Криминологическая характеристика личности преступников- военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 03:59, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования - криминологическая характеристика личности преступников- военнослужащих
Целью нашей курсовой работы является раскрытие темы: «Криминологическая характеристика преступности военнослужащих».
Задачами нашей работы являются: 1) рассмотреть понятие и состояние преступности военнослужащих; 2) проанализировать личность преступника военнослужащего; 3) дать оценку причинам преступности военнослужащих; 4) рассмотреть предупреждение преступности военнослужащих.
Курсовая работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка источников и литературы.
В заключении содержатся общие выводы, обобщение изложенной данной проблемы, оценка работы с точки зрения решения задач, поставленных в курсовой работе, данные о практической эффективности от внедрения рекомендаций или научной ценности решаемых проблем.

Содержание

Введение
1. Понятие преступников- военнослужащих
1.1 Понятие преступников-военнослужащих
1.2 Характеристика состояния и структуры преступности военнослужащих
2. Криминологическая характеристика личности преступников-военнослужащих
2.1 Особенности личности преступника-военнослужащего срочной службы
2.2 Особенности личности преступника-командира и начальника
3. Причины преступности военнослужащих
4. Предупреждение преступности военнослужащих
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Криминологическая характеристика преступников-военнослужащих.rtf

— 1,009.15 Кб (Скачать)

Общество, отвергнув марксистско-ленинскую идеологию, не предложило никакой иной. Командиры воинских частей вынуждены в таких условиях искать «идеологию полка», т.е. в каждой части появляются свои традиции, своя идеология.

Традиции русской армии, солдаты которой отличались «рыцарским» отношением к врагу и к мирным жителям, в настоящее время забыты.

5. Политические.

Между различными партиями и движениями продолжается борьба за влияние на Вооруженные Силы, которая часто выходит за рамки установленных законом правил (например, некоторые политические деятели в свое время призывали военнослужащих к фактическому неповиновению правительству). К сожалению, это приводит к дезориентации военнослужащих, конфликтам между ними на политической почве.

6. Национальные.

 Вооруженные Силы России по-прежнему комплектуются военнослужащими разных национальностей. В условиях дальнейшего нарастания межнациональных противоречий и конфликтов, для разрешения которых не принимается необходимых мер, национальные причины противоправного поведения военнослужащих будут усугубляться.

7. Культурные.

Бедность культурной жизни нашего общества известна. Если в центральных городах и областных центрах существуют развлекательные учреждения, то в «глубинке» в подавляющем большинстве случаев нет ни музеев, ни театров. Но именно военнослужащими, призванными из «глубинки», в последние несколько лет пополняются Вооруженные Силы страны.

Несколько лучше обстоит дело с офицерским корпусом, что объясняется многими факторами, в том числе и традициями. Однако уровень культуры офицеров низшего и среднего звена остается низким. Многие из них не готовы к работе с молодежью, допускают грубость в отношении подчиненных.

8. Организационно-управленческие, в том числе некачественное несение службы офицерами и младшими командирами, плохая организация обучения, воспитания, быта молодых солдат, недостатки в подборе и расстановке кадров.

В настоящее время назначение на руководящие должности офицеров не всегда соответствует их морально-волевым качествам, что вызывает определенное недовольство их коллег. В результате исполнение приказов и распоряжений, исходящих от такого начальника, не подкрепляется необходимой разумной инициативой подчиненных, что может негативно отразиться на межличностных отношениях в воинском коллективе.

9. Информационные.

У Вооруженных Сил практически нет собственной рекламы. Агитационная телевизионная пропаганда, призывающая юношей на службу в армию, обречена на неудачу, так как негативный материал о ней имеет значительно большую аудиторию и более весомый общественный резонанс. Так, согласно проведенному исследованию, в наиболее популярных газетных изданиях публикуемый об армии материал в 99% случаев является негативным. К перечисленным причинам и условиям преступности военнослужащих можно добавить и такие криминогенные факторы, как плохое питание солдат, их низкая дисциплина, неукомплектованность воинских частей, низкий уровень подготовки офицерских кадров, необеспеченность офицерского корпуса нормальными жилищно-бытовыми условиями, бесхозяйственность и бесконтрольность, укрывательство правонарушений и даже преступлений. Однако, основным криминогенным фактором в армии является низкий уровень воспитания подчиненных командирами и начальниками, отсутствие в воспитании индивидуального подхода. Устранение причин и условий преступности военнослужащих является важным условием повышения боеспособности армии, успешного выполнения ею задач по обеспечению безопасности страны.

 

4. Предупреждение преступности военнослужащих

 

Предупреждение преступлений среди военнослужащих обладает определенными особенностями, поскольку личность преступника-военнослужащего существенно отличается от личности обычного преступника, специфичен и механизм преступного поведения военнослужащих в связи с особыми функциональными задачами, стоящими перед ними, а также с обладанием оружием.

Среди мер предупреждения преступлений военнослужащих можно выделить следующие:

1. Реальное введение наряду с воинской альтернативной гражданской службы. Провозглашенный, но не исполняющийся закон об этой службе, вызывает безразличие граждан, их неверие в возможность построения правового государства. В 1919 г. Советская Россия стала одним из первых государств, гарантировавших право на отказ от военной службы по убеждениям.

 2. Переход на призыв в Вооруженные Силы один раз в году, с тем чтобы сломать традиционную возрастную градацию среди военнослужащих и перекрыть каналы попадания в армию криминально зараженных лиц.

3. Повышение призывного возраста до 21 года (или хотя бы до 20 лет). Существующий довольно низкий призывной возраст порождает массу проблем. От имени государства молодому человеку вручается оружие и отдаются приказы о выполнении боевых задач, связанных в последнее время с участием в вооруженных конфликтах, с применением боевого оружия. При этом никто серьезно не задумывается о социальных и психологических проблемах, с которыми в дальнейшем может столкнуться еще полностью не сформировавшийся как личность человек.

4. Существенное улучшение социально-бытовых условий военной службы и предоставление военнослужащим возможности удовлетворять свои материальные потребности законными средствами.

5. Развитие института офицеров-воспитателей, деятельность которых должна быть связана с работой военкоматов и основываться на материалах личных дел призывников.

6. Увеличение количества мероприятий, связанных с развитием положительных эмоций военнослужащих (культурно-массовые и спортивные мероприятия, приглашение родственников и т.п.).

7. Качественное улучшение сержантского корпуса. Сержантами должны быть военнослужащие, проходящие службу только по контракту, имеющие достаточное денежное содержание и специальную подготовку. В США существуют 27 военных училищ, которые специально готовят сержантов, ежегодно проводится конкурс «сержант года», победитель которого получает денежную премию (около 2 тыс. долл. США

8. Принципиальное изменение отношения высших должностных лиц армии вообще и офицеров в частности к проявлениям коррупции, к хищениям воинского имущества; немедленное увольнение офицеров, замеченных в злоупотреблениях такого рода.

9. Улучшение работы органов военной юстиции и прежде всего военных дознавателей. Решение этой задачи требует принятия законодательного акта о военных дознавателях, функции которых должны быть приближены к функциям работников милиции. Военный дознаватель должен иметь юридическое образование, обладать навыками оперативной работы, быть выведенным за штат воинской части и из подчинения командира, выполнять все указания и требования военного прокурора и следователя.

10. Ответственность военнослужащих (дисциплинарная или уголовная) должна четко  зависеть от общественной опасности содеянного. Дисциплинарным уставом должна быть предусмотрена и ответственность за совершение проступков корыстной направленности, которые не подпадают под действие уголовного закона. Кроме того, следует предусмотреть возможность увольнения из армии офицеров, замеченных в нарушении этических норм, что обеспечит более успешную борьбу с фактами коррупции на самой ранней стадии.

11. Возрождение престижа и привлекательности воинской службы. До сих пор свободно издаются различного рода брошюрки, рассказывающие, как можно уклониться от призыва.

 Изменить существующий порядок можно, следуя некоторым направлениям:

а) военнослужащие должны получать существенные льготы при поступлении в высшие учебные заведения;

б) рекламировать следует не саму воинскую службу, а профессии, которые она позволяет получить и которые ценятся работодателями;

в) важно широко оповещать призывников о возможных вариантах их службы, в том числе за границей;

 г) необходимо твердо соблюдать порядок направления военнослужащих в "горячие точки" только с их письменного согласия, а в случае, если военнослужащий является единственным ребенком мужского пола в семье, и с письменного согласия родителей.

12. Частичная легализация неформальных структур, существующих в военных коллективах, способствующих возникновению «дедовщины». Необходимо искать какие-либо варианты смягчения негативных последствий от ее проявления (упорядочить проведения различных объединяющих военнослужащих мероприятий: посвящение новобранцев в солдаты, традиционные солдатские праздники, проводы из части демобилизованных военнослужащих).

13. Важное значение имеет правовое обеспечение военной реформы. Поскольку военная служба - это особый вид государственной службы, она должна всесторонне обеспечиваться нормативным регулированием. Среди необходимых законов можно назвать федеральные законы о военном бюджете, об альтернативной гражданской службе, о военно-юридическом аудите, о военной полиции.

Отдельно следует сказать о проблеме перехода Вооруженных Сил на профессиональную основу. Поскольку «профессиональная» армия и «наемная» армия - это не одно и то же. Например, Великобритания только в XX в. несколько раз принимала решение о переходе на наемную службу-службу исключительно добровольную и контрактную, и несколько раз отказывалась от этой идеи. Процесс перехода Вооруженных Сил США на контрактную систему занял на флоте 7 лет, в ВВС - около 10 лет, в сухопутных войсках - 13 лет. Думается, что оптимальный вариант - создание профессиональной, но не наемной армии. Армия - это всегда вооруженный резерв государства для отражения не только внешней, но и внутренней угрозы.

Изложенные меры предупреждения преступлений военнослужащих, обеспечивающие повышение престижа воинской службы, ее более эффективное материально-техническое, правовое, кадровое и иное обеспечение, обобщаются в мерах специально-криминологической профилактики.

К этим мерам в первую очередь относятся повседневное проведение командирами и начальниками воспитательно-профилактической работы с подчиненными, укрепление воинской дисциплины. Большое значение для формирования законопослушного поведения военнослужащих имеет личный пример командиров и начальников, их духовно-нравственный облик, профессиональная подготовка, знания в области психологии и педагогики.

Важное значение для предупреждения преступлений военнослужащих имеет реализация предложений о создании военной полиции - специализированной правоохранительной структуры в войсках. Это позволит своевременно принимать меры предупреждения и раскрытия преступлений военнослужащих, значительно улучшить криминальную ситуацию в войсках.

Немаловажную роль в решении этой задачи могут сыграть некоторые общественные объединения граждан (советы, комитеты солдатских матерей), церковь, а также средства массовой информации. 

Заключение

 

Преступность военнослужащих - один из компонентов общей преступности в стране, совокупность преступлений, совершаемых особой категорией граждан - военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях страны (пограничных, внутренних, железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны; инженерно -технических и дорожно-строительных воинских формированиях; в службе внешней разведки, органах ФСБ, федеральных органах государственной охраны).

Преступность военнослужащих включает две группы совершаемых ими преступлений:

- преступления против военной службы, установленного порядка ее прохождения (неисполнение приказа, сопротивление начальнику, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства и т.п.);

- общеуголовные преступления (против личности, против собственности и т.п.).

Причинная связь совершения преступлений учеными криминологами глубоко раскрыта, а практика требует постоянной корректировки.

И сегодня изучая проблемы поднимаемые наукой криминологией, хочется верить, что и мы, будущие юристы найдем пути решения многих проблем борьбы с преступностью, в том числе совершаемых военнослужащими.

 

 

Список использованной литературы:

 

Антонченко В.В. Криминологическая характеристика лиц, совершающих хищения оружия в воинских формированиях (на примере войск Дальневосточного военного округа)//Военно-юридический журнал. - 2009. - №3. - 180 с.

Антонченко В.В. Латентность преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в воинских формированиях (на примере войск Дальневосточного военного округа)// Военно-юридический журнал. - 2009. - №4. - 190 с.

Данченко А.А. Криминалистическая характеристика преступлений против порядка подчиненности и воинской чести// Военно-юридический журнал. - 2010. - №1. - 180 с.

Зателепин О.К. Квалификация преступлений против военной безопасности государства: монография. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». М.: За права военнослужащих,2009. Вып. 106. - 288 с.

Иншаков С.М. Криминология: Учебник. - М.: Юриспруденция,2010. - 432 с.

Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) //РГ. - 1993. - №237.

Кочешев С.П. Виктимологические особенности потерпевшего//Военно-юридический журнал. - 2006. - №10. - 180 с.

Криминология/Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб.: Проспект,2009. - 467 с.

Криминология: Учебник для вузов / А.Ф. Агапов, Л.В. Баринова, В.Г. Гриб и др.; под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ,2010. - 528 с.

Криминология: Учебник для вузов/Под общ. ред. проф. А.И. Долговой. - М.: Издательство НОРМА,2009. - 848 с.

Криминология: Учебник/Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. - М.: Юристъ,2010. - 680 с.

Хохряков Г.Ф. Криминология. М.: Проспект,2009. - 678 с.

Шестак В.А. Отдельные криминологические характеристики правосознания военнослужащих//Военно-юридический журнал. - 2009. - №8. - 190 с.

Правовая энциклопедия военнослужащего: военно-уголовное право: история, современные проблемы и методология исследования.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Криминологическая характеристика личности преступников- военнослужащих