Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 21:45, контрольная работа
Одной из наиболее актуальных проблем в банковской сфере России стал невозврат кредитов. На борьбу с этим явлением, угрожающим стабильности банковской отечественной системы, ориентирована ст.177 УК, предусматривающая ответственность за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. Данная проблема стала еще более актуальной в связи с вступлением в законную силу нового ФЗ "Об исполнительном производстве".
Введение…………………………………………………………………………3
Некоторые проблемы предупреждения латентности преступлений …….….4
К вопросу о проблеме дискреции уголовно-правовых санкций……………..6
Отдельные вопросы уголовной ответственности за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности………………………………………9
Незаконное получение кредита: вопросы криминализации………………….11
Заключение………………………………………………………………………14
Список используемой литературы……………………………………………...15
Приблизительно
равный коэффициент пропорциональности
позволит некоторую мерой унифицировать
законодательство, лишившись неоправданного
разнобоя в размерах наказания, упростить
законодателю построение санкций и
приведет к постепенному системному
увеличению границ санкций: от минимальных
за преступления небольшой тяжести, к
более широким за особенно тяжелые, что
повысит авторитет закона и возможности
его обоснованного применения. Хочется
верить, что общими усилиями ученых и практиков
удастся опровергнуть выражение академика
Кудрявцева В.Н. о том, что "оптимальные
пределы санкции, ни верхний, ни нижний,
иначе как умозрительным путем определить
не удается" и вообще построение уголовно-правовых
санкций будет поставлено на научную основу,
возможно дискуссионную, возможно критикованную,
но логически обоснованную и концептуальную.
3. Отдельные
вопросы уголовной
Так,
объектом данного преступления являются
общественные отношения в кредитно-денежной
сфере. В качестве дополнительного
объекта могут выступать
В связи с этим, есть мнение, что ст.315 УК, по сути, поглощает ст.177 УК. Такая позиция вызывает возражения, так как упускаются из виду, что объект преступления, являющийся основным в ст.315 УК, в нашем случае может быть только дополнительным. Другое дело, что, хотя преступление, предусмотренное ст.177 УК, более тяжко в сравнении со ст.315 УК, в действительности санкции двух названных статей разнятся незначительно. Так как злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности посягает сразу на несколько объектов, то и наказание за его совершение должно быть более суровым, вплоть до перевода данного общественно опасного деяния в категорию преступлений средней тяжести.
Объективную сторону рассматриваемого преступления образует злостное уклонение руководителя организации или гражданина от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступления в законную силу соответствующего судебного акта. Под кредиторской задолженностью необходимо понимать денежные средства, временно привлеченные организацией или гражданином и подлежащие возврату соответствующим кредиторам. На наш взгляд, такая задолженность может возникнуть вследствие не только банковского и коммерческого кредита, но и товарного кредита, основные положения которого раскрыты в ст.822 ГК.
Существенной проблемой применения данной статьи на практике является понятие злостного уклонения. Важно понять, с какого именно срока уклонение от уплаты задолженности станет злостным. Думаю, что такой срок должен быть установлен в примечании к данной статье, например: "Злостное уклонение - это уклонение от погашения кредиторской задолженности после окончания пятидневного срока со дня возбуждения исполнительного производства". Данное положение будет целиком согласовано с ч.13 ст.30 ФЗ "Об исп. производстве", где устанавливается срок добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований. Внесение такого изменения в ст.177 УК во многом облегчит правоприменительную практику.
Субъективная сторона любого преступления - это психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением преступления. Она познается посредством анализа и оценки поведения правонарушителя и обстоятельств совершения преступления. Так, Н.А. Лопашенко, указывает, что совершение данного преступления возможно только с прямым умыслом, для которого необходимо (1) осознание субъектом злостности своего уклонения от погашения кредиторской задолженности или от оплаты ценных бумаг, то есть того, что судебное решение, обязывающее его к совершению соответствующих действий, вступило в законную силу, и (2) желание действовать таким образом. Наоборот, А. Гуев полагает, что преступление, предусмотренное ст.177 УК, может совершаться и с прямым, и с косвенным умыслом. Тут моя солидарность с мнением Н.А. Лопашенко, поскольку лицо (должник) явно осознает незаконность своих действий, вопреки судебному акту осознанно удерживает в своем владении временно позаимствованное чужое имущество (кредиторскую задолженность: денежные средства, ценные бумаги), не предпринимая усилий по его возврату, желает этого.
Исходя из диспозиции статьи, субъект преступления, специальный. Им может быть, во-первых, руководитель организации, а, во-вторых, гражданин Российской Федерации. При таком условии лица без гражданства и иностранные граждане, имеющие кредиторскую задолженность, не могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст.177 УК. В то же время, если они относятся к категории руководителей какой-либо организации, то они могут стать субъектами злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности. Настолько оригинальным образом сформулированный субъект анализируемого преступления не позволяет эффективно противодействовать подобным правонарушениям. Считаю целесообразным заменить в тексте ст.177 УК слово "гражданина" на "физического лица".
Наконец,
вопрос, заслуживающий особого внимания
применительно к злостному уклонению
от погашения кредиторской задолженности,
состоит в том, возможно ли привлечение
к уголовной ответственности за злостное
уклонение от оплаты государственных
или муниципальных ценных бумаг? И главное,
кто будет субъектом этой ответственности?
Вопрос далеко не праздный, учитывая стремление
отдельных государственных и муниципальных
служащих решить ведомственные интересы
за счет частного капитала. До сих пор
никто не понес персональной, в том числе
уголовно-правовой, ответственности за
пресловутый "обвал ГКО". Конечно,
вряд ли можно подразумевать под организацией
государство, но органы государства и
муниципалитеты фактически приравнены
по своему гражданско-правовому статусу
к юридическим лицам. Очевидно, следует
также в примечании указать: "В случае
злостного уклонения от оплаты государственных
или муниципальных ценных бумаг, ответственность
за это несет руководитель органа, выпустившего
соответствующие государственные или
муниципальные ценные бумаги".
4. Незаконное
получение кредита: вопросы криминализации
Действовавший
ранее Уголовный Кодекс РСФСР 1960
г. имел своими задачами охрану советского
общественного и
Ныне действующий Уголовный Кодекс РФ 1996 г. так же не содержит в числе объектов уголовно-правовой охраны сферу экономической деятельности, которая включает в себя довольно широкий круг составов, образующих еще более узкие, но так же плотно связанные с экономической сферой, группы: преступления в сфере предпринимательства; преступления в сфере внешнеэкономической деятельности. По утверждению и признанию представителей правоохранительных органов, финансово-кредитная сфера современной отечественной экономики является одной из наиболее криминогенно зараженных. В то же время, данные статистики свидетельствуют о том, что удельный вес выявленных, направленных в суд дел, и, наконец, осужденных по данным видам преступлений лиц выражается практически обратной арифметической прогрессией, что говорит о сложности расследования и доказывания.
Вместе с тем, проблема кредитования в нашей стране набирает обороты: и зачастую недобросовестность при заключении договора на получение кредита исходит не только со стороны заемщика, но и кредитора. Возможно, во имя осуществления принципа свободы договора требуются такие жертвы, как обман и недосказанность в сведениях? Это, однако, порождает все новые и новые проблемы. Не секрет, что в стране бурно развиваются наряду с т. н. коллекторскими агентствами, службы, помогающие и вовсе освободиться от кредитного бремени. Средства, используемые ими при этом, вполне вписываются в рамки закона и опираются только на него.
И все же, по сообщениям СМИ, кредитование - проблема на сегодняшний день актуальная и более чем остро стоящая перед современным обществом и государством.3
Ст.176 "Незаконное получение кредита" УК РФ была специально разработана для охраны и защиты прав и интересов кредиторов. Но все ли учел законодатель 1996 года, правильно ли оценил прогнозы экономического развития страны, создавая норму - fides47?
Признаками преступления, предусмотренного ч.1 ст.176 УК РФ, являются 1) способ деяния в совокупности с 2) последствием - имущественный ущерб. Таким образом, перед нами материальный состав и, что немаловажно, дела о данных преступлениях не относятся к категории дел частного обвинения и отсутствие заявления потерпевшего, в том числе и о причиненном вреде, не является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела. И все же следственная практика данной категории уголовных дел более многочисленна, нежели судебная, поскольку существует ряд проблем по вопросам квалификации, и все они сводятся к тому, что зачастую при возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст.176 УК РФ, следует дальнейшее изменение статьи. Прокуратура часто рекомендует переквалифицировать такие дела на мошенничество или и вовсе не находит состава преступления. И это вполне объяснимо: в отличие от ст.176 УК РФ, состав, предусмотренный ст.159 УК РФ, более полно охватывает мошеннические деяния в сфере банковского кредитования как в отношении объективной стороны преступления, так и применительно к его субъектам.
Таким образом, суть преступных действий, предусмотренных ч.1 ст.176 УК РФ, сводится к следующему:
1.
Предоставление заемщиком
2.
Причинение крупного ущерба
Из
сказанного следует, что ч.1 ст.176 УК
РФ во многом затрагивает гражданско-
К
задачам сферы уголовного права
отводится только выявление факта
использования заведомо подложного
документа, что и образует состав
преступления, предусмотренного ч.3 ст.327
УК РФ.
Заключение
Целью моего исследования служило доказательство чрезмерной криминализации деяния, предусмотренного ч.1 ст.176 УК РФ. Данный состав вышел за рамки уголовной ответственности и по сути своей повторно возвел в ранг уголовно-наказуемого деяния действия, которые уже предусмотрены законодателем и являются преступными. Также законодатель не учел принципов гражданского права, непосредственно используемых в сфере выдачи кредитов, которые предполагают некоторую свободу в действиях кредиторов и заемщиков, из чего и вытекают их взаимные права и обязанности. Поэтому я бы предложила состав ч.1 ст.176 УКРФ исключить из уголовно-наказуемых, а в ст.327 УК РФ добавить ч.4, которая бы предусматривала квалифицированный материальный состав, а именно: "Использование заведомо подложного документа, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам или организациям".
Латентная преступность – та часть преступности, которая по тем или иным причинам не получает отражения в уголовной суд. статистике и не становится предметом уголовного судопроизводства. Латентная преступность образует преступления, оставшиеся неизвестными органам, имеющим право возбуждать уголовные дела, из-за сокрытия преступниками своих действий или из-за нежелания потерпевших и очевидцев обратиться в указанные органы с заявлениями; а также преступления, ставшие известными должностным лицам компетентных органов, но в силу недостатков системы учёта преступлений или в результате служебных упущений оставшиеся незарегистрированными. Уровень Латентной преступности неодинаков для преступлений различных видов, он является минимальным для тяжких преступлений (например, посягательства на жизнь или здоровье), в отношении таких составов преступлений, как кража, он несколько выше. Латентная преступность затрудняет анализ преступности, отрицательно сказывается на работе по её предупреждению.