Криминологические особенности преступности несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:15, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является анализ и характеристика криминологической преступности несовершеннолетних. Для этого необходимо раскрыть следующие вопросы:

- криминологические особенности преступности несовершеннолетних;

- криминологическая характеристика особенностей личности несовершеннолетних преступников;

- причины и условия преступности несовершеннолетних;

- предупреждение преступности несовершеннолетних.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Криминологические особенности преступности несовершеннолетних….4

2. Криминологическая характеристика особенностей личности несовершеннолетних преступников………………………………………….12

3. Причины и условия преступности несовершеннолетних…………………20

4. Предупреждение преступности несовершеннолетних…………………….25

Заключение………………………………………………………………………30

Используемая литература………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

К.р.Криминология готовая.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

      Исследования показывают, что распространенность преступлений, совершаемых несовершеннолетними, реально в несколько раз превышает ее зарегистрированную часть. Особенно высокой латентностью отличаются кражи, грабежи и хулиганство.

       Преступность несовершеннолетних отличает и особая территориальная распространенность. Традиционно считалось, что преступность несовершеннолетних более присуща городу, чем селу. Действительно, городские преступления, совершаемые несовершеннолетними, составляют почти 75%. Вместе с тем наметилась негативная тенденция опережающего темпа прироста сельской преступности несовершеннолетних по сравнению с городской. Различия в городской и сельской преступности несовершеннолетних объясняются в основном социальными условиями, образом жизни городского и сельского населения.

    Таким образом, преступность несовершеннолетних можно определить как самостоятельный вид преступности, характеризуемый особенностями количественных и качественных показателей ее состояния и развития, обусловленный прежде всего личностью преступника, в основе поведения которого лежат эгоцентрические мотивы и неустойчивая психика. 

2. Криминологическая  характеристика особенностей  личности несовершеннолетних  преступников

     Преступность несовершеннолетних в первую очередь определяется особенностями личности преступника. Главное при ее рассмотрении, как было отмечено выше, – возраст. С ним связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Возрастом обусловлен определенный уровень развития сил, интеллекта, влечений, и даже «физическая» возможность совершения определенных преступлений. Процесс социализации человека начинается с раннего возраста, когда он начинает усваивать роли, которые формируют его личностные качества. Именно в детстве человек складывается как общественное существо, у него развиваются интеллект, умение анализировать и обобщать окружающие явления, способность предвидеть возможные последствия своих поступков; вырабатываются волевые качества, такие как настойчивость, целеустремленность, самоконтроль, активность, инициатива; формируются самосознание, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности. Все это тесно связано с последующим поведением личности несовершеннолетнего.Эти особенности психики несовершеннолетних во многом способствуют их антиобщественным действиям в результате проявления таких качеств, как:

искаженное представление о подлинной сущности и значении таких важнейших нравственных понятий, как смелость, трусость, верность, предательство, дружба, измена, героизм, мужество, скромность;

– ошибки в оценках  отдельных лиц, явлений, событий, неумение оценить человека в совокупности всех его свойств и качеств;

– предпочтение внешним  проявлениям человека без учета его  подлинных мотивов  и целей;

– эмоциональная неуравновешенность, неустойчивость, повышенная возбудимость, резкая смена настроений;

– обостренное отношение  к окружающему, ко всему новому, незнакомому  при отсутствии необходимых знаний и опыта;

– повышенная физическая активность, инициативность, избыток сил и  энергии, обусловленные подъемом жизнедеятельности;

– стремление к самостоятельности, самовыражению и самоутверждению «любой ценой»;

– неприятие «чужих советов», педагогических сентенций старших  и иных форм воспитательного воздействия;

– желание показать и доказать свою «зрелость», стремление к лидерству;

– внушаемость, излишняя доверчивость, склонность к подражательству, конформизм.

    В результате неустойчивости психики несовершеннолетние легко поддаются влиянию со стороны взрослых преступников, склонны романтизировать преступный мир. Они, с одной стороны, болезненно реагируют на любые формы проявления по отношению к себе несправедливости, а с другой, не терпят излишней опеки. Для них характерно стремление казаться взрослыми.

Важно, однако, заметить, что возрастное изменение  личности не является причиной и однозначно не увязывается с динамикой основных жизненных отношений, сохранность которых сочетается с изменчивостью личности на протяжении жизни под влиянием событий, обстоятельств и других факторов. Более того, кроме хронологического существуют психологический, педагогический и физический возрасты, причем все они между собой не совпадают, что приводит к внутренним конфликтам личности, которые могут иметь и криминогенный характер. Определяя возрастные особенности преступников, криминологи обычно делят несовершеннолетних на следующие группы: 14–15 лет– подростково-малолетняя, 16–17 лет– несовершеннолетние.

Однако  криминологические, социологические  и психологические особенности  лиц в возрастном интервале 14–17 лет свидетельствуют, что на их поведение оказывают влияние как условия жизни и воспитания в предшествующие годы, так и молодые взрослые. Статистические данные показывают, что более половины несовершеннолетних, совершивших преступления, относятся к возрастной категории 16–17 лет. Подростки 14–15 лет совершают 30– 32% преступлений. Причем, как отмечалось выше, удельный вес преступлений, совершаемых 14–15-летними подростками, из года в год растет примерно на 0,6–0,7%.

    Продолжая характеризовать криминогенные особенности личности несовершеннолетних преступников, отметим, что среди них преобладают лица мужского пола. Согласно статистике в общей массе несовершеннолетних, совершивших преступления, лица мужского пола составляют примерно 90%, девушки – около 9%. Вместе с тем в последние годы наблюдается расширение круга и количества преступлений, которые совершают девочки-подростки и девушки.

      Криминологи часто указывают на взаимосвязь образовательного уровня и личности преступника. По этому признаку можно судить о потенциальных возможностях личности несовершеннолетнего правонарушителя в исполнении им своих социальных функций, зависящих в определенной степени от уровня его культуры, интересов.

    Говоря об уровне образования несовершеннолетних преступников, надо заметить, что он более низкий, чем у сверстников. Среди них часто встречаются второгодники, бросившие учебу в школах, ПТУ и других учебных заведениях. В настоящее время более 350 тыс. подростков не посещают школу. При этом число подростков, бросивших школу и начавших трудовую деятельность, постоянно возрастает. По сравнению с 1988 г. оно выросло вдвое. Более 30% несовершеннолетних, совершивших преступления, нигде не учились и не работали. Проблема трудовой занятости подростков в стране остается довольно напряженной, и прогноз в этом направлении неутешителен.

     С криминологической точки зрения особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, ибо в семье формируются социально значимые качества на личности и свойственные ей оценочные критерии. Исследования показывают, что более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывались в неполных семьях либо в семьях, где постоянно происходили ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат, где они подвергались насилию. Кроме того, неблагополучная семья оказывает негативное влияние не только на собственных членов, но и на других подростков, с которыми дружат их дети. Таким образом, происходит процесс «заражения» подростков, не принадлежащих непосредственно к данной семье.

       Немаловажными для характеристики личности несовершеннолетних преступников являются особенности их правового сознания. В целом для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью как всего населения в целом, так и несовершеннолетних; негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего.

     Особой является и проблема досуга. Как правило, свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в 2–3 раза больше, чем у их законопослушных сверстников. В то же время согласно результатам отдельных исследований по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Более того, чем больше свободного времени, тем выше вероятность совершения правонарушений. По мере взросления, накопления преступного опыта происходит сдвиг мотивации. Последний характеризуется исчезновением наивно-детских мотивов, возрастанием удельного веса мотивов, выражающих осознанный конфликт между правонарушителем и окружающими людьми, обществом. Так, в настоящее время среди мотивов противоправного поведения несовершеннолетних можно выделить такие побуждения, как корысть, жестокость, агрессивность, сексуальные потребности, эгоизм, подражательство, солидарность, самоутверждение, социальная безответственность и легкомыслие, отчуждение от общества и противостояние ему.

     Социальные и психологические особенности личности несовершеннолетних играют особую роль при  формировании неформальных группировок. Подобное объединение несовершеннолетних – это не только объективная реальность, но и необходимость, суть которой может быть понята, если учитывать существование таких типов культур как:

а) постфигуративный, означающий, что дети учатся у своих родителей;

б) конфигуративный  – дети и взрослые учатся у своих  сверстников;

в) префигуративный  – взрослые также учатся у своих детей.

      Поскольку в реальной жизни все эти типы культур действуют одновременно, несовершеннолетние объективно стремятся к объединению, в том числе со своими сверстниками. Для дошкольника наиболее авторитетны родители, для первоклассника – учительница, для юноши – его сверстники.

    Среди создаваемых несовершеннолетними групп психологи выделяют просоциальные, социально индифферентные и антисоциальные. При этом группировки с явно асоциальной направленностью объединяют не более 10% молодежи. Оставшиеся 90% – это резерв, который пополняет асоциальные группировки либо противостоит им. Однако никакая формальная организация не способна охватить все стороны социальной среды, все интересы человека. Чем энергичнее пытаются разрушить порядки, установленные неофициальными правилами, тем они устойчивее. Американский социолог Джим Риорден разделил российских несовершеннолетних «неформалов» на пять групп:

1) создаваемые  поличным интересам; 

2) подверженные  общественному давлению (когда неформальная группировка действует в позитивном русле и в соответствии с позицией, полностью устраивающей власть, которая зачастую сама инспирирует создание подобных группировок);

3) подверженные запасному влиянию (когда неформальная группировка имеет позитивную направленность, но является оппозиционной по отношению к власти);

4) так  называемые ультрапатриоты;

5) нелегалы.

    Что дает пребывание несовершеннолетним в неформальных объединениях и почему они стремятся к неформальным объединениям? Согласно проведенным исследованиям это связано с тем, что, как утверждают сами несовершеннолетние, в подобных объединениях они получают:

а) взаимопонимание  и поддержку (63,9% опрошенных);

б) возможность  проявить свою индивидуальность (36,5%);

в) помощь в получении представления о реальной жизни и определение своего места в ней (26,3%);

г) помощь в решении личных проблем (28,1 %);

д) помощь в приобретении необходимого жизненного опыта (15,3%);

е) помощь в формировании жизненных принципов (12,5%).

      Психологические особенности подростка диктует форму поведения: он не может находиться в изоляции и ищет группу, в которой был бы равным. Семья, даже самая благополучная, не может в полной мере компенсировать несовершеннолетнему такую группу. В действительности так называемая групповая динамика помогает несовершеннолетним выжить в окружающих их стрессах и информационном хаосе. Они спонтанно и неосознанно стремятся к объединению.

            В неформальных группах действуют специфические негативные способы самоутверждения несовершеннолетних, в том числе: невыполнение основных социальных обязанностей; невыполнение принятых в обществе стандартов поведения; аморальное поведение; совершение правонарушения.

     Психологи утверждают, что анонимность действий в группе влечет размывание личной вины. Поэтому несовершеннолетние чувствуют себя в группировке комфортно, они имеют возможность «выплеснуть» накопившуюся отрицательную энергию и при этом не ощущают каких-либо нравственных терзаний. Так, 31 % подростков заявляют, что они не порвут со своей группой ни при каких обстоятельствах.

Информация о работе Криминологические особенности преступности несовершеннолетних