Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 12:09, контрольная работа
Личность – это «социальное лицо человека», то, кем он стал в процессе социального развития, формирования и деятельности в обществе. Таким образом, при употреблении понятия «личность преступника» следует иметь в виду именно «социальное лицо» человека, совершившего преступление».1 Из этого понятия следует, что личность преступника – это личность человека совершившего преступление вследствие, своих особых взглядов на социальное общество, отрицательного отношения к нравственным ценностям. Такой человек для удовлетворения своих потребностей встает на общественно опасный путь. Сделав вывод из вышесказанного, можно утверждать, что криминологи в своих изучениях под личностью преступника понимают одного конкретного человека, определенный социальный тип.
Понятие личности преступника и лица совершившего преступление, их соотношение………………………………………………………………..........2
Соотношение социального и биологического в личности преступника……..4
Криминологическая характеристика личности преступника……………….....7
Классификация и типология личности преступника: значение и отличие…..10
Задача №1…………………………………………………………………………11
Задача№2………………………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………….13
Содержание:
Понятие личности
преступника и лица совершившего
преступление, их соотношение…………………………………………………
Соотношение социального и биологического в личности преступника……..4
Криминологическая
характеристика личности преступника……………….....7
Классификация
и типология личности преступника:
значение и отличие…..10
Задача №1………………………………………………………
Задача№2…………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….13
Понятие
личности преступника
и лица совершившего
преступление, их соотношение.
«Личность – это «социальное лицо человека», то, кем он стал в процессе социального развития, формирования и деятельности в обществе. Таким образом, при употреблении понятия «личность преступника» следует иметь в виду именно «социальное лицо» человека, совершившего преступление».1 Из этого понятия следует, что личность преступника – это личность человека совершившего преступление вследствие, своих особых взглядов на социальное общество, отрицательного отношения к нравственным ценностям. Такой человек для удовлетворения своих потребностей встает на общественно опасный путь. Сделав вывод из вышесказанного, можно утверждать, что криминологи в своих изучениях под личностью преступника понимают одного конкретного человека, определенный социальный тип.
«В
собирательном понятии «лицо, совершившее
преступление», следует представлять
как определенную совокупность лиц,
являющихся как «юридическими» преступниками
(осужденные, условно осужденные, условно
освобожденные), так и преступниками
«фактическими» - освобожденными от уголовной
ответственности ввиду
В первом случае изучалась личность преступника, для выяснения причин совершения преступления конкретным человеком, что позволяет в дальнейшем предупредить большинство преступлений. Во втором случае рассматривается некая совокупность лиц, что позволяет на основе изучения их повадок, поступков, выявлять конкретные особенности, присущие определенному типу правонарушителей (преступников). Это позволяет в дальнейшем раскрыть некоторые преступления или предотвратить их.
При изучении личности преступника рассматривается его внутренний мир, психическое, душевное состояние. Выясняется в чем причина, побудившая его совершить преступление, так как внутренние особенности этого человека, могут представлять общественную опасность для окружающих. Само по себе преступление совершенное этим лицом не представляет опасности для окружающих, угроза исходит от самого человека. Если эти вопросы не изучать, то мы никогда не сможем понять и предотвратить преступления.
Например: был добропорядочный гражданин, который трудился на заводе на протяжении двадцати лет, но в условиях нынешнего кризиса попал под сокращение и остался без средств к существованию. На протяжении полугода он не смог найти другую работу, а у него на иждивении двое детей. Этот человек совершает кражу в супермаркете. В это же время становится известно, что, в общем, по городу совершено еще десять краж. Криминологическим изучением этих ситуаций выясняется, что причины совершения преступлений схожи. Делают вывод, что если удалось понять внутренние мотивы, то можно предотвратить последующие преступления. Выводиться определенная статистика на основе, которой можно предпринять меры для предотвращения преступлений, в данной ситуации государство должно предпринять анти кризисные меры и большинство преступлений схожих с приведенными в примере можно будет предотвратить.
Криминологическое изучение лица, совершившее преступление способствует объединению этих лиц в определенные группы. Например, изучая группу лиц – воров карманников, криминалисты могут вывести определенные признаки, присущи этой группе, что способствует быстрому их распознаванию среди других людей.
Например:
Криминологи выяснили, что ворам
карманникам присущи
Соотношение
социального и
биологического в
личности преступника.
Взаимодействие социального и биологического в человеке основано на том, что более простая форма, биологическая – являлась основой для возникновения высшей, более сложной формы, в данном случае общественной (социальной). Биологическое является предпосылкой для развития социальной сущности.
Человек рождается на свет, не имея эмоций, интеллекта, сознания, воли – все это приходит к человеку в процессе общественных отношений. Первые навыки в жизни человек приобретает от своих родителей: умение общаться с людьми, реагировать на процессы, происходящие в обществе должным образом. Человек рождаясь на свет, как пластилин, из которого можно слепить все, что угодно. При этом если из человека вырастает общественно опасная личность, то в этом во многом виноваты люди участвующие в становлении его личности. Поколение людей присущих определенному времени формируется на основе взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.
Неоднократно
высказывалась мысль о
Социальное в человеке развивается каждый раз заново, что противоречит генетической сущности человека, которая могла бы ограничивать возможности последующих поколений формировать социальную сущность людей. «Вследствие ведущей роли социального как фактора эволюции генетические предпосылки развития человека все более и более приобретали черты необходимого соответствия социальным потребностям».4
В наше время, например дети, намного умнее и развитей, чем их предшественники, если отступить на лет пятьдесят назад. Сейчас они умеют намного больше, чем мы взрослые. Они с первого класса владеют навыками работы на компьютерах, мобильными телефонами и т. д. Это свидетельствует о том, что ум человека, его интеллектуальные способности подстраиваются под общественные критерии, на основе новейших достижений. Ведь если человек отстает от общественных устоев, то он «выпадает из колеи» и становится изгоем общества.
Однако все люди отличаются друг от друга по душевным способностям и физическим силам. В. И. Ленин утверждал, что человека можно научить всему, что угодно. Человек может развиваться и овладеть любой формой человеческой деятельности и при этом не узко односторонне, а широко, гармонично.
Согласно философской трактовке, человеческая сущность представляет собой совокупность общественных отношений.
Исторические идеи о
Можно
согласиться с взглядами
Хотя
мы понимаем, что биологическая теория
не находит сто процентного
Криминологическая
характеристика личности
преступника.
Социальная позиция – это своеобразный узел отношений в социальной системе. Каждой социальной позиции соответствует сценарий роли, одновременно составляемый тремя группами субъектов:1) государством и выраженный в системе официальных предписаний (законы и подзаконные акты); 2) обществом в форме общепринятых и поощряемых общественным мнением норм поведения; 3) неофициальными структурами (семьей, досуговыми группами и т. п.)
«Криминологические исследования указывают на то, что как правило, совершение тяжких преступлений бывает результатом не скачка от нормального поведения к наиболее общественно опасному, а постепенного нарастания интенсивности и общественной опасности негативного поведения.
Потребности – источник мыслительной и поведенческой активности человека, они отражают и его природные свойства. В системе потребностей необходимо учитывать такие важные, которые часто проявляют себя в преступном поведении, как: стремление к самоутверждению, проявлению своего Я, познанию и творческой деятельности. Многие авторы выделяют три вида детерминации потребностей: естественные, материальные, духовные. Потребности и интересы оказывают сильнейшее влияние на мотивационную сферу личности.
«Выделяют следующие основные мотивы:
Отмечается
мотивация отдельных групп
Ценностные ориентации - глубинные личностные характеристики, указывающие на наиболее значимые для личности объекты, ценимые ею. Высшее место в системе ценностей занимают индивидуальные или клановоэгоистические ценности. Личное материальное благополучие, неограниченное проявление своего “ Я” превыше всего в таких случаях. Существенную проблему в нравственном сознании человека, совершающего преступление составляет фиксируют криминологи. Когда например, подросток формировавшийся в криминальной и аморальной среде действительно не знаком с общественно одобряемой системой нравственных норм поведения и искренне полагает, что “того, кто неправ, надо бить и бить жестоко”. Общество разделено на социальные группы, сословия. Вследствие этого у них разные нравственные ценности и мораль. Это является искажением морали, то, что для одних хорошо, то для других аморально.