Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:04, реферат
В новом Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации значительно расширены права защиты в доказательном процессе. Защитнику предоставлено право опрашивать частных лиц, запрашивать справки, характеристики и иные документы из различных организаций, учреждений, предприятий, необходимые для правовой помощи. К участию в деле в качестве защитника допускаются адвокаты, а по решению суда в качестве защитников также могут быть допущены близкие родственники, законные представители обвиняемого и другие лица. Включено положение о предоставлении подозреваемому права име
Введение 3
1. Психологическая структура адвокатской деятельности 4
2. Психологическая подготовленность адвоката 9
3. Психологические аспекты защитительной речи адвоката 14
Заключение 20
Литература 21
Уровень психологической культуры адвоката определяется также способностью самостоятельно и безупречно с позиций права и морали решать коллизионные ситуации адвокатской практики. Несмотря на бесспорность утверждения, что адвокат должен защищать права и интересы подзащитного, используя для этого все указанные в законе средства, оно содержит в себе серьезную социально-психологическую проблему. Эта проблема возникает каждый раз, когда позиция обвиняемого и убеждения адвоката не совпадают: обвиняемый не считает себя виновным при наличии убедительных доказательств вины, или считает себя, но настаивает на полном оправдании.
Существует две противоположные позиции: 1) адвокат должен защищать только законные интересы, то есть те, которые не противоречат интересам правосудия и общества, 2) адвокат должен защищать подсудимого, даже игнорируя общественные интересы (даже незаконный интерес подсудимого должен восприниматься адвокатом как обязательный для выполнения , поскольку он является его представителем)[4].
Таким образом,
общая психологическая культура
адвоката - это знание психологических
законов и закономерностей, которые
могут быть использованы в профессиональной
деятельности: развитая профессионально-
Адвокат - защитник прав и интересов подсудимого, и выполняет миссию, которая возложена на него законом. Успех адвокатской деятельности зависит от многих факторов психологической природы, в частности: умений установления психологического контакта и профессионального общения с людьми умений налаживания взаимодействия с судом, следователем, прокурором, осуществление методов и средств психологического воздействия, наработанных в результате накопления профессионального опыта и Др. Своевременная подготовка к защите, осмысленная линия его осуществления позволяют четко формулировать свое мнение на судебном процессе, правильно ориентироваться в различных ситуациях, вносить поправки при выявлении новых обстоятельств в ранее составленный план. Перечисленные умения и навыки приобретаются адвокатом, как правило, стихийно, методом "проб и ошибок" или заимствования опыта коллег в процессе накопления профессионального опыта. Между прочим, более целесообразным путем здесь есть специальная психологическая подготовка.
В деятельности адвоката можно выделить три основных этапа[1]:
1) формирование общей концепции,
2) разработка тактики защиты;
3) применение (реализация) защиты.
На первом и втором этапе доминируют гностицизма, реконструктивная и организационная активность. На третьем этапе присоединяется также коммуникативная деятельность, состоящую из следующих направлений: установление и поддержание психологического контакта с подзащитным, установление психологического контакта с составом суда и другими участниками судебного процесса, осуществления на них психологического воздействия.
Успех адвокатской деятельности зависит также от умения среди большого количества доказательств находить те, которые оправдывают подзащитного или уменьшают его вину. Но этого недостаточно: материал должен быть представлен обосновано и аргументировано. Неубедительна форма его доведения может свести на нет все усилия по поиску и подбору. Это требует ориентации в обстоятельствах дела, творческого поиска, нестандартного мышления. Выступая в уголовном процессе, адвокат-защитник придерживается ранее продуманной линии, для чего необходимы способности к оперативному принятия решения, умение тактично противостоять другим участникам, самостоятельность и настойчивость. Адвокат не может позволить себе быть внушаемым, конформным, следовать чужому мнению. Инертность и пассивность вызывают низкий уровень защиты[18].
Один из важнейших проявлений профессионального мастерства адвоката - умение сочетать в защите интересы общества и подзащитного, не противопоставляя их, умение поднять социальное значение защиты при отстаивании частичного интереса гражданина. Поэтому особую значимость в деятельности защитника имеет проблема профессиональной направленности и нравственности: как согласовать внутренние убеждения и профессиональный долг оказывать помощь подзащитному, какой путь защиты только в том случае полной доказанности преступления или тогда, когда в доверительной беседе подзащитный признается в его совершении, а на суде начинает утверждать обратное.
Итак, коммуникативные умения является важнейшей составляющей профессионального мастерства адвоката-защитника, в деятельности которого значительный удельный вес принадлежит убеждающего воздействия. Выступление в суде - один из самых сложных и ответственных моментов участия в уголовном судопроизводстве, но умение выступать не приходит само по себе. Специальная психологическая подготовка адвокатов должна предусматривать формирование умений профессиональной коммуникации. Следует при этом учитывать, что исходным противоречием в проблеме мастерства профессионального общения является общая для всех специалистов проблема: повседневное общение в быту, с товарищами, с коллегами должно было бы формировать коммуникабельность естественным путем, без специальных усилий. Но при решении профессиональных задач многие начинают испытывать недостаток именно коммуникативных навыков и учений[9].
Центральную роль в защите играет защитная речь. На ее качество влияет не только наличие профессиональных знаний и умений, общая психологическая культура адвоката, но и его психологическая подготовленность. Выполняя возложенную законом функцию защиты, адвокат добивается установления истины: высказывает свое мнение о значении доказательств по делу, о наличии смягчающих или отягчающих для подзащитного обстоятельств, а также свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания. Поэтому одним из направлений специальной психологической подготовки адвоката должно быть формирование комплексного умения - вынесение защитной речи.
Это умение имеет следующие составляющие: 1) поиск, анализ и обобщение значимой для защиты информации; 2) определение содержательных характеристик и особенностей защитной речи, 3) отбор и использование невербальных (экспрессивных) средств усиления содержания речи. Защищать труднее, чем обвинять, тем более, что адвокат выступает в судебном заседании после прокурора, излагает свои аргументы. Адвокат предлагает рассмотреть дело под другим углом зрения, поэтому для убеждения судей его выступление должно быть весомее по содержанию и ярче форме[3].
Содержание защитительной речи определяется темой выступления, материалами уголовного дела, позицией адвоката по конкретному делу. Он зависит от двух элементов - имеющихся фактов и оценочных соображений.
Исходя из конкретных обстоятельств
дела, адвокат может: отрицать обвинения
в целом, доказывая невиновность
подзащитного за отсутствием в его
действиях состава
Весомость защитной речи определяется уже ее первыми фразами, поскольку вводная часть готовит участников судебного разбирательства к дальнейшему восприятия и оценки фактического материала. Здесь недопустима любая трафаретность: перевод фабулы уголовного события (она уже неоднократно произносилась) характеристика преступлений данного вида (убийства, кражи, хулиганства), потому что они известны другим участникам уголовного судопроизводства и воспринимаются как наставление, применение шаблонов ("я не задержу долго ваше внимание "," я защищаю сегодня подсудимого ... "," нынешняя дело очень сложное (или простая) ". Стереотипность вступительной части губительно действует на дальнейшую аргументацию, а сам адвокат еще до ее начала оценивается как неквалифицированный или недобросовестный[19].
Вступительная часть защитительной речи может быть посвячена[5]:
- Оценке преступления в
- Анализа специфичности (исключительности) данного уголовного дела по сравнению с аналогичными;
- Характеристике личности
- Определению собственной
Анализ и оценка собранных по делу доказательств - основная часть защитной речи. Адвокату, как правило, нет необходимости повторять фабулу уголовного дела. Он выражает свою версию, анализирует и оценивает процессуальные доказательства и обосновывает свои соображения о том, почему одни доказательства следует считать достоверными. Другие - противоречивыми, сомнительными. Так, если адвокат утверждает, что подзащитный действовал в состоянии необходимой обороны, он должен убедить суд, что она действительно имела место; опровергая обвинения в умышленном убийстве, нужно привести доказательства того, что подсудимый не стремился смерти пострадавшего; если он доказывает, что преступление совершено в состоянии сильного душевного волнения вследствие насилия или тяжкого оскорбления, это следует обосновать[6].
Как свидетельствует адвокатская практика, темой защитной речи зачастую является доказывания обстоятельств, смягчающих ответственность подсудимого. Защитная речь выглядит наиболее убедительно, когда необходимые факты и обстоятельства ранее уже исследовались в ходе судебного разбирательства, причем для участников суда будет более понятным, если сначала адвокат укажет неоспоримые обстоятельства, а затем анализирует те, по которым есть возражения.
Молодыми адвокатами чаще всего допускаются следующие ошибки: подмена анализа доказательств их перечислением, перечисление фамилий свидетелей и сказанного ими. Нужно же, наоборот, сопоставлять их, демонстрируя противоречия (показания лица на предварительном следствии и в суде, показания различных свидетелей, показания участников процесса и документы, показания потерпевшего и неоспоримые факты, свободный рассказ на предыдущих допросах и свидетельства на предварительном следствии и в суде) .
Особое значение имеют здесь выводы экспертов, требует от адвоката серьезной подготовки и наличия специальных, в том числе - психологических знаний. Знанием нельзя противопоставлять только знания, а не эмоции или декларативные заявления.
Наиболее широкое поле для применения психологических знаний в защитной речи - характеристика личности подзащитного. Задача адвоката - раскрыть внутренний мир подзащитного, понять его мысли и переживания, побуждения и мотивы поведения и объяснить их судьям, он доводит до суда все, что говорит в пользу защиты. В пользу подзащитного могут свидетельствовать[17]:
- Предотвращения возможных
- Совершение преступления
- Совершение преступления под
влиянием угрозы (принуждения) либо
в силу материальной или иной
зависимости (стремление
- Совершение преступления под
влиянием неправомерных
- Совершение преступления при
защите от общественно
- Совершение преступления
- Искреннее раскаяние (явка с повинной, содействие правоохранительным органам в раскрытии и расследовании преступления, изобличение соучастников).
Конечно, при освещении особенностей личности подзащитного или обстоятельств, смягчающих его вину, нужно учитывать чувства меры (не изображать клиента как воплощение невинности, а потерпевшего - неоправданно чернить) или же использовать безнравственные аргументы ("Все так делают, но не все попадаются "," Все пьют "и т.п.). Это создает у членов суда негативное впечатление. Не следует также быть многословным или, наоборот, "экономить" слова, характеризуя обвиняемого (зачитывать характеристики, особенно стандартные производственные, без соответствующих комментариев; стандартно перечислять мотивы и смягчающие обстоятельства совершенного деяния и т.д.).
Выводы защитника в судебной речи должны быть обоснованными, последовательными, четко сформулированными. Все приведенные доказательства подводят к просьбе о мере наказания, к формулировке окончательных выводов по делу. Если в результате надлежащего анализа доказательств защитник приходит к выводу, что событие преступления отсутствует, в деянии подзащитного нет состава преступления - он просит у суда оправдательного приговора; когда факт совершения преступления не отрицается, он высказывает свои соображения о мере наказания. Самая сложная ситуация - принятия судом решения при наличии только косвенных доказательств и отрицании подсудимым своей вины. Заключительная часть должна звучать так, чтобы суда стало очевидным, что оправдание - единственно правильный путь правосудия[10].