Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:21, реферат
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что Уголовный кодекс России включает около тридцати статей, предусматривающих ответственность за такие преступления. В общей структуре преступности весьма незначительную часть неосторожные преступления лидируют по тяжести последствий. Вред, причиняемый преступлениями данной категории, намного превосходит ущерб, причиняемый умышленными преступлениями.
При написании работы автором были поставлены следующие задачи:
Во-первых, рассмотреть криминологическую характеристику неосторожной преступности
Во-вторых, выявить причины неосторожных преступлений и характеристику личности неосторожного преступника
В-третьих, изучить воздействие на неосторожную преступность
— организационно-управленческие (недостатки в отборе и подготовке специалистов, ненадлежащий контроль за их деятельностью, нарушение технологического режима);
— организационно-правовые
(неполнота нормативной
Причины неосторожных преступлений можно классифицировать на следующие группы:
1.
Причины, связанные с
2.
Причины, связанные с
3.
Причины, связанные с
4.
Причины, связанные с
5.
Причины, связанные с
6.
Причины, связанные с
7.
Причины, связанные с
Достаточно емкой формулой причинного комплекса автопроисшествий является формула: человек — машина — дорога. Применительно к техногенным катастрофам эта формула такова: операторские ошибки — конструкторские недоработки — старение материалов.
Характеристика криминогенной ситуации:
Особенностью детерминации неосторожных преступлений является то, что криминогенная ситуация в их генезисе практически всегда играет достаточно значимую роль. Криминогенные ситуации можно классифицировать по степени сложности:
1.
Криминогенная ситуация
2.
Криминогенная ситуация
3.
Криминогенная ситуация
Выделение криминогенной ситуации в качестве объекта профилактического воздействия на неосторожную преступность имеет особое значение. Это обусловлено тем, что в сложных ситуациях возможности человека контролировать техногенные процессы очень малы (а иногда и близки к нулю). Последствия же выхода этих процессов из-под контроля, как правило, оказываются катастрофическими (достаточно привести пример аварии на Чернобыльской АЭС). Поэтому определенную группу неосторожных преступлений возможно предотвратить только посредством технических и организационных мер профилактики криминогенных ситуаций.
Стратегия воздействия на неосторожную преступность должна включать три направления:
1)
профилактику криминогенных
исключение производства серийных технических конструкций, эксплуатация которых создает такие ситуации; ограничение экспериментальных ситуаций такого рода, обеспечение повышенного уровня локализации негативных последствий в ходе технических экспериментов);
2)
подготовку специалистов к
3)
воспитательную работу, направленную
на предупреждение тех или
иных нарушений правил
Меры воздействия на неосторожную преступность можно разделить на три группы:
1. Меры воздействия на человека.
2.
Повышение конструктивной
3. Меры, обеспечивающие безопасную эксплуатацию источников повышенной опасности.
Первая группа мер включает:
— улучшение подготовки специалистов (формирование специальных, технических и общих прогностических умений и навыков);
— постоянное поддержание технического мастерства специалистов на высоком уровне;
— усиление контроля за их деятельностью, привлечение к ответственности нарушителей правил безопасности;
— проведение воспитательной работы: разъяснение, какие нарушения правил безопасности к каким последствиям могут привести, какая ответственность предусмотрена законодательством за такого рода правонарушения; формирование вероятностного мышления, которое позволяет правильно оценивать личный негативный опыт (нарушение правил безопасности в прошлом, оставшееся безнаказанным и не повлекшее отрицательных последствий, не гарантирует отсутствия тяжких последствий и безнаказанности при аналогичных нарушениях в будущем);
— профилактика пьянства и наркомании.
Повышению конструктивной безопасности изделий предшествует изучение опыта эксплуатации технического средства, а также:
— анализ самых распространенных ошибок и нарушений правил безопасности при эксплуатации того или иного технического средства;
— выявление узлов и механизмов, наиболее уязвимых по отношению к факторам аварийности (заклинивание дверей автомобилей при авариях).
На
основании этого анализа
К мерам, обеспечивающим безопасную эксплуатацию источников повышенной опасности, может быть отнесено улучшение среды, в которой используется оружие или эксплуатируется транспортное средство. Применительно к оружию эта группа мер включает развитие системы стрелковых стендов, стрельбищ, тиров, оснащение их инженерными сооружениями и оборудованием, обеспечивающим безопасность при стрельбе. Применительно к транспортным средствам это прежде всего улучшение дорог: устранение дефектов дорожного покрытия, разделение полос встречного движения широкой полосой отчуждения, нанесение дорожной разметки, установка соответствующих знаков и т. п. Кроме того, к этой группе мер может быть отнесено улучшение технического обслуживания автомобилей, оборудование городских магистралей электронными средствами регулирования и контроля дорожного движения. Например, в западно-европейских странах наиболее крупные магистрали оснащены скрытыми телекамерами, которые автоматически фиксируют транспортные средства, превышающие установленную скорость (записывают на пленку скорость, время и номерной знак автомобиля).
Зарубежные исследователи проблемы предупреждения неосторожных преступлений пришли к выводу, что наиболее эффективными и надежными в этом плане являются меры, не связанные с воздействием на человека. В соответствующей практике развитых стран акцент делается на повышение безопасности автотранспорта и иной техники, улучшение дорог, установку автоматических средств регулировки движения и контроля, развитие сети сервисных услуг (ремонт автомобиля, отдых водителя и т. п.).
Вторая и третья группы мер носят стратегический характер, они требуют значительных материальных затрат, их реализация занимает значительный временной период (как правило, около 10 лет). Улучшение подготовки специалистов, усиление контроля за ними (как в процессе эксплуатации техники, так и при допуске к ней), усиление ответственности за нарушения требуют меньше затрат, эти меры могут быть реализованы в более сжатые сроки.
В зарубежной практике воздействия на неосторожную преступность акцент делается на развитие стратегических мер, в отечественной большее внимание уделяется мерам тактическим и оперативным (воздействие на человека). И это различие сказывается на результатах: уровень травматизма в России в 5—8 раз выше, чем в развитых странах мира. Из каждых 100 пострадавших в авариях людей у нас погибает 15, тогда как в США и Германии только 2, в Италии и Швейцарии — 3.
Автопроисшествия — наиболее распространенный вид неосторожных преступлений. От них неприятности у водителей и пешеходов, у виновных и пострадавших. Соблюдение водителем ряда императивов могло бы значительно уменьшить риск аварии.
Одним из главных императивов является соблюдение оптимального скоростного режима. Опрос владельцев автомобилей показал, что к числу важнейших слагаемых ценности автомобиля относятся комфорт, возможность доставки пассажиров и грузов туда, куда не попасть другим транспортом, независимость от расписания общественного транспорта и т. п. Скорость передвижения не является главным достоинством транспортного средства. В то же время именно с превышением скорости связано основное число автопроисшествий. В большинстве случаев превышение скорости дает весьма незначительный выигрыш во времени (минуты), но многократно повышает вероятность аварии. Скоростной иррационализм особенно характерен для молодых водителей, он является одним из главных факторов неосторожных преступлений.
Садясь за руль, целесообразно «забыть», что вы спешите куда-то. Спешка — фактор серьезных ошибок и неоправданного риска. Рациональная организация деятельности, исключение «организационных аварий» (опозданий к назначенному времени) исключит и автоаварии.
Превышение скоростного режима обычно сопряжено с нарушением правил обгона, выездом на встречную полосу либо «подрезанием» попутчиков. «Его величество обгон» — так называют этот маневр опытные водители. Обгон всегда сопряжен с риском. В момент обгона многократно возрастает вероятность аварии. Особенно опасны обгоны с выездом на полосу встречного движения и на закрытых участках дорог, когда не видно, что происходит впереди (за поворотом, в овраге или за пригорком). На дороге с напряженным движением обгон дает выигрыш всего в несколько метров, риск в такой ситуации абсолютно не оправдан. Во дворах, на участках дорог вблизи домов и школ, у автобусных остановок, в местах скопления пешеходов целесообразно не просто снизить скорость, но перейти на пониженную передачу. Это не просто уменьшит скорость движения, но и сократит остановочный путь в случае экстренного торможения (а вероятность экстренной остановки в указанных местах очень велика), поскольку возникнет дополнительный механизм торможения. Пониженная передача при отпущенной педали акселератора начнет торможение до нажатия на педаль тормоза — эти доли секунды могут спасти жизнь пешехода и сохранить свободу водителю.
Не стоит разгоняться на незнакомых участках дороги. Российские дороги полны неожиданностей (ямы, трещины, вздутия асфальтового покрытия). Резкий поворот, чтобы их объехать, может повлечь боковое столкновение или опрокидывание, наезд на препятствие чреват повреждением шаровой опоры, которая однажды может сделать автомобиль неуправляемым. Удержитесь от искушения выехать на перекресток на желтый сигнал (не разгоняйтесь перед светофором), и это предохранит вас от столкновений и наездов на пешеходов.
Водителям целесообразно лично или с помощью механика регулярно проверять исправность наиболее аварийных узлов автомобиля (шаровых опор, рулевых тяг, тормозных шлангов, герметичность тормозной системы и отсутствие в ней воздушных пробок, изношенность тормозных колодок, надежность крепления колес).
Не стоит отвлекаться за рулем (рассматривать какой-то необычный предмет, увлекаться разговором с пассажирами, тянуться за какой-то вещью на заднем сиденье или у заднего окна, закуривать, есть, пить). Эти действия нередко оказываются причиной трагедий. Столь же опасны «соревнования», «автоспоры» и «автооскорбления». Дорожная среда формирует особый стиль общения. Порядочные и интеллигентные люди за рулем подчас становятся «грубиянами» и даже «хулиганами». Не стоит оскорблять других участников движения (даже если они этого никогда не услышат), не следует светить фарами с требованием увеличить скорость — все это формирует агрессивность, а агрессивный стиль вождения наиболее авариен. В таких ситуациях дорожных микроконфликтов уступает обычно тот, кто умнее. Ему же сопутствует и безаварийная езда.
Информация о работе Характеристика неосторожных преступлений