Веч О.О
3курс, факультет
экономики и финансов
Научный руководитель
- Боброва С.Я.
НОУВПО Московский
Университет им. С.Ю.Витте филиал
в г. Туле.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ
РЕФОРМА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
Административная реформа
уже прошла несколько этапов, в
течение которых осуществлялся поиск
эффективных моделей управления, пригодных
для конкретных российских условий с учетом
особенностей отечественной управленческой
культуры, внедрялись новые модели организации
и функционирования государственного
аппарата на федеральном уровне.
В довольно короткий срок была
выработана новая структура федеральных
органов исполнительной власти; проинвентаризированы
их государственные функции и строго разделены
по характеру и видам деятельности органов
исполнительной власти; предприняты усилия
для сокращения количества административных
барьеров; упрощены многие административные
процедуры, по существу, создана новая
система управления.
Еще предстоит продолжить
подготовку различного рода нормативных
и методических материалов, позволяющих
своевременно упразднять избыточные и
дублирующие функции органов исполнительной
власти, обеспечивать передачу ряда государственных
функций в негосударственный сектор, приводить
в действие механизмы, предотвращающие
появление новых избыточных или дублирующих
в исполнительной власти функций и т.д.
Развитие реформы государственного
управления в стране невозможно без
эффективной, слаженной работы федеральных
и региональных органов исполнительной
власти, деятельность которых должна быть
оптимально "вмонтирована" в общую
систему государственного управления.
Поэтому административная реформа не
может ограничиться лишь федеральным
уровнем и с необходимостью включает и
региональную компоненту.
Проведение в субъектах
РФ административной реформы - это новый
этап в совершенствовании государственного
управления, необходимый для укрепления
единства системы исполнительной власти
в РФ, провозглашенного Конституцией РФ одним из принципов функционирования
государственной власти.
Органам исполнительной власти
субъектов РФ предоставлено достаточно
много прав по самостоятельному определению
направлений административной реформы,
преобразованию аппарата управления,
распределению государственных функций
между региональными органами исполнительной
власти и т.д. В компетенции федеральных
органов власти в основном полномочия
методического характера, которые основаны
на использовании анализа результатов
административной реформы на федеральном
уровне.
Таким подходом федеральный
центр создал условия для того,
чтобы в субъектах Федерации,
возможно, было бы при проведении административной
реформы не только проявлять инициативу,
но и учитывать их экономические, социальные,
географические и иные особенности.
Важным фактором дальнейшего
продвижения административной реформы
является создание адекватного ее целям
правового обеспечения.
В федеральном законодательстве
нашли отражение вопросы оптимизации
и закрепления функций государственного
управления. На базе федеральных законов,
актов Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации,
федеральных органов исполнительной власти
ведется работа по совершенствованию
административных процедур и их закреплению
в административных регламентах.
В рамках общего замысла
административной реформы, нашедшего
отражение в актах федерального
законодательства, требуется продуманное
развитие соответствующих сегментов
законодательства субъектов Федерации.
Изучение показало, что
многие субъекты Федерации уже имеют
опыт такой работы. Однако следует
констатировать отсутствие единства в
подготовке необходимых правовых решений
по вопросам административной реформы
на региональном уровне, и это замедляет
ход государственного реформирования.
В качестве наиболее заметных
задач в совершенствовании законодательства
субъектов РФ можно назвать:
- определение и правовое закрепление принципов и порядка взаимодействия органов исполнительной власти в субъектах Федерации между собой, а также с органами местного самоуправления;
- структурное и организационное перераспределение полномочий между органами исполнительной власти в соответствии с принципами административной реформы;
- правовое закрепление правил о порядке исполнения органами исполнительной власти и их должностными лицами государственных функций.
Законодательство в сфере
административной реформы можно
будет признать эффективным, если оно:
- будет содействовать реальной охране прав и свобод человека и гражданина;
- способствует преодолению административных барьеров;
- стабилизирует и сделает предсказуемыми отношения между государственными органами и гражданами (хозяйствующими субъектами);
- послужит искоренению коррупции в сфере государственной административной деятельности.
Реформирование системы
государственного управления в России
в настоящее время предполагает
включение субъектов РФ в проведение
административной реформы по таким
основным направлениям, как:
- упорядочение полномочий органов исполнительной власти;
- разработка административных регламентов;
- регулирование процедур оказания публичных услуг;
- противодействие коррупции.
Существенным недостатком
действующего законодательства является
отсутствие сформированного антикоррупционного
правового блока, поскольку в
Российской Федерации система специального
законодательства, направленного на борьбу
с коррупцией, в том числе в управленческой
сфере, формируется очень медленно. Специальные
законы о борьбе с тем или иным антиобщественным
явлением принимаются в случаях актуализации
проблемы, при превращении ее в угрозу
национальной безопасности, несмотря
на закрепление коррупции в качестве одной
из угроз национальной безопасности в Концепции национальной безопасности
Российской Федерации. С целью выработки
предложений по государственной политике
в области противодействия коррупции
при Президенте РФ образован Совет, который
к тому же призван осуществлять координацию
деятельности федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления
по реализации государственной политики
в области противодействия коррупции;
а также контроль за реализацией мероприятий,
предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.
Для эффективного осуществления мероприятий
по снижению коррупциогенности законодательства
и преодолению коррупционных факторов
в сфере деятельности органов исполнительной
власти и органов местного самоуправления
можно предложить:
- ускорить принятие федерального закона об административных процедурах (регламентах);
- определить общую схему взаимодействия органов исполнительной власти, конкретизировав ее применительно к органам власти Российской Федерации и субъектов Федерации;
- положения об органах власти составлять терминологически точно, исходя из концепции полномочий (единства прав и обязанностей органа власти и исключительного характера его прав);
- отражать все необходимые элементы компетенции органа власти в положениях об органах власти. При определении и утверждении статуса органа государственной власти и органа местного самоуправления необходимо включать цели (задачи), порядок образования, форму собственности, состав (структуру), основные функции, подчиненность, типы взаимоотношений с иными субъектами управления, организацию работы, виды правовых актов, права руководителя, материально-финансовую базу, основания для ответственности;
- соблюдать правило о том, что орган власти наделяется компетенцией законом или актом вышестоящего органа власти;
- ввести строго формализованный порядок осуществления большинства действий в органах власти для снижения процента административного усмотрения;
- завершить работу по устранению дублирующих полномочий различных органов власти (федеральных, региональных, местных);
- дать законодательное определение понятия "коррупция", внести соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации;
- на основе общих методических рекомендаций по проведению антикоррупционной экспертизы подготовить методики проведения специализированных (предметных или ведомственных) экспертиз действующих нормативных правовых актов и вносимых проектов на предмет коррупциогенности;
- подготовить и внедрить методику выработки превентивных антикоррупционных норм и рекомендации по их включению в нормативные правовые акты (например, нормы о рассекречивании информации).
Сегодня необходимо провести
ревизию действующего законодательства
на предмет его коррупциогенности,
используя различные типы антикоррупционных
правовых экспертиз (федеральных и
региональных, законодательных и
подзаконных, общих и ведомственных).
На более длительную перспективу
задачами в сфере реализации антикоррупционных
правовых инструментов могут быть мониторинг
действующих нормативных правовых
актов на предмет их коррупционности,
разработка и внедрение специализированных
(отраслевых) методик антикоррупционных
экспертиз.
Рассматриваемые аспекты
административной реформы не раскрывают
всего спектра правовых проблем,
сопровождающих ее проведение в субъектах
РФ, но они наглядно демонстрируют тесную
взаимосвязь федерального и регионального
уровня исполнительной власти в контексте
необходимости обеспечения прав и законных
интересов граждан независимо от территории
их проживания в России.
Известным промахам и упущениям
при проведении первого этапа
административной реформы в немалой
степени способствовало отсутствие
необходимой теоретической базы.
Тем не менее, определенные результаты
по итогам первого этапа административной
реформы уже состоялись, и с учетом этого
опыта следует подтвердить важный вывод
о необходимости более активного включения
всего имеющегося научного потенциала
на следующем (втором) этапе административной
реформы. Многие конкретные вопросы реформы
требуют проведения серьезных правовых
исследований, научного прогнозирования
путей дальнейшего развития правового
регулирования в указанной области, формулирования
необходимых законодательных предложений,
а также предложений по совершенствованию
имеющейся практики.