Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 07:24, доклад
По данным исследований, на территории России активно действует свыше 6 тысяч преступных формирований. Наивысшую общественную опасность представляет 46 преступных организаций и сообществ, объединенных более 6,3 тысяч активных участников, ведущих преступную деятельность на межрегиональном и международном уровне.
По данным исследований, на территории России активно действует свыше 6 тысяч преступных формирований. Наивысшую общественную опасность представляет 46 преступных организаций и сообществ, объединенных более 6,3 тысяч активных участников, ведущих преступную деятельность на межрегиональном и международном уровне.
Коррумпированные должностные лица оказывают содействие каждому третьему преступному формированию. Коррупция переросла в чисто криминальный аспект и приобрела политическую окраску.
Первый признак - это общественная опасность организованной преступности.
Особенность общественной опасности организованной преступности характеризуется формами проявления организованной преступной деятельности, а также выражается в угрозе, направленной на устои государственной власти и подрыве общественной безопасности.
Второй признак - это смыкание уголовной преступности с теневой экономической преступностью. После того, как появилась теневая экономическая преступность, пошел процесс срастания уголовной преступности с теневой экономической преступностью, в результате чего возник криминальный альянс между этими двумя, качественно разными категориями преступников, объединенных одной целью - незаконной наживой и получением фактической власти.
Третий признак - коррупция. Под коррупцией следует понимать использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего официального положения и связанных с ним возможностей для противоправного получения материальных благ, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами.
Коррупция следует отличать от обычных взяток, так как она означает разложение и продажность чиновников. В результате систематических получении взяток и выполнения за них каких-либо действий чиновниками, образуется коррупция (продажность государственной власти). Коррумпированный чиновник начинает состоять на двух службах одновременно: официальной (государственной) и неофициальной (в преступной организации). Так как коррупция связана с деятельностью чиновников в ущерб общественным и государственным интересам, то мотивы ее разнообразны. Криминологи установили три формы коррупции.
Первая форма - политическая коррупция (получила свое название в средствах массовой информации). Это вступление работников государственной власти в противоречие с нормами морали и закона в основном не в целях получения взяток, а из-за сложившихся клановых отношений, в которых главным принципом является «рука руку моет», то есть родственные связи, кумовство и т.д. осуществляли такие должностные лица исключительно нужную им политику в том или ином регионе. Например, на территориях, где определенную роль играют родоплеменные отношения и активно действуют нормы обычного права в виде традиций. Наглядный пример тому Калмыкия, Чечня и т.д.
Вторая форма коррупции связана исключительно с уголовной деятельностью и основана на подкупе должностных лиц, которые за вознаграждение оказывают преступникам те или иные услуги. Причем обе стороны преследуют здесь корыстные цели и стремятся друг к другу.
Третья форма коррупции - это установление незаконных отношений, которые предполагают целенаправленное втягивание в преступную деятельность соответствующих категорий должностных лиц для создания особо благоприятного режима одной из сторон. Эта форма связана с организованной преступностью и нередко помимо подкупа в этом случае используются провокации и угрозы в отношении должностных лиц. Говоря о таком признаке организованной преступности как коррупция, следует заметить, что не каждая организованная преступность располагает прямыми уголовными связями и контактами с представителями государственного аппарата власти. В уголовной среде существуют люди, которые специализируются на установлении таких связей Гуров А.И. Красная мафия. - М., 1996. - С.21.
Вероятность того, что всякая противоправная деятельность, как бы она ни была замаскирована, может быть в любой момент обнаружена и пресечена, побуждает организованную преступность изыскать пути и средства для своей защиты в государственных структурах с помощью коррумпированных должностных лиц, способных на любом уровне не только предотвратить, но и исключить прямое вмешательство правоохранительных органов Кувалдин В.П. Криминальная тактика противодействия организованных преступных структур. - М. 1997. - С.37..
Мы солидарны с вышеуказанным мнением, так как считаем, что без официального прикрытия организованная преступность не сможет крепко стоять на ногах и развивать свою противоправную деятельность в различных областях социальной практики.
По мнению Г.А.Сатарова, М.И.Левина и М.Л.Цирика коррупция как социальное явление, имеет свое историческое развитие и отмечают, что мздоимство упоминается еще в русских летописях XIII века. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках Саратов Г.А., Левин М.И., Цирик М.Л. Россия и коррупция, кто кого? // Российская газета. М., 1998. - С.4.
Сегодня коррупция по утверждению специалистов вылилась в нелегальное перераспределение национальных богатств в пользу коррумпированных кланов Иванов С.Ю. // Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. М., 1995. С.56.
Что
же касается участников
этой системы, то А.И.Гуров
утверждает следующее:
«каждый участник государственно-
С таким высказыванием мы согласимся, пожалуй, не полностью, так как считаем, что коррупция может возникнуть как в низших, так и в высших эшелонах власти, с привлечением к противоправной деятельности как нижестоящим вышестоящего, так и вышестоящим нижестоящего. Все зависит от личных качеств и степени нравственной градации или иного должностного лица. Что касается коррупции в наше стране, то моральное разложение чиновников идет сверху вниз.
Четвертый признак - это наличие преступных сообществ (объединений), объединившихся для систематического совершения преступлений. В таких преступных сообществах наблюдается достаточно выраженная иерархия, иными словами, соподчиненность ее участников, жесткая дисциплина, основанная на специально устанавливаемых нормах поведения и дополнения уголовными традициями, характерными для преступного мира. Власть в группе концентрируется в руках одного или нескольких лидеров, а количество участников колеблется от нескольких десятков до двух-трех тысяч участников преступного сообщества, например, по данным МВД Российской Федерации, в г.Москве солнцевское преступное сообщество на сегодняшний день насчитывает две тысячи человек Данные МВД РФ // Организованная преступность. Часть 2. - М., 1993. - С.257.
Пятый признак - экономический, так как деятельность организованной преступности направлена на получение крупных денежных сумм (прибыли) и материальных ценностей.
Совершение преступлений как промысел будет являться стержнем организованной преступности. Систематическое нарушение закона преследует главную цель - обогащение.
Все изученные российскими криминологами организованные преступные группы и сообщества создавались для систематического совершения преступлений в виде промысла в целях получения экономической выгоды.
Шестой признак - это наличие контроля организованной преступности, как источником получения неправомерных доходов. Этот признак частично характеризует одну исключительную особенность российской организованной преступности.
Как правило, организованная преступность занимается деятельностью, которая запрещена законом, как-то: контрабанда, торговля оружием, наркотиками, проституция и т.д. Но в наших условиях при отсутствии всяческого желания у государственной власти вести борьбу с организованной преступностью, которое обычно обосновывается специалистами как отсутствие определенного механизма и системы специальных мер. Допускается контроль организованной преступности и за, так называемыми, нетрадиционными для нее источниками дохода, иначе говоря, за законной хозяйственной деятельностью, осуществляемой физическими и юридическими лицами в установленном законом порядке.
Необходимо заострить внимание на том, как понимают организованную преступность эксперты ООН. Данные специалисты рассматривают это социально-правовое явление с двух позиций. В наиболее широком понимании организованную преступность они трактуют как форму незаконного предпринимательства, подпольную экономическую систему. В этом аспекте эксперты ООН определяют организованную преступность как одну из форм экономического предпринимательства, осуществляемую с помощью противозаконных средств, связанных с угрозой применения физической силы или ее использованием, вымогательством, коррупцией, шантажом и другими методами, а также использованием незаконно производимых товаров и услуг.
С другой позиции данное явление характеризуется как серия сложных уголовных видов деятельности, осуществляемых в широких масштабах организациями и другими группами, имеющими внутреннюю структуру, которую толкает на это, главным образом, получение финансовой прибыли и приобретение власти Корчагин А.Г., Номоконов В.А., Шульга В.И. Организованная преступность и борьба с ней. - Владивосток. 1995. - С.6..
Что же общего можно найти между определениями организованной преступности, данными экспертами ООН и российскими специалистами?
Во-первых, такие признаки, как незаконное предпринимательство и подпольная экономическая система в определении у экспертов ООН можно рассматривать как теневую экономическую деятельность, что свойственно российской организованной преступности. У российских специалистов это трактуется как смыкание уголовной и экономической преступности с тем, чтобы осуществлять подпольную (теневую) экономическую деятельность.
Во-вторых, в своем определении организованной преступности эксперты ООН называют такие признаки, которые являются методами организованной преступности. В нашем определении они не названы кроме коррупции, но тем не менее российская организованная преступность их применяет и называются такие методы в другом определении, которое сформулировано в проекте Закона РФ «О мерах против организованной преступности».
В-третьих, экспертами ООН назван следующий признак организованной преступности, как серия сложных уголовных видов деятельности, которую осуществляют организованные преступные группы. В нашем определении этот признак трактуется как совершение преступлений в виде промысла, под которым понимается систематическое совершение различных видов уголовных преступлений.
Как первый, так и второй признак можно понимать совершенно аналогично, так как они абсолютно одинаково характеризуют противоправные действия организованной преступности. Здесь преследуются аналогичные цели: получение экономической выгоды и достижение политической власти. Все это очень актуально для российской организованной преступности.
В-четвертых, эксперты ООН называют такой признак, как наличие преступных организаций, имеющих внутреннюю структуру, что также предполагает наличие иерархичности, сплоченности, устойчивости, жесткой дисциплины. Этот признак очень свойственен признаку, характеризующему преступные сообщества в определении организованной преступности у российский специалистов.
Проводя анализ российских преступных сообществ с зарубежными, становится очевидно, что данные преступные организации обладают идентичными признаками формирования.
Информация о работе Организованная преступность и методы борьбы с ней