Незаконный оборот оружия на Северном Кавказе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:57, научная работа

Описание работы

Состояние незаконного оборота оружия находится в прямой зависимости от степени правопорядка в государстве. Незаконный оборот оружия можно рассматривать как своеобразный индикатор, позволяющий оценивать состояние государства и национальной безопасности. Уровень незаконного оборота оружия значительно вырастает в те исторические периоды, когда нарушаются устои государственности, нарушается и ослабляется социальный контроль в обществе. И именно эти процессы наблюдаются сейчас на Северном Кавказе, который продолжает оставаться горячей точкой Российской Федерации. Хотя обстановка в разных республиках и краях Северного Кавказа заметно различается, на значительной территории Северного Кавказа действуют общие факторы, крайне отрицательно влияющие на развитие ситуации в регионе.

Работа содержит 1 файл

моя конф со ссылками.doc

— 52.00 Кб (Скачать)

     КБГУ  им. Х. М. Бербекова

     Юридический Факультет

     студентка 4 курса 3 группы

     Апикова Залина Мухамедовна

     Научный руководитель:

     Шогенова  Фатима Олеговна, к. э. н.  

     «Незаконный оборот оружия на Северном Кавказе»

     Состояние незаконного оборота оружия находится  в прямой зависимости от степени правопорядка в государстве. Незаконный оборот оружия можно рассматривать как своеобразный индикатор, позволяющий оценивать состояние государства и национальной безопасности. Уровень незаконного оборота оружия значительно вырастает в те исторические периоды, когда нарушаются устои государственности, нарушается и ослабляется социальный контроль в обществе. И именно эти процессы наблюдаются сейчас на Северном Кавказе, который продолжает оставаться горячей точкой Российской Федерации. Хотя обстановка в разных республиках и краях Северного Кавказа заметно различается, на значительной территории Северного Кавказа действуют общие факторы, крайне отрицательно влияющие на развитие ситуации в регионе.

Это:

- продолжающееся  вооруженное противостояние. На Северном Кавказе российскому государству противостоит вооруженное подполье, использующее в своей борьбе террористические методы.

- российские  силовые структуры, в свою очередь,  в ходе борьбы с террористическим  подпольем сами осуществляют политику государственного террора, в рамках которой демонстративно нарушают закон и грубо попирают права человека;

-  безнаказанность  за массовые преступления, совершенные  представителями государства в  ходе «контртеррористической операции». 

- коррупция,  уровень которой чрезвычайно высок даже на фоне остальной России;

- произвол  чиновников;

- высокий  уровень безработицы;

     Причинный комплекс незаконного оборота оружия неразрывно связан с современными условиями  жизни общества, производен от общих  причин и условий преступности и заключается во взаимодействии негативных факторов в социально-экономической, социально-культурной, воспитательной, политической, правовой, организационно-управленческой и технической сферах жизни общества. Повышенный спрос на оружие придал экономический характер незаконному обороту оружия, поскольку он является источником высоких криминальных доходов.

     За  последние годы вооруженные противники Российской Федерации создали «укорененное»  в ряде республик Северного Кавказа  вооруженное подполье из местных жителей.  За 10 месяцев 2010 года на Северном Кавказе зарегистрировано 3006 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. И количество таких преступлений лишь продолжает увеличиваться.

     В нашей стране основным законодательным  актом, регулирующим правоотношения в области оборота оружия является Федеральный закон "Об оружии" 1996 г. В нем дано понятие оружия:

     «Оружие - устройства и предметы, конструктивно  предназначенные для поражения  живой или иной цели, подачи сигналов.»  В этой связи к оружию не относятся предметы хозяйственно-бытового назначения или орудия ремесленного промысла (ножи, вилы, топоры, бритвы, стамески, напильники и т. д.), которые могут быть использованы при совершении различных преступлений. Вместе с тем, если такой предмет специально приспосабливается (путем обработки) для причинения вреда здоровью или убийства, то он превращается в оружие.  К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве предметов хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием.

     Также здесь закреплено, что оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия – это производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации1.

     В УК РФ предусматривается ответственность  за следующие виды незаконного оборота: приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.222), изготовление оружия (ст.223), небрежное хранение огнестрельного оружия (ст.224), ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.225), хищение или вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.226). Кроме того, предусмотрена ответственность по ст.188 УК (контрабанда) за незаконное перемещение через таможенную границу (ввоз и вывоз) огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения.

     И возвращаясь к незаконному обороту  оружия на Северном Кавказе, естественно  возникает вопрос: « Откуда берется  это самое оружие?»

     1) Оружие может быть добыто в результате насильственных действий в отношении лиц, имеющих право на его ношение, краж в местах хранения либо приобретение нелегальным путем.

     2) Нельзя забывать про поток  контрабандного оружия.  Поступает  оно в основном из Германии, Китая, Чехии, Италии, Бельгии,  бывшей Югославии. Реже встречается оружие, произведенное в США, Израиле, Бразилии. Оружие поступает в основном через северо-запад транзитом через Польшу и прибалтийские страны. По данным таможенных органов, 16% контрабанды оружия осуществляется автомобильным транспортом, 37% — железнодорожным, 9% — авиацией, 8% — морем, 2% — почтой. Для контрабанды оружия применяются самые изощренные способы: оружие переправляется в специальных тайниках, в тушах скота, бензобаках автомобилей, под прикрытием крупных партий одежды, продовольственных товаров и т.д.2 Так, по одному из дел было установлено, что контрабанда находилась партиями по 10 штук в коробках под банками шпрот. Такое сокрытие оружия значительно затрудняет его обнаружение при проведении таможенного досмотра. В настоящее время наметилась тенденция к поставкам оружия небольшими партиями сразу под реализацию, чтобы избежать длительного хранения большого его количества. С одной стороны, это ускоряет оборот денежных средств, с другой — уменьшает возможный ущерб в случае задержания правоохранительными органами перевозимой, хранимой или сбываемой партии оружия. Сложившиеся условия позволяют поддерживать на достаточно высоком уровне поток незаконно ввозимого на территорию России огнестрельного оружия и боеприпасов, а сверхприбыли, получаемые от его сбыта, привлекли к этому виду преступного бизнеса членов как прибалтийских, так и ряда российских преступных группировок, сросшихся в настоящее время в международные преступные сообщества.

     3) Почти каждая третья изымаемая единица по происхождению приходится на государственные военизированные организации, и в первую очередь - на Министерство обороны России.

     На  это повлияли следующие факторы: на воинских складах сосредоточено большое количество оружия и боеприпасов, которые полностью не; охрана объектов хранения оружия на должном уровне не обеспечивается, технические средства охраны устарели или несовершенны; недостаточное финансирование вынуждает многих командиров частей оборудовать охрану складов кустарным способом, не соответствующим установленным требованиям; слабый контроль за боеприпасами во время проведения учений, стрельб и других мероприятий боевой подготовки, что позволяет военнослужащим похищать неиспользованные боеприпасы, затем сбывать их; снижение дисциплины среди личного состава как срочной службы, так и кадровых военных (из общего числа осужденных за хищения оружия военнослужащих каждый шестой является должностным лицом)3. Своевременному выявлению и раскрытию хищений оружия препятствует несвоевременная и неполная постановка похищенного и утраченного оружия на учет в информационных центрах МВД—УВД, что не позволяет определить реальные масштабы хищений и утрат оружия и принять своевременные меры к его розыску.

     4)  Утечка также идет с отечественных оружейных предприятий, Там воруют и готовое оружие, но в большинстве там воруют комплектующие детали, из которых собирают пистолеты. Умельцы делают их в кустарных условиях, их отличительная особенность - на них нет номеров. Одно время в Чечне сепаратистами было налажено производство пистолетов "БОРЗ", в переводе на русский "ВОЛК", которые делали на грозненском заводе "Серп и Молот", а фактически чуть ли не в гаражах кустарным способом. Отсюда - отвратительное качество данного пистолета-пулемета, и поэтому в последнее время при проведении спецопераций по пресечению незаконного оборота оружия "БОРЗ" почти не попадается. А вот переделывание газовых пистолетов под боевые на Кавказе до сих пор широко практикуется.

     Хищениям  оружия и комплектующих деталей  к нему с заводов-изготовителей способствуют следующие факторы: тяжелое экономическое положение предприятий ВПК, сложности с реализацией оружия, приводящие к скоплению большого количества нереализованного оружия, хранящегося в помещениях, которые, из-за отсутствия необходимых финансовых средств, не отвечают техническим требованиям хранения оружия; ухудшение режима охраны предприятий, где изготавливаются комплектующие детали к оружию.

     5) Продажа должностными лицами  оружия, которое было списано  и изъято из криминального  оборота, номера были стерты  с компьютерной базы данных, и которое должно было быть уничтожено. 

   К положениям, которые помогут государственной  власти уменьшить количество оружия, находящегося в незаконном обороте, можно отнести:

  1. Необходимым условием результативности предупреждения незаконного оборота оружия является организация взаимодействия его субъектов, осуществляемая на нескольких уровнях: международном, федеральном, региональном, местном. Взаимодействие в данной сфере имеет глубокие исторические корни и недостаточную нормативно-правовую базу.
  2. В современных условиях необходимо принять на федеральном уровне основополагающий документ об основах государственной политики в области контроля за вооружением. В связи с этим необходимо разработать концепцию государственной политики в области контроля за вооружением, которая должна отражать современное состояние и тенденции, развития оборота оружия, комплекс мер по предупреждению его незаконного оборота, рассчитанного на длительный период. 
  3. В целях предупреждения незаконного оборота оружия в России необходимо создать специальный государственный орган по контролю за оборотом оружия, который выполнял бы следующие задачи:

-  создание  автоматизированной системы учета  огнестрельного оружия, имеющегося  на территории России;

-  осуществление  контроля за оборотом оружия  на всех его этапах, начиная с момента производства и заканчивая утилизацией;

-  оказание  помощи правоохранительным органам  в пресечении и раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом  оружия;

-  контроль  экспорта и импорта вооружения;

-  координация деятельности ведомств, вовлеченных в оборот оружия.

    4) Борьба  с незаконным оборотом оружия  должна быть подкреплена большой разъяснительной работой. В ней должны принимать активное участие правоохранительные органы, общественность, и особенно средства массовой информации, играющие большую роль в формировании общественного мнения, отражении правовой действительности. В настоящее время материалы СМИ о правонарушениях в сфере оборота оружия носят в основном шоковый, иллюстративный характер.

    5) Для  предотвращения поступления оружия в незаконный оборот с заводов-изготовителей представляется необходимым провести следующие мероприятия: заменить военизированную охрану таких предприятий на вневедомственную милицейскую; усилить пропускной режим; внедрить современные средства контроля (технические средства обнаружения оружия и его частей, нелегально выносимых с территории предприятий); ввести электронно-механическую маркировку боеприпасов, оружия и комплектующих деталей к нему, а также маркировку огнестрельного оружия, при которой номер наносится не только на затворе, рамке и вкладыше ствольной коробки, но и на других основных деталях; ввести комиссионное уничтожение бракованных деталей оружия; места утилизации выбракованных деталей максимально приблизить к местам их выбраковки; усилить оперативные позиции в сборочных цехах; производство взрывчатых веществ сосредоточить на государственных заводах, исключив коммерческие организации из числа производителей.

    6) Одной из целей таможенной политики Российской Федерации является содействие обеспечению государственной безопасности страны путем вскрытия и пресечения незаконного оборота оружия. И на сегодняшний день просто необходимо, чтоб наше государство вложило все силы для обеспечения этой цели.

     Подводя итог сказанному, следует отметить, что с учетом современных политических, экономических и социальных условий напряженности в обществе в ближайшие годы можно прогнозировать увеличение незаконного оборота оружия. Позитивные результаты в борьбе с этим явлением могут быть достигнуты лишь в случае консолидации сил и средств правоохранительных органов, исполнительных органов власти и управления, администрации заводов — изготовителей оружия, командования воинских частей Министерства обороны и всех нравственно-здоровых сил общества.

Информация о работе Незаконный оборот оружия на Северном Кавказе