Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:44, курсовая работа
Актуальность темы. Криминологическая характеристика рецидивной преступности требует изучения личности рецидивиста, так как свойства личности являются важнейшими мотивирующими факторами. Характеристика личности рецидивиста позволяет установить группы риска и скорректировать работу правоохранительных органов.
Введение ………………………………………………………….……......3
1.Криминологическая характеристика рецидивной преступности..........5
2. Детерминанты рецидивной преступности...……….………………....17
3. Предупреждение рецидивной преступности…………………….…...21
Заключение …………………………………………………………...…...24
Список литературы …………………………………………………….…26
К объективным условиям рецидивной преступности в первую очередь относятся особенности социальной среды, приведшие к совершению первого преступления будущим рецидивистом. Как правило, первое преступление накладывается на второе именно благодаря тому, что рецидивисты воспитываются в таком социальном окружении, которое практически не дает им никакого шанса вырваться из прочного круга криминального окружения.
Развитие и закрепление отрицательных индивидуальных черт личности рецидивиста в значительной степени обусловлено такими внешними факторами, как влияние прежних обстоятельств (или непосредственно из них вытекающих); влияние обстоятельств, созданных преступной деятельностью рецидивиста или ранее назначенным ему наказанием.
Первая группа этих обстоятельств выражается в сохранении или восстановлении связей ранее судимого лица с прежним неблагоприятным бытовым окружением, с прежними преступными группировками; в сохранении и обострении конфликтных ситуаций; в использовании одних и тех же способствующих преступлениям обстоятельств (оставшихся не устраненными).
Вторая группа обстоятельств связана, во-первых, с изменениями в структуре малых социальных групп, членом которых состоял рецидивист (утрата или ослабление социально полезных связей, семейные разрывы и конфликты, прекращение прежних трудовых отношений как следствие преступного поведения виновного и отбывания им наказания), во-вторых, с изменением правового и нравственного статуса личности ранее судимого лица (ограничение в выборе места жительства, недоверие и настороженность окружающих и т.д.).13
Немаловажную роль среди внешних криминогенных факторов, влияющих на рецидивную и профессиональную преступность, играют и недостатки в деятельности правоохранительных органов при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел, назначение и исполнение наказания. Давно известно, что практически ни на одном из указанных направлений поставленные перед правоохранительными органами задачи в полной мере не решаются. Достаточно сказать, что ежегодно количество нераскрытых преступлений возрастает примерно на 20%. Насколько эффективна пенитенциарная система, также хорошо известно, однако в системе наказаний приоритет имеет лишение свободы лица. Негативные последствия создает и изоляция осужденного лица от общества, что, в свою очередь, означает выключение его из условий обычной жизни, ослабление и даже разрушение социально полезных связей, привыкание к режиму и обстановке в местах лишения свободы и связанные с этим трудности социальной адаптации после освобождения, трудового, жилищного и бытового устойтсва.
К сожалению, малоэффективен и социальный контроль за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы. При этом недостаточно используются возможности административного надзора.
В то же время на преступное поведение рецидивистов и профессионалов уголовного мира оказывают влияние и другие криминогенные факторы:
формы и методы борьбы с преступностью. в стране не создано качественной информационно-аналитической базы, позволяющей классифицировать и учитывать рецидивистов и профессиональных преступников, оценивать соответствующую криминогенную обстановку;
3. Предупреждение рецидивной преступности
Предупреждение рецидивной и профессиональной преступности складывается из реализации комплекса мер обще-социального и специально-криминологического характера.
Первое из этих направлений предполагает:
- изменение уголовной политики в сторону защиты в первую очередь прав потерпевших и связанное с ним дальнейшее совершенствование действующего законодательства, его ужесточение, усиление уголовной ответственности рецидивистов и преступников, доказавшим многолетним криминальным стажем свое крайне негативное отношение к имеющимся в обществе правилам поведения;
- совершенствование экономической, идеологической, организационно-управленческой сфер жизнедеятельности общества. Очевидно, что во всех этих сферах представители криминального мира зачастую действуют эффективнее, чем государственные органы. Особенно наглядно данное утверждение можно проиллюстрировать на примере идеологической сферы. Так, в настоящее время явно не без помощи криминала на страницах газет, на телевидении и радио практически в неограниченном объеме пропагандируется образ жизни рецидивистов и профессиональных преступников. Все это начинается с трансляций исполнения, казалось бы, безобидных так называемых блатных песен, а заканчивается показом культовых фильмов о якобы «благородных» киллерах и о не менее благородных мошенниках, ловко обманывающих людей, которые в свою очередь уже до этого кого-то обманули;
- разработку и внедрение комплексных программ, направленных на борьбу с рецидивной и профессиональной преступностью, на создание в этих целях принципиально новых организационных структур правоохранительных органов, на недопущение дублирования одних и тех же функций и мер их реализации, применяемых различными ведомствами в качестве профилактических, позволяющих накапливать и систематизировать опыт работы в указанном направлении всех государственных и общественных служб и институтов.
Что касается второго направления, то здесь речь прежде всего должна идти о более эффективной работе правоохранительных органов по предупреждению, выявлению, расследованию преступлений, совершаемых рецидивистами и профессиональными преступниками.15
Предупредительные меры специального характера осуществляются в процессе оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования и судебного разбирательства, исполнения наказаний, последующей работы с рецидивоопасным контингентом.
При этом основной груз ответственности за эту работу несут органы внутренних дел, которые в целях предупреждения рецидивной и профессиональной преступности решают следующие основные задачи:
1. выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений лицами, ранее судимыми, в том числе осужденными за умышленные преступления к мерам наказания, не связанными с лишением свободы;
2. обеспечение фактической неотвратимости наказания для преступников, стимулирование формирования у граждан представления о «невыгодности» совершения преступлений;
3. выявление и постановка на учет лиц, освобожденных из мест лишения свободы и снятых с учета уголовно-исполнительных инспекций, совершивших ранее особо опасные преступления, а также осужденных за умышленные преступления к мерам наказания, не связанными с лишением свободы;
4. осуществление контроля за своевременным прибытием, документированием и регистрацией лиц, освобождаемых из мест лишения свободы;
5.оказание содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, отбывшим наказание;
6. своевременное установление и осуществление профилактического контроля над гражданами, попадающими по признакам судимостей под действие Положения об административном надзоре;
7. создание и использование банка данных о профессиональных преступниках и преступниках-рецидивистах.
Особое значение в предупреждении рецидивной и профессиональной преступности имеет применение органами внутренних дел к лицам, совершающим рецидив преступления, мер индивидуальной профилактики: профилактических бесед, простановки на профилактический учет; установления наблюдения и контроля над их социальной реабилитацией; оказания им социальной помощи и т.д.16
Таким образом, предупреждение рецидивной и профессиональной преступности должно осуществляться комплексно. Искусственное преувеличение важности одного направления перед другими неизбежно приведет к обратному от ожидаемого результату.
Заключение
Феномен рецидива заключается не только в том, что многие преступники совершают повторные преступления, несмотря на применявшееся к ним наказание, но и в том, что ее уровень в структуре всей преступности остается относительно стабильным.
Высокий уровень рецидива свидетельствует о том, что применяемое к осужденным уголовное наказание не всегда оказывает на них должное исправительное воздействие. Неэффективность наказания отражает несовершенство примененной законодательной нормы, ошибки в избрании судом вида и срока наказания.
Рецидивисты – наиболее постоянная часть тюремного (колонийского) населения, с прерванным социально-полезными связями, разрушенными семьями. В условиях свободы им намного сложнее приспособиться к труду. Между тем без социальной реабилитации общество никогда не добьется успехов в борьбе с рецидивной преступностью. В то же время становление рецидивистов на преступный путь зависит и от них самих.
Основное направление профилактики рецидивной преступности заключается в создании условий, облегчающих адаптацию освобожденных после отбытия наказания к условиям свободной жизни, нейтрализация негативных последствий лишения свободы. По новому уголовно-исправительному кодексу осужденным, перед окончанием срока наказания предоставляется возможность проживания и работы вне колонии, без охраны, но под надзором. Государственные органы и общественные организации должны оказывать помощь в трудовом и бытовом устройстве лиц, отбывших наказание, так как это способствует более быстрой и качественной социальной адаптации этих лиц, что в свою очередь приводит к снижению вероятности рецидива.
Другим направлением профилактики рецидива является социальный контроль за отбывшими наказание. Мерами такого контроля является помещение лиц, больных алкогольной, наркотической или иной зависимостью (например, необходимость постоянной игры в азартные игры, являющейся психологической проблемой и подлежащей лечению) в специальные лечебные учреждения; помещение лиц без определенного места жительства в воспитательно-трудовые профилактории, а также установление административного надзора органов внутренних дел. Административный надзор заключается в гласном контроле за поведением поднадзорного и соблюдением им установленных правоограничений, например запрещение в определенное время уходить из дома, запрещение находиться в определенных местах и т.д.
Самым сложным является специальный рецидив. Для его профилактики используются меры уголовного наказания, такие как запрет занимать определенные должности в течении определенного времени или заниматься определенным родом деятельности. Если специальный рецидив повторяется неоднократно, приходиться признавать, что произошел переход к криминальному профессионализму.
Список используемой литературы
Информация о работе Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной преступности