Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:14, контрольная работа
Работа содержит два вопроса. 1. Криминалистическая взрывотехника. 2. Преступный наркобизнес.
– событие любого связанного с наркотиками преступления (время, место, способ и другие обстоятельства);
– причастность разрабатываемого к подготовке или совершению преступления;
– каналы и источники поступления наркотиков;
– обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность разрабатываемого, а также характеризующие его личность;
– характер и размер ущерба, причиненного преступлением;
– местонахождение наркотических средств, оборудования, предметов, препаратов и сырья для изготовления и приема наркотиков; ценностей, нажитых за счет незаконных операций с наркотиками.
Эти сведения оперативные работники получают:
от внештатных сотрудников;
при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по уголовным делам;
в процессе изучения архивных уголовных дел и других материалов;
в ходе проверки писем, жалоб и заявлений граждан, а также при проведении рейдов и т. д.
Работа по выявлению обстоятельств, представляющих оперативный интерес, должна вестись в основном в трех направлениях:
1) на объектах, где имеются наркотические средства и где преступники могут совершить различные правонарушения;
2) в местах, где наиболее часто совершаются преступления, связанные с наркотиками;
3) среди определенных групп населения по месту их жительства или временного пребывания.
В процессе оперативного обслуживания территории и объектов работники ОВД осуществляют оперативно-поисковые мероприятия в целях получения первичных сведений о лицах и фактах, позволяющих обнаружить замаскированные и раскрыть неочевидные преступления, связанные с наркотическими и другими одурманивающими средствами.
Оперативный поиск ведется:
среди граждан, проживающих или работающих на обслуживаемой территории;
в местах концентрации лиц, представляющих оперативный интерес, и совершения незаконных действий с наркотиками;
в криминогенных группах;
в среде лиц, привлекаемых к ответственности.
При организации оперативного поиска основное внимание направляется на получение информации о лицах, причастных к противоправным действиям, связанным с наркотиками; их намерениях, образе жизни, поведении, связях, возникающих на почве нездорового интереса или же болезненного пристрастия к наркотическим и другим одурманивающим средствам; местах концентрации таких лиц или их возможного появления.
Целесообразно подчеркнуть, что поиск призван помочь оперативным работникам выявить не только ранее неизвестных лиц, представляющих оперативный интерес, но и обнаружить факты, указывающие на замысел, подготовку или уже совершенное противоправное деяние конкретными лицами, в том числе и уже находящимися под наблюдением (контролем).
Установление новых мест, где совершаются или могут совершаться противоправные операции с такими средствами, позволяет затем планомерно и целенаправленно осуществлять их оперативное обслуживание, выявлять новых лиц и факты, представляющие оперативный интерес. Проверка первичных сведений должна быть направлена на их подтверждение либо опровержение путем сбора дополнительных данных, необходимых для принятия соответствующих решений. Недостаточность или сомнительность первичных сведений вызывается разными причинами. Это может быть необъективное восприятие (добросовестное заблуждение) действий того или иного лица (группы лиц) или дезинформация с целью мести, сведения личных счетов и др.
В борьбе с распространением наркотических средств значение оперативной работы возрастает. Обусловлено это тем, что такие преступления носят латентный характер, представляют повышенную общественную опасность, а лица, занимающиеся изготовлением, распространением, потреблением наркотиков, тщательно конспирируют свою противоправную деятельность, прибегая к различным способам маскировки.
Практика показывает, что те ОВД, которые квалифицированно опираются на общественность для выявления наркоманов, мест их сбора, сбыта, хранения и потребления наркотических средств, систематически изучают ухищрения и уловки преступников, своевременно реагируют на изменения в уголовной среде, добиваются наибольшего успеха в борьбе с правонарушениями.
Выявление дельцов наркобизнеса, как известно, сопряжено со значительными сложностями. Ограниченное количество лиц, входящих в преступную группу, устойчивая связь между ними, глубокая конспирация противоправных действий затрудняют выявление не только подозреваемых, но и круга лиц, с которыми они поддерживают связь.
Выбор методов и средств для обнаружения и фиксации фактических данных зависит от источников, могущих содержать доказательственную информацию, от исходных сведений, конкретных условий, в которых действуют сбытчики наркотиков.
Дальнейшее совершенствование организации и методов оперативно-розыскной деятельности ОВД зависит от степени их осведомленности о лицах и фактах, представляющих оперативных интерес. Такую информацию, как было сказано выше, можно получить в процессе проведения поиска. Поиск предполагает избирательный подход к получению и проверке первичной информации. Основное отличие поиска от оперативно-розыскных мероприятий, проводимых по конкретным фактам, в отношении конкретных лиц, и состоит в том, что вся система мер осуществляется вне связи с конкретным лицом.
Поиск должен охватывать места возможного появления наркоманов, обслуживаемую территорию и учитывать всех лиц, представляющих оперативный интерес, факты совершенных преступлений в прошлом и настоящем, а также возможные их проявления в будущем. Такая система, действующая вне зависимости от конкретного преступления или лица, должна своевременно срабатывать. А это требует планового подхода к организации поисковой работы, творчества в оперативно-розыскной деятельности. Успешное решение задач поиска может быть обеспечено при условии непрерывного поступления информации об обстоятельствах и явлениях, представляющих оперативный интерес.
Поиск, осуществляемый сотрудниками оперативных подразделений, является одним из наиболее эффективных. Его преимущество состоит в том, что вооруженные профессиональными и правовыми знаниями, знающие уловки и повадки правонарушителей и места их концентрации оперативные сотрудники имеют широкие возможности выявлять необходимые данные о лицах, подозреваемых в подготовке или совершении преступлений, связанных с наркотиками.
Как известно, обоснованное и целенаправленное применение личного сыска оперативными сотрудниками обеспечивает:
непосредственное получение информации, анализ и оценку ее достоверности, полноты криминогенной значимости;
применение самим оперативным работником адекватных мер в зависимости от складывающейся ситуации;
психологическое воздействие на лицо с целью добровольного отказа от реализации преступных намерений;
искусственное создание обстановки, исключающей либо существенно затрудняющей совершение преступления;
задержание с поличным при покушении на совершение преступления.
При проведении личного сыска, непосредственно воспринимая явления и факты, представляющие оперативный интерес, и давая им оценку, сотрудник ОВД имеет возможность сразу же перепроверить полученные им самим сведения, если их достоверность вызывает сомнение, а также лично проверить поступившую из других источников информацию о фактах совершения наркоманами преступлений.
Анализируя полученные данные, оперативный работник, как правило, планирует:
– проверять достоверность информации с помощью внештатных сотрудников;
– обеспечивать непрерывный обмен информацией между оперативными аппаратами различных служб о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес;
– осуществлять взаимодействие с другими подразделениями органов внутренних дел;
– привлекать граждан для борьбы с наркоманией и преступлениями, связанными с нею;
– проводить поисковые мероприятия по выявлению лиц, содержащих притоны и вовлекающих несовершеннолетних в потребление наркотиков и совершение других незаконных действий, связанных с ними;
– проводить опрос среди наркоманов, задержанных в административном порядке.
Эффективности поиска способствуют постоянный обмен информацией между органами, ведущими борьбу с такими правонарушениями, а также взаимопомощь по разоблачению конкретных лиц, которая заключается в выполнении отдельных поручений и направлении на территорию, обслуживаемую другими органами внутренних дел, оперативной группы или агентов для проведения оперативного поиска.
Оперуполномоченные уголовного розыска выявляют наркоманов через водителей такси, граждан, сдающих квартиры на ночь, администраторов ресторанов, барменов, самих наркоманов. Некоторые сведения получают от лечащих наркоманов врачей, которые могут осветить преступную деятельность своих пациентов, сообщить о местах их сбора.
При проведении оперативно-розыскных мероприятий особое внимание уделяется обеспечению строгого соблюдения законности. Тактические мероприятия в основном осуществляются комплексно, поскольку борьба с наркоманией требует участия различных сил ОВД, имеющих возможность получать в процессе своей повседневной деятельности интересующую аппараты уголовного розыска первичную информацию. Это работники подразделений ЭП, патрульно-постовой службы, паспортных аппаратов, дежурных частей, ГАИ, участковые инспектора милиции, следователи.
Сотрудники, несущие службу по охране общественного порядка, в процессе патрулирования также могут выявлять некоторые факты и события, связанные с наркоманией. Этому способствует продуманная дислокация постов и маршрутов, разработанная с учетом складывающейся оперативной обстановки. Но залогом успеха, на наш взгляд, является исчерпывающий инструктаж милиционеров и обучение их приемам обнаружения наркоманов, методам и способам закрепления необходимых доказа-тельств.
Паспортные аппараты имеют возможность установить лиц, освободившихся из мест лишения свободы, судимых ранее за преступления, связанные с наркоманией, за вовлечение несовершеннолетних в незаконные действия с наркотиками; предоставляющих свою жилплощадь для приезжающих в город с целью сбыта наркотиков; проживающих по чужим документам и т. п.
Через дежурные части, работающие в круглосуточном режиме, проходит основной контингент задерживаемых и доставляемых в ОВД лиц. Сотрудники дежурных частей устанавливают их личности, проводят разбирательство путем опросов, проверок по оперативно-справочным картотекам и данным паспортных аппаратов.
Выявлению наркоманов способствует и взаимодействие с органами КГБ, которое выражается прежде всего в систематическом обмене информацией.
Поисковая работа по обнаружению наркоманов активно проводится оперативными сотрудниками в ИВС, следственных изоляторах, спецприемниках, приемниках-распределителях, исправительно-трудовых колониях и спецкомендатурах. По заданию ОВД и по собственной инициативе они осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по изобличению лиц, совершивших преступления, оставшиеся нераскрытыми.
При получении сведений о конкретных фактах противоправных действий с наркотиками сотрудник уголовного розыска может принять соответствующие меры профилактического характера. Целесообразно данную работу согласовывать с участковым инспектором милиции, у которого на обслуживаемом участке имеются свои возможности. Он, как правило, хорошо знает контингент лиц, проживающих на закрепленной территории, так как постоянно знакомится с учетными документами паспортных подразделений милиции, проводит опросы, беседует с правонарушителями, членами их семей, родственниками, знакомыми, представителями общественности. В ходе выполнения этих и других мероприятий участковые инспектора милиции выявляют содержателей притонов, а также лиц, посещающих места потребления и изготовления наркотиков.
В мероприятиях по пресечению распространения наркомании и преступлений, связанных с нею, используется помощь представителей администрации учреждений, предприятий, общественных пунктов охраны порядка, а также внештатных сотрудников милиции. Аппараты уголовного розыска имеют возможность получать ценную информацию при систематическом информировании сил общественности о складывающейся оперативной обстановке после обучения их приемам распознания лиц и фактов, интересующих органы внутренних дел. Наблюдая за поведением наркоманов, граждане становятся очевидцами событий и впоследствии могут выступить в качестве свидетелей.
Работа по выявлению наркоманов и лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, осуществляется в контакте с соответствующими ведомствами, организациями и общественными формированиями, занимающимися приемом и размещением иностранных граждан.
Функционирование системы поиска должно находиться под постоянным контролем руководителей ОВД и аппаратов уголовного розыска. К формам контроля в первую очередь необходимо отнести: личное рассмотрение руководителями органов и служб поступающей информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес (это могут быть заявления представителей общественности, рапорты, справки, информация из других органов и служб и т. д.); дачу по ним соответствующих указаний; заслушивание отчетов сотрудников по результатам оперативно-розыскной деятельности.