Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 20:10, курсовая работа
Каждому из нас случалось идти по улице, ехать в общественном транспорте, бывать в том или ином образовательном учреждении и видеть молодых людей, в чем-то не похожих на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур. Исследуя данную категорию Т. Хойбнер отмечает, что "они не вписывались в рамки обычной картины жизни, разрушали привычные общественные нормы, провозглашали иные ценности, ставили под вопрос незыблемые запреты. Они подвергали сомнениям все и вся: своих близких и себя лично, общественные отношения, хотели что-то изменить, искали новые идеалы, жизненные цели и сообразно этому совершали поступки"1
Введение……………………………………………………….3
1. Понятие неформальных объединений молодежи криминальной направленности и их характерные черты…..5
2.Причины и условия преступных проявлений неформальных объединении молодежи…………………………..
3.Особенности предупреждения преступных проявлений молодежных объединений неформальной направленности..
Заключение………………………………………………..
Список используемой литературы…
Неформальные объединения молодежи
криминальной направленности
и
предупреждение их преступных
проявлений
.
Содержание
Введение……………………………………………………….
1. Понятие неформальных объединений молодежи криминальной направленности и их характерные черты…..5
2.Причины и условия преступных проявлений неформальных объединении молодежи…………………………..
3.Особенности предупреждения преступных проявлений молодежных объединений неформальной направленности..
Заключение……………………………………………….
Список используемой
литературы………………………
Введение.
Каждому из нас случалось идти по улице, ехать в общественном транспорте, бывать в том или ином образовательном учреждении и видеть молодых людей, в чем-то не похожих на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур. Исследуя данную категорию Т. Хойбнер отмечает, что "они не вписывались в рамки обычной картины жизни, разрушали привычные общественные нормы, провозглашали иные ценности, ставили под вопрос незыблемые запреты. Они подвергали сомнениям все и вся: своих близких и себя лично, общественные отношения, хотели что-то изменить, искали новые идеалы, жизненные цели и сообразно этому совершали поступки"1
Поколение «Отцов» всегда относилось к молодежной субкультуре в лучшем случае настороженно, в худшем - агрессивно-неприязненно. Отвергая «родительское» мироощущение, неформалы предлагают свое, альтернативное, тем самым намекая старшим на их мировоззренческую и житейскую несостоятельность. Те, со своей стороны, как могут защищаются, объявляя новое мировоззрение деструктивным, идеалы – извращенными и упадническими, манеру поведения – неприличной. Нередки и прозрачные намеки на моральную ущербность и даже душевное нездоровье приверженцев этой или иной субкультуры. Тем самым конфликт поколений обостряется до крайности. И тогда и родители и педагоги начинают лихорадочно искать выход из тупика: Как иметь дело с приверженцами той или иной субкультуры? Спасать? Игнорировать? Перевоспитывать? Можно ли избежать конфликтов? Конечно, можно. Если мы признаем, что молодежная субкультура – объективная реальность, которую необходимо изучать и знать. Это позволит разрушить привычные стереотипы нашего мышления при изучении не только молодежной субкультуры, но и подростковой и молодежной преступности. У НОМов (неформальных объединений молодежи) никогда и ничего не задается "сверху". Они абсолютно автономны и не вписываются в структуры более высокого порядка. НОМы не зависимы от мира старших, внешне казалось бы не имеют четких организационных параметров. Такие объединения возникают из-за дефицита общения и низкого уровня работы формальных объединений.
Асоциальный (или антисоциальный) тип объединений характеризуется размытостью моральных норм, криминальными ценностями и установками. В таких объединениях могут оказаться панки, хиппи, металлисты, хулигантсвующие "гопники", наркоманы, профашистские сообщества и т.п.
Для того чтобы понять и молодых людей из неформальных объединений, необходимо знать историю и причины возникновения таких объединений, и только после этого выработать к ним свое отношение и наметить те или иные средства воспитательного воздействия.
Причины участия молодежи в неформальных группах:
1. Непонимание в семье, вызов семье.
2. Неуспеваемость
в школе и отчуждение от
школьного коллектива.
3. Нежелание быть как все.
4. Желание утвердиться, привлечь к себе внимание.
5. Дань моде.
6. Влияние криминальных структур.
7. Копирование образцов западной культуры, структур и течений.
8. Отсутствие интереса к чему-либо и цели в жизни.
9. Неразвитая сфера организации досуга в стране.
10. Возрастные
увлечения, потребность в
11. Идейные убеждения.
12. Вызов обществу, возможность проявить протест.
Первостепенные причины ухода подростков в неформалы - это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых. Многие из пришедших в «неформалы» те, кто «не знал, как жить дальше». Молодежь всегда и везде стремится к общению со сверстниками, бежит от душевного одиночества и непонимания.
Кроме того появление огромного количества неформальных объединений объясняется и сдвигами в самом обществе, в его социальной структуре. Как правило, в любые времена молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому её готовили в процессе цивилизации. И эта неопределенность и становится почвой для зарождения неформальных сообществ. Классификация неформалов многими специалистами оценивается как сложное явление, т.к. процессы, происходящие в данной среде, динамичны, неустойчивы и противоречивы.
По социально-правовому критерию они подразделяются на:
1) просоциальные
(положительной направленности)
2) асоциальные (нейтрального типа), создаваемые для проведения досуга («панки», «металлисты», «рокеры», «ролевики», «байкеры», «скейтеры», «геймеры», «готы», «рэперы», и др.)
3) антисоциальные (отрицательной направленности) («гопники», «скинхеды», «фашики», «чистильщики», «люберы» и др.)
Промежуточное положение между асоциальными и антисоциальными неформальными объединениями занимают секты («сатанисты», «кришнаиты», «индианисты», «исламисты» и др.)
У неформальных объединений есть ряд признаков, которыми они отличаются от других самодеятельных организаций:
1 Отсутствие официального статуса.
2 Отсутствие какой-либо
3 Слабо выраженная внутренняя структура.
4 Сложность выделения лидера
объединения.
Неформальные
объединения, вопреки распространенному
мнению, не является изобретением наших
дней, а имеют богатую историю.
Разумеется, современные формирования
существенно отличаются от своих предшественников,
однако природа их во все времена была
одинакова.
1. Понятие неформальных объединений молодежи криминальной направленности и их характерные черты.
Криминальная субкультура — это образ жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи, объединившихся в криминальные группы. В них действуют чуждые обществу и общечеловеческим ценностям и требованиям правила поведения, традиции и ценности. Назовем важнейшие характеристики криминальной субкультуры.
Криминальная субкультура не
любит гласности.
Не случайно поэтому местами функционирования одного из видов асоциальной субкультуры являются, как мы уже отмечали, школьные туалеты, подъезды домов (нередко эту разновидность субкультуры называют "туалетно-школьной"), подвалы, чердаки, отдаленные парки, скверы, места "тусовок". А в специальных учебно-воспитательных учреждениях и исправительных заведениях — это места, мало контролируемые администрацией и службой режима.
Главным, определяющим фактором их возникновения и развития, несомненно, стали процессы демократизации и гласности, которые не только пробудили к активной деятельности миллионы людей, но и поставили перед ними новые задачи. Результатом этого закономерно явился бурный рост числа самодеятельных общественных формирований и повышение активности их участников. В начале 70-х годов против только что возродившегося движения неформалов был предпринят ряд шумных кампаний, преследовавших молодёжную рок-музыку и самодеятельную песню, выставки художников-авангардистов и клубы любителей фантастики, начинания неофициальной педагогики – молодёжные клубы. Сам термин «молодёжная субкультура» вошел в язык в качестве примера идеологических диверсий. Между тем вопреки такому массированному, организационному давлению своеобразие даже чисто внешних проявлений молодёжной среды не исчезало, а, наоборот, увеличивалось, принимая порой действительно искаженные формы. Возникли многочисленные «тусовки» молодых людей, фанатически приверженных тому или иному музыкальному кумиру или спортивной команде. Множились разнообразные семантические средства – одежда, сленг, вся значковая атрибутика, песни, музыка, манеры и т.п., - с помощью которых подростки отгораживались от взрослого сообщества, отстаивая свое право на внутреннюю жизнь.
Анализ неформальных групп как социальное явление требует адекватной социально-правовой оценки. Основа такой оценки неформальных групп состоит в том, что одни из них соответствуют господствующим общественным отношениям, другие же, напротив, им противоречат. Наряду с социально позитивными объединениями существуют их антиподы, к которым относятся группы с националистической, экстремистской направленностью, а также криминальные группировки молодых людей, демонстративно противопоставляющие себя общественным нормам и правилам. Такие группировки заняли относительно самостоятельную нишу в неформальном движении.
Рассматривая проблему стихийного объединения подростков в таких группах, следует иметь в виду, во-первых, проблему как таковую и, во-вторых, повышенную распространенность неформальных групп с криминальной направленностью среди несовершеннолетних.
О том, что представляют собой стихийно возникающие неформальные группы несовершеннолетних, какова их моральная и правовая ориентация, психология поведения, кому они выгодны, как их надо изучать, где границы, за которыми начинается либо социализация, либо социальная деградация - все эти вопросы волнуют криминологов, обществоведов и практических работников.
Необходимость данного исследования обусловлена тем, что неформальные группы несовершеннолетних являются неотъемлемой частью общества и данный анализ этой части требует ее сопоставления с целым, потому что, "части целого вне его не только теряют ряд своих существенных свойств, но и вообще не могут существовать в данной качественной определенности". Возможность и реализация такого подхода обусловлена возникшей необходимостью более глубокого изучения общих вопросов, связанных с причинами возникновения, генезисом таких неформальных групп с целью предупреждения всякого рода правонарушений, совершаемых этими группами.
2.Причины
и условия преступных
проявлений неформальных
объединении молодежи.
Неформальные группы несовершеннолетних рождаются не сами по себе. Их возникновение является последствием тех противоречий, которые - существуют в обществе. Это касается более всего групп несовершеннолетних с криминальной направленностью. И.И. Карпец, например, справедливо называет в числе причин появления неформальных групп несовершеннолетних с криминальной направленностью - рост общественных противоречий, разного рода антагонизмов. С чем же все-таки связано осложнение ситуации в интересующем нас плане? В более общей форме ответ может быть таким: с противоречиями нынешнего сложного, переломного экономического, политического, идеологического, нравственного развития нашего общества. Перестройка выплеснула на поверхность проблемы, накопленные и не решавшиеся на протяжении долгих лет. Кризисное финансовое положение, разбалансированность рынка, малообеспеченность значительных слоев населения, в том числе и молодежи, нарушение принципов социальной справедливости, иждивенчество - с одной стороны, и поляризация материального неравенства - с другой.
Существующие в группах нормы, ценности, условности и правила строго обязательны для всех сторонников "другой жизни". В этом отношении криминальная субкультура автократична, тоталитарна по своему характеру. Отступники беспощадно караются. Это и понятно, поскольку современная криминальная субкультура впитала в себя пороки административно-командной, тоталитарной системы в обществе и возникла на ее почве. Она не признает свободы выражения личности, ее прав, полагая, что права имеются только у тех, кто находится на верху иерархической лестницы, а у остальных есть лишь обязанности.