Криминологическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:54, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является рассмотрение вопросов преступности экономической направленности и мер по её минимизации.

Содержание

Введение……………………………………………….………...…...….…3
1. Криминологическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности………………………….....................................5
2. Основные причины совершения преступлений в сфере экономической деятельности…………………………………….…………..10
3. Особенности предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности……………,……………………………….…..13
Заключение……………………………..……………………………...…22
Список литературы………………………………………………..…….23

Работа содержит 1 файл

криминология.docx

— 41.87 Кб (Скачать)

     3. Отсутствие эффективной системы  государственного контроля за  приватизацией, процессами перераспределения,  движением капиталов, деятельностью  хозяйствующих субъектов и т.д.

     4. Недостатки в организации в  экономических структурах документооборота  и учета материальных ценностей,  контроля за их использованием, ошибки в подборе, расстановке  кадров и т.п.

     5. Недостатки в деятельности правоохранительных  органов, отставание организационно-управленческих  мер реагирования на изменение  криминогенной ситуации в сфере  экономики6.

     На  развитие экономической преступности существенное влияние оказало также  то, что была сознательно допущена возможность использования криминально  добытых средств в качестве одного из важных факторов ресурсного обеспечения  экономических реформ. При этом во внимание не принималось, что капиталы, сформировавшиеся вне рамок действия законодательства и государственного контроля, даже после экономической амнистии и легализации имеют тенденцию "к уходу в тень".7

     Экономическая преступность во многом обусловлена  возникновением именно "теневой" экономики и представляет собой  ее форму, часть. "Теневая" экономика  выступает важнейшим условием возникновения  криминологически значимых дефектов экономической  и правовой психологии людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Особенности предупреждения  преступлений в  сфере экономической деятельности.

     Анализ  состояния и динамики экономической  преступности, личности преступников, причинного комплекса не является самоцелью, а выступает необходимым условием целенаправленного предупреждения преступлений в сфере экономической  деятельности. Такое предупреждение по своей сути состоит в воздействии  на негативные факторы, обусловливающие  появление и воспроизводство  преступлений, способствующие их совершению, нейтрализации влияния указанных  факторов или их устранения.

     Учитывая  общественную опасность экономических  преступлений, которые захлестнули  практически все сферы хозяйствования, их предупреждение, нейтрализация криминогенной  ситуации в сфере экономической  деятельности должны стать стратегическим, приоритетным направлением государственной  политики в области борьбы с преступностью.

     Предупреждение  экономических преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном  воздействии на причины экономической  преступности и условия, ее порождающие.8

     Деятельность  по предупреждению экономических преступлений может осуществляться в различных  масштабах. Она может проводиться  как на федеральном и региональном уровнях, так и на отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях, в отношении отдельных граждан (индивидуальных предпринимателей, руководителей  или работников коммерческих организаций). В этой связи различают общесоциальные и специально-криминологические  меры предупреждения.

     Общесоциальные  меры предупреждения предполагают проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности "теневой" экономики. Эти меры направлены на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих "теневую" экономику  и связанную с ней преступность. При этом, как справедливо отмечает А.И. Алексеев, необходимо обеспечить разумное дистанцирование государственного и частного секторов экономики, нейтрализовать условия, способствующие перекачке  с корыстной целью государственных  средств в частнопредпринимательские  структуры; стимулировать предпринимательское  поведение, соответствующее интересам  потребителей; установить жесткие меры ответственности за использование  недобросовестной конкуренции, дискредитацию  экономических и финансовых партнеров, за клановые проявления монополизма, связанные  с коррупцией; создать условия  для постепенного вытеснения из сферы  производства и распределения криминальных методов регулирования экономических  отношений. Усиление государственно-правовой защиты всех форм правомерно приобретенной  собственности необходимо сочетать с методами по недопущению получения  сверхприбылей противоправными  способами, повышению ответственности  за невыполнение экономических обязательств, несоблюдение финансово-кредитной, платежной  и договорной дисциплины.9

     Таким образом, определяющая роль в предупреждении преступлений в сфере экономической  деятельности принадлежит общегосударственным  мероприятиям по устранению системного кризиса в обществе, в первую очередь  по стабилизации отношений в сферах экономики и социальной жизни, по разрешению присущих им противоречий, обеспечению роста промышленного  и сельскохозяйственного производства, демонополизации экономики и  формированию конкурентной среды, развитию инфраструктуры рынка, укреплению гарантий частной собственности, социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, совершенствованию законодательства, программированию предупреждения экономических преступлений.

     В систему общесоциальных мер входит и криминологический прогноз, который  позволяет предсказать возможные  криминогенные последствия определенной экономической политики и выработать стратегию по их устранению, локализации  или нейтрализации. В основе такого прогноза лежит осуществляемая криминологами  экспертиза нормативно-правовых актов  с точки зрения их воздействия  на преступность, ее детерминанты, систему  мер борьбы с ней.

     Не  менее существенное значение имеют  и меры, способствующие оздоровлению отношений в духовно-нравственной сфере, т.е. меры, направленные на формирование культуры и моральных норм, чувства  гражданственности и позитивных интересов. Без этого вряд ли можно  рассчитывать на успех профилактики.

     Значительным  потенциалом при этом обладает и  виктимологический аспект профилактической деятельности. В данном случае имеется  в виду, что часть населения  в силу низкой осведомленности о  правилах и процедурах совершения сделок и других хозяйственных операций часто становится жертвой обмана. Однако, к сожалению, обращение к  потенциальным жертвам в целях  профилактики совершаемых в отношении  них преступлений пока используется не часто.

     Сознавая  важность и значимость мер общесоциального  характера в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности, следует учитывать сегодняшние  реалии - говорить о широкомасштабных позитивных воздействиях на социальные процессы сейчас крайне затруднительно.

     В этих условиях особое значение приобретают  специально-криминологические меры предупреждения экономических преступлений. Эти меры непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий экономических  преступлений, на осуществление общекриминологических мер в отношении отдельных предприятий и организаций, а также граждан, включенных в экономические отношения. Указанные меры применяются субъектами, непосредственно осуществляющими предупреждение преступлений, лишь при наличии соответствующих оснований (совершение или подготовка к совершению противоправных деяний в сфере экономики, нахождение лица в условиях, которые могут спровоцировать совершение преступления, либо в отношении лиц, являющихся потенциальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, социально-ролевых установок и пр.).

     Субъектами  предупреждения экономической преступности являются:

     федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации, органы местного самоуправления, действующие в пределах своей компетенции как непосредственно, так и через подведомственные им структуры;

     органы  государственного контроля (органы валютного  и экспортного контроля, налоговая  и таможенная службы, Контрольное  управление при Администрации Президента РФ, Счетная палата, органы Федеральной  антимонопольной службы и Федерального казначейства, Центральный банк РФ, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и др.);

     органы  независимого вневедомственного финансового  контроля (частные аудиторы, аудиторские  фирмы);

     правоохранительные  органы (органы прокуратуры, специальные  подразделения по обеспечению экономической  безопасности МВД, ФСБ, ФТС);

     общественные  организации (объединения), коллективы и граждане, которые целенаправленно  осуществляют на различных уровнях  и в различных масштабах профилактическую деятельность по предупреждению различных  видов экономических преступлений, наделены в связи с этим определенными  правами и обязанностями и  несут ответственность за их реализацию (ассоциация российских банков, общества по защите прав потребителей, фонды помощи правоохранительным органам и др.).10

     Так, Государственная налоговая служба осуществляет контроль за соблюдением  законодательства о налогах, правильностью  их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты  государственных налогов и других платежей. Государственные налоговые  инспекции контролируют своевременность  представления плательщиками бухгалтерских  отчетов и балансов, налоговых  расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением  и уплатой платежей в бюджет, а  также проверяют достоверность  этих документов в части правильности определения прибыли, дохода и иных объектов обложения и исчисления налогов и других платежей.

     Центральный банк РФ осуществляет надзор за деятельностью  коммерческих банков и других кредитных  учреждений.

     Органы  Федеральной антимонопольной службы осуществляют государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и принимают меры по предупреждению монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции.

     Органы  Федерального казначейства проводят проверки денежных документов, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных  с зачислением, перечислением и  использованием средств республиканского бюджета в министерствах, ведомствах, на предприятиях и учреждениях, в  организациях, банках и иных финансово-кредитных  учреждениях, основанных на любых формах собственности.

     Государственная инспекция по торговле, качеству товаров  и защите прав потребителей принимает  меры к предупреждению выпуска и  продажи товаров, опасных для  жизни и здоровья граждан.

     Аудиторы  по поручению государственных органов  или по инициативе самих хозяйствующих  субъектов проверяют отчетность, платежно-расчетную документацию, налоговые  декларации и другие финансовые обязательства  и требования экономических субъектов.

     Предупреждением преступлений в сфере экономической  деятельности занимаются и правоохранительные органы (прокуратура, органы внутренних дел, Федеральной службы безопасности), способные принять соответствующие  меры в рамках своей компетенции  как на ранних стадиях совершения экономических правонарушений, так  и в ходе расследования преступлений.

     Хотя  функция предупреждения экономических  преступлений возложена на различные  элементы правоохранительной системы, органы внутренних дел среди них  занимают наиболее важное место, поскольку  именно они имеют специализированные подразделения по обеспечению экономической  безопасности. В системе МВД сосредоточен основной банк информации о динамике, структуре преступности в сфере  экономики.11

     Деятельность  этих подразделений направлена на: выявление причин и условий совершения преступлений в сфере экономики; информирование органов государственной  власти, органов местного самоуправления, собственников имущества о необходимости  устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической  направленности; проведение оперативно-розыскных  мероприятий по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и  покушением на преступление в сфере  экономики, и принятие к ним соответствующих  мер предупреждения и пресечения; выявление и разобщение организованных преступных групп, действующих в  сфере экономики.

     Главное в профилактике - своевременность, а  она возможна лишь тогда, когда имеется  соответствующая информация, помогающая:

Информация о работе Криминологическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности