляд бороться с организованной
преступностью можно, при соответствующей
помощи государства. И тогда преступникам
не помогут никакие высшие эшелоны государственной
власти.
Список использованной литературы:
1. Карпец И. И. Преступность:
иллюзии и реальность. М.: Российское право,
1992.
2. Криминология: Учебник /Под ред. В. Н. Кудрявцева
и В.Е. Эминова. М.: Юрист, 1999.
3. Криминология: Учебник /Под ред. А. И. Долговой.
М.: Норма- ИНФРА-М, 1999.
4. Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировой
криминологический анализ. М.: Норма, 1997.
5. Основы борьбы с организованной преступностью:
Учебное пособие /Под ред. В. С. Овчинского,
В. Е. Эминова, Н. П. Яблокова, М.: Инфра- М, 1996.
6. Организованная преступность /Под ред.
А. И. Долговой., С. В. Дьякова, М.: Юридическая
литература, 1989.
7. Организованная преступность — угроза
культуре и державности России: Научно-
практическая конференция. СПб:, Издательский
дом «Бизнес- Пресса», 1998.