Контрольная работа по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

Криминология (лат. сrimen — преступление, греч. logos — учение) в буквальном переводе — наука о преступлении. Однако с самого зарождения она интересовалась преимущественно преступностью как сложным социальным явлением. Возникновение и развитие криминологии связывают обычно с тремя именами и датами: в 1761 г. вышла книга Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях», в которой содержались многие взгляды и положения относительно природы преступности и социального контроля над ней, хотя само слово «криминология» тогда еще не употреблялось. Этот термин был введен в научный оборот антропологом Топинаром в 1879 г. А уже в 1885 г. вышла книга Р. Гарофало под названием «Криминология».

Содержание

1. Понятие российской криминологии как науки________________________3


2. Предмет изучения криминологии___________________________________5


3. Место криминологии в системе других наук__________________________10


4. Основные методы и методики применяемые в криминалистических исследованиях_____________________________________________________17

Список использованных источников и литературы______________________25

Работа содержит 1 файл

криминология.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

     Криминология - самостоятельная социально-правовая (социолого-правовая) наука. В ее предмете выделяются по содержанию четыре основные составные части, четыре группы изучаемых социальных явлений:

     преступность;

     личность  преступника;

     причины и условия преступности (детерминанты);

     предупреждение (профилактика) преступности.  
 

4. Основные методы  и методики  применяемые  в криминалистических исследованиях 
 

     Методологической  основой криминологии, как и любой  науки, являются законы и категории  материалистической диалектика. На этой базе определяются пути к пониманию  происхождения преступности, ее природы  и социальной сущности, причин и условий, особенностей личности преступника, возможностей профилактики. Прежде всего это такие категории диалектики, как сущность и явление; единое, особенное и общее; необходимое и случное и др. Закон единства и борьбы противоположностей служит, в частности, методологической предпосылкой для изучения причин преступности и личности преступника, его положительных и отрицательных свойств, раскрытия факторов, детерминирующих конкретное преступное деяние. Закон перехода количественных изменений в качественные объясняет изменение в структуре преступности, тенденции в качественной характеристике ее видов.

     Таким образом, на основе законов и категорий  диалектики с учетом конкретных исторических условий возможно не только углубленной  понимание и исследование криминологических объектов, но и целенаправленное, последовательное антикриминогенное воздействие на социальные явления и процессы.

     Методика  криминологических исследований - это  система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки, анализа  и оценки информации о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, мерах борьбы с преступностью, методов криминологического прогнозирования ее развития и планирования мер борьбы с ней, реализация рекомендаций по совершенствованию практики предупреждения преступлений и возможностей оценки эффективности этой деятельности. Выбор той или иной конкретной методики зависит от содержания самого исследования, его целей, от тех объектов, которые подлежат изучению. Не следует, например, изучать психологию личности убийц по одним материалам уголовных дел путем их анкетирования, для этого необходимо тестирование таких лиц и проведение бесед с ними. Напротив, распространенность какого-либо вида преступности и его основные черты должны исследоваться с помощью социологических методов и статистики. Иными словами, методы должны быть адекватны изучаемому.

     В криминологии преимущественное распространение  получили следующие методы.

     Статистический, с помощью которого исследуются количественно-качественные показатели преступности и личности правонарушителей. Этот метод позволяет:

     а) дать всестороннюю цифровую характеристику состояния преступности в целом  по стране, ее регионам, в отдельном  населенном пункте или на отдельном  объекте;

     б) выявить закономерности развития преступности в стране (регионах), ее динамику;

     в) охарактеризовать состав преступников по социально-демографическим и  другим признакам, имеющим уголовно-правовое и криминологическое значение (пол, возраст, число совершенных преступлений и т.п.);

     г) определить в цифровом выражении наиболее характерные, устойчивые и закономерные связи между преступностью и другими социальными явлениями;

     д) собрать необходимый цифровой материал, который может служить основой  для выявления причин и условий, способствующих преступности, а также для ее прогнозирования и разработки конкретных мер профилактического воздействия;

     е) получить необходимые данные, характеризующие  уголовно-правовые, административные меры воздействия, применяемые к  преступникам, с целью оптимизации  этого процесса и установления его эффективности.

     Анкетный  метод,  который представляет собой способ исследования криминологических проблем путем опроса репрезентативного числа лиц или обобщения сведений, содержащихся, например в уголовных делах, по специально разработанной письменной анкете и последующего обобщающего анализа и оценки собранных данных. Анкетному опросу  могут быть подвергнуты преступники, потерпевшие, сотрудники правоохранительных органов, представители общественных организаций, отдельных групп населения и т.д.

     С помощью анкетирования возможно в частности:

     а) выявление и изучение причин преступлений и условий, способствующих их совершению, распространенности отдельных видов  преступлений, основных характеристик;

     б) определение степени распространенности отдельных явлений, отрицательно воздействующих на поведение (пьянство, наркомания, токсикомания, бродяжничество, безработица, уклонение от общественно-полезного труда и т.п.);

     в) исследование эффективности деятельности правоохранительных органов, общественности по борьбе с преступностью (опросы сотрудников, компетентных лиц, населения и т.п.);

     г) изучение рецидивной преступности, эффективности  мер наказания, преступности несовершеннолетних и др.

     Анкетный  метод обладает определенными достоинствами: он позволяет получать данные по таким показателям, которые невозможно установить в статистических материалах и, что важно, проводить неоднократную проверку этих данных. Недостаток указанного метода - в неизбежной субъективности информации, получаемой методом анкетного опроса.

     Различают анкеты закрытые,  в которых все  ответы предусмотрены заранее, и  открытые, в которые записывается тот ответ, который дается опрашиваемым или извлекается из материалов дела. Могут быть открыто-закрытые анкеты, когда часть ответов уже предложена, а другая вписывается во время анкетирования. Открытые и закрытые ответы могут быть даже в рамках одного вопроса.

     Следует отметить, что метод анкетирования  дает положительные результаты только в сочетании с другими методами, обеспечивая тем самым полноту, объективность и достоверность всего исследования и его результатов.

     Интервью - представляет собой беседу, один из участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает.

     Интервью  во многом сходно с анкетированием, в отличие от которого при интервью ответы даются в устной форме. В этом кроются положительные  и отрицательные стороны указанного метода. Достоинством интервью является то, что оно позволяет при определенных условиях получать необходимую информацию быстрее и нередко полнее. Однако, учитывая специфику криминологического исследования и его задач, возможны зачастую и серьезные затруднения в достижении позитивных результатов. Чтобы избежать этих затруднений, требуется специальная организационно-психологическая подготовка к проведению устного опроса и соответствующая профессионализация лиц, применяющих упомянутый метод. Чаще интервьюирование применяется для углубленного изучения личности преступников, потерпевших и общественного мнения. Известны следующие разновидности интервью:

     свободное (неформальное), при котором допускается произвольное изменение числа и содержания вопросов в зависимости от хода беседы;

     стандартизированное (формальное) при условии четкого  ограничения и формулирования конкретных вопросов.

     Устный  опрос может быть индивидуальным и групповым, в последнем варианте интервьюер беседует сразу с несколькими  лицами, мнение которых учитывается  по степени преобладания.

     Тестирование -  (от английского test - опыт, проба) - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Процесс тестирования может быть разделен на три этапа: 1) выбор теста, что определяется целью тестирования, задачами исследования в целом, а также степенью достоверности и надежности теста; 2) его проведение, что обусловлено инструкцией к тесту; 3) интерпретация результатов, что связано с системой  теоретических допущений относительно предмета тестирования и теоретических установок. Тестирование всегда должен проводить квалифицированный психолог.

     Тестирование  дает возможность количественно  оценить трудно поддающиеся измерению  психологические качества, а также  выявить те качества личности, которые сложно или невозможно определить в ходе клинических бесед или изучения письменных материалов. В криминологических работах тестирование чаще всего применяется для изучения личности преступника, мотивации преступного поведения, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и иных особенностей преступников и потерпевших, их установок и ориентацией, характера и содержания отношения с другими людьми, отношений к самому себе и т.д.

     Социометрия - от латинского socius (товарищ, соучастник), латинского societas (общество) и греческого metrum (измерение). Это измерение эмоционально-психологических связей между людьми; система организационно-технических средств и процедур для количественного и качественного анализов. Социально-эмоциональные связи конкретного индивида с той группой лиц, в которой он живет и работает.

     С помощью этого метода можно проследить криминологические особенности  взаимоотношений в группе, дать им оценку, выявить характер психологических  взаимоотношений, наличие конфликтных  ситуаций, группировок, лидерства и т.п.

     Социометрическое  исследование предлагает использование  преимущественно методов письменного  и устного опросов (анкетирование  и, интервью). Полученные данные обрабатываются и суммируются в социоматрицах (схемах).

     В криминологии указанный метод полезен при изучении эффективности мер уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы, ограничение свободы и др.), в уголовном праве (институт соучастия и т.п.).

     Документарный метод предполагает изучение документов, содержащих информацию, представляющих интерес в криминологических исследованиях.

     Важнейшим источником документальной информации является обобщение судебно-следственной практики. Ни одна другая наука не располагает  столь подробным и достоверным  репрезентативным количеством содержащихся в уголовном деле документированных сведений о событии, происшествии, поступке, преступлении, личности преступника, потерпевшего, как криминология.

     Изучение  уголовных дел, как правило, дополняется: опросом преступников, их родственников, сослуживцев; анализом документов, не вошедших в уголовное дело (личных писем, официальных свидетельств и т.п.); проведением психологических тестов, составлением социограмм и т.п.

     Помимо  уголовных дел, указанный метод  используется для анализа самой  разнообразной иной документацией: официальной и неофициальной (законодательный материал, личные документы, правовая, экономическая и иная статистика и т.д.).

     Наблюдение представляет собой процесс визуального восприятия обстановки (ситуации), имеющей криминологическое значение.

     Известны  такие виды наблюдения, как непосредственное, при котором исследователь ограничивает свою роль пассивным наблюдением конкретной ситуации. Другой вид - включенное наблюдение, при осуществлении которого исследователь становится активным участником изучаемого процесса (деятельности) в коллективе (группе), где о его роли чаще всего никому неизвестно, впрочем этот аспект зависит от вида, целей и характера наблюдения.

     Эксперимент - научно поставленный опыт. В узком смысле применяется весьма ограниченно, ибо из-за его криминологической сути нередко возникают проблемы этического характера. Так, нельзя методом эксперимента воспроизводить опытным путем многие причины и условия конкретного преступления. Вместе с тем указанный метод может быть успешно применен для проверки действия  социально положительных факторов, эффективности профилактической работы и т.п. Другими словами, социальный эксперимент полезен при изучении искусственно создаваемых изменений условий и форм общественной жизни в рамках, например, экономических или социально-правовых преобразований (проверка эффективности и обоснованности суда присяжных в отдельных регионах и т.п.).

Информация о работе Контрольная работа по "Криминологии"