Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:21, реферат
Цель данного реферата:
1. дать понятие и криминологическую характеристику коррупционной преступности;
2. рассмотреть основные принципы, на которых должна строиться антикоррупционная политика России.
Введение
Основная часть
1. Понятие и криминологическая характеристика коррупционной преступности
2. Понятие и криминологическая характеристика коррупционной преступности
Заключение
Список используемой литературы
· использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы;
· наличие у него корыстной или иной личной заинтересованности и умысла на совершение противоправного деяния;
· непосредственное причинение ущерба авторитету государственной службы, службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных организациях;
·
специфичность субъектов
· относительная стабильность регистрируемых преступлений при их высокой латентности, достигающей 90%;
· тесная связь с организованной преступностью, представители которых выделяют на подкуп чиновников от 30 до 50% преступно нажитых средств;
· повышенная общественная опасность.
Одним из существенных условий,
способствующих совершению коррупционных
преступлений, являются недостатки организационно-
Существование недостатков
социального контроля – результат
крупных просчетов в управлении
делами государства и общества, в
формировании экономических и
Не случайно ежегодно вскрывается крайне незначительное число соответствующих преступлений (около 4000-4500 получения взятки, до 2500 – дачи взятки, 2500 – коммерческого подкупа и т.п.). Еще меньше лиц, виновных в совершении этих преступлений (около 4000), фактически привлекаются к уголовной ответственности. При этом к лишению свободы приговариваются лишь около трети осужденных взяточников. Конечно, во многом такое положение объясняется привлечением к ответственности случайных, невысокого ранга взяточников, а не лиц, занимающих в государственном и ином аппарате высокие должности или имеющих высокопоставленных покровителей.
Большое значение в системе
детерминант коррупционной
К числу этих характеристик относятся, к примеру, такие черты, как антиобщественная установка, корысть, зависть, карьеризм, готовность принести в жертву материальной выгоде закон, нормы морали, профессиональную честь.
На формирование и проявление этих черт личности служащих существенное влияние оказывают:
·
изначальная настроенность
· наличие в их среде лиц с высоким уровнем материального благосостояния, достигнутого за счет криминальной деятельности;
· наличие дорогостоящих привычек и интересов;
· ориентированность на высокие стандарты жизни, достигнутые сослуживцами;
· некоторое снижение уже достигнутого ранее уровня материальной обеспеченности личности и желание поднять его с помощью совершения преступлений;
· желание возместить понесенные ранее расходы на получение образования, устройство на работу, а также включиться в общий процесс коррупции.
Структура преступлений, которые
можно отнести к коррупции, выглядит
следующим образом: хищения путем
присвоения или растраты чужого имущества
- 60%; злоупотребление служебными полномочиями,
их превышение - 13%; служебный подлог
- 10%; получение взяток - 5%; дача взяток
- 3,5%; иные преступления - 8,5% (коммерческий
подкуп, воспрепятствование законной
предпринимательской
Динамика коррупционной
преступности характеризуется неуклонным
повышением абсолютного числа
В первом полугодии 2004 года зарегистрировано свыше 19 тысяч преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и органов местного самоуправления, в том числе 6240 фактов, связанных с получением и дачей взяток. К уголовной ответственности за взяточничество за этот период было привлечено 1931 лицо, рост составил 28%. При этом наблюдается тенденция увеличения числа обращений должностных лиц с заявлениями о том, что им предлагают взятку.
Что касается сферы образования,
то только в Москве и Московской
области в системе
За шесть месяцев 2003 года было выявлено 9235 преступлений экономической направленности, в том числе 6353 налоговых преступления, из них тяжких и особо тяжких 2970. Размер причиненного государству ущерба по возбужденным уголовным делам составил более 26 миллиардов рублей, в суд направлено более 2085 уголовных дел по налоговым преступлениям. При этом было возбуждено 88 уголовных дел, по каждому из которых сумма причиненного государству ущерба превышает 20 миллионов рублей, в том числе 23 уголовных дела с суммой ущерба свыше 100 миллионов рублей.
Всего правоохранительными
органами за указанный период выявлено
237,2 тысячи преступлений экономической
направленности, 83,1 тысяча - тяжких и
особо тяжких, 25 тысяч - причинивших
крупный ущерб потерпевшим, 7,3 тысячи
- совершенных преступными
По данным Верховного суда РФ, за коррупционные преступления ежегодно осуждается около 15 тысяч лиц.
Согласно докладу
Из проведённого в 2000 году исследования были выявлены категории государственных служащих, требовавших или получивших взятки в 1999 году (три наиболее часто встречающихся ответа):
Москва (251): работник милиции 55%; врачи / медсестры 9%; учителя / преподаватели ВУЗов 7%.
Взятки должностным лицам (три наиболее часто встречающихся ответа):
Москва: другие муниципальные служащие / представители местной власти 54%; сотрудники милиции 45%; работники таможни 45%.
Где наблюдается самый высокий уровень коррупции (пять наиболее часто встречающихся ответов):
Москва: получение талона техосмотра машины 75%; таможенная очистка грузов 65%; получение правительственных заказов на предоставление товаров и услуг 54%; получение разрешений от муниципалитетов и районной администрации 53%; контроль за соблюдение санитарных норм 50%[3].
Полученные результаты свидетельствуют,
что бесспорным лидером с точки
зрения коррумпированности является таможенная
очистка грузов. Чрезвычайно распространена
коррупция при прохождении
2. Антикоррупционная политика
Актуальность борьбы с
коррупцией обусловлена рядом
Во-первых, коррумпированность российских чиновников привела к тому, что в общественное сознание активно внедрилась мысль о неэффективности работы органов государственной власти, снижении их компетенции.
Во-вторых, коррупция как
социально опасное явление, обладающее
чрезвычайно высокой степенью латентности
и адаптивности к внешним факторам,
с каждым годом порождает целый
ряд экономических
Можно ли победить коррупцию? По мнению президента общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергея Борисова, нужно шаг за шагом отвоевывать у неё место под солнцем. Нужно вводить персональную ответственность чиновника за создание избыточных барьеров и вырабатывать способы, как это можно оценить. Соответственно требуются административные регламенты, создание механизма досудебной апелляции, позволяющего в досудебном порядке отменить неправомерные действия чиновников. Важно, чтобы предприниматели уходили от псевдолоббирования и занимались цивилизованным лоббированием через общественные объединения, чтобы они отказались от традиции давать взятку. Согласно опросам, категорически отвергают взятки только 2% бизнесменов, а остальные так или иначе участвуют в процессе мздоимства.
Есть и другой путь. Необходимо
создавать такие условия, при
которых коррупция становится невозможной.
В качестве иллюстрации можно
привести уже ставший почти классическим
пример: ситуация в бывшем министерстве
топлива и энергетики. Это ведомство
имело славу одного из самых коррумпированных.
Когда у него забрали функции
проведения сертификации и регулирования
доступа к магистральным
Планируя программу борьбы с коррупцией, необходимо исходить из следующих предпосылок:
· абсолютная победа над коррупцией невозможна. Более того, в нормальном состоянии власти и общества случаи коррупции являются технологически полезными сигналами о неполадках в методах работы власти;
· не существует стран, априори обреченных на масштабную и хроническую коррупцию. Россия не является исключением из этого правила;
· ограничение коррупции не может быть разовой кампанией. За окончанием любой кампании всегда может последовать новый, более страшный виток коррупции;
· коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда коррупция достигла больших масштабов и забралась на весьма высокие уровни власти, более эффективна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления;
· борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, на это направлены все силы и властей, и общества;
·
антикоррупционная программа
Потери, которые несут
от коррупции государство и
настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения.
Из приведенного выше анализа следует, что антикоррупционная политика должна включать в себя меры, направленные на решение следующих задач:
· организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях;
· сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции;
· уменьшение выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционной сделке, от заключения последней;
· увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за причиненный ими вред;
· влияние на мотивы коррупционного поведения;
· создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.
Естественно ожидать, что реализация антикоррупционной политики может
встретить сопротивление на разных уровнях административной иерархии.
Нельзя утешать себя
тем, что повышение уровня
Информация о работе Коррупционная преступность и её предупреждение