Автор: o********@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 21:34, реферат
Терроризм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ПАЦИФИЗМА И ПУТЬ К СОЗДАНИЮ ДОКТРИНЫ………………………………………….5
1.1. История религиозного пацифизма…………………………………………..5
1.2. Пацифизм: долгий путь к созданию доктрины (1867-1902)……………..10
1.3. Развитие международного пацифистского движения……………………19
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ТЕРРОРИЗМА И РЕЛИГИОЗНОГО ПАЦИФИЗМА В СНГ…………………………………………………………30
2.1. Волны террористических актов и их влияние на СНГ…………………...30
2.2. Ядерный терроризм реален…………………………………………….......34
2.3. «Новый» наряд пацифизма…………………………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...57
Пацифисты, которых современники считали идеалистами и утопистами, заложили тем не менее основы нового международного миропорядка регулируемого справедливостью и арбитражной практикой. Их идеи осуществлялись после первой мировой войны в процессе создания Лиги наций.
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ТЕРРОРИЗМА И РЕЛИГИОЗНОГО ПАЦИФИЗМА В СНГ
2.1. Волны террористических актов и их влияние на СНГ
Трагические события в московском аэропорту "Домодедово" поставили вопрос о возможности нарастания террористической угрозы в странах СНГ.
Так, Служба безопасности Украины сразу усилила меры безопасности на авиационном и железнодорожном транспорте.
Незадолго
до взрыва в "Домодедово" Украина,
впервые за все время своего независимого
существования, столкнулась с открытыми
террористическими
Украинским
властям и обществу стало ясно,
что нужно создавать в стране
целостную систему
Готова ли Украина к возрастающей террористической угрозе? К сожалению, ответ скорее отрицательный. Проверка показала неэффективность освоения средств правоохранительными структурами в рамках подготовки к Евро-2012.
Сейчас Украина решила резко усилить антитеррористические подразделения на Черном и Азовском морях. В региональном управлении Госпогранслужбы Украины создается ряд специальных подразделений. Их сотрудники будут участвовать в антитеррористических операциях в акватории портов и на морском транспорте. Одно из новых подразделений мобильного антитеррора будет в составе Севастопольского отряда морской охраны, два других предполагается разместить в Симферополе и Керчи.
В 2010 году с волной терактов столкнулась и другая страна СНГ – Таджикистан. Там произошла целая серия терактов, включая взрыв здания РУБОП в Худженте, затем на дискотеке в Душанбе. Эксперты тогда связали эти теракты с деятельностью Исламского движения Узбекистана, которое раньше совершило несколько терактов в самом Узбекистане. При дальнейшем усилении террористической активности Таджикистан может быть присоединен к уже имеющимся в регионе зонам нестабильности – Афганистану и югу Киргизии.
«Террористические
группировки все еще
В случае дестабилизации в Таджикистане и Киргизии ИДУ может перенести террористическую активность в узбекскую часть Ферганской долины.
На днях таджикские силовики задержали в Согдийской области нескольких лиц, подозреваемых в попытке организации терактов. Как отмечается в сообщении управления Госкомитета национальной безопасности Таджикистана, предполагается, что задержанные причастны к попыткам совершить теракты у зданий УГКНБ и УВД Согды в январе этого года.
Достаточно сложно говорить о единой природе терроризма в Содружестве. Здесь сплелись откровенно криминальные мотивы, амбиции политических элит, религиозная нетерпимость. Еще одна весьма серьезная причина возрастающей террористической активности в СНГ – крайне высокий уровень коррупции, в том числе в правоохранительных органах.
За
последние десятилетия
Новые террористические угрозы требуют адекватной реакции со стороны правоохранительных органов и органов безопасности СНГ.
К сожалению, Антитеррористический центр (АТЦ) СНГ – основной орган координации борьбы с терроризмом в странах Содружества – до сих пор не смог выработать действенных мер по борьбе с этой угрозой. Сейчас АТЦ предпринимает экстренные меры по недопущению новых терактов, но эти меры носят, скорее, догоняющий характер.
АТЦ планирует в феврале, на совещании в Москве, рассмотреть согласованные действия органов государственной безопасности и правоохранительных по предотвращению терактов на транспортной инфраструктуре стран Содружества. Ясно, что следует немедленно переходить к разработке мер превентивной безопасности, причем они должны иметь общий характер для всех стран СНГ.
Как представляется, необходимо определить список наиболее уязвимых объектов на территории СНГ (АЭС, крупные транспортные центры, плотины, газо- и нефтепроводы, системы водозабора) и договориться о совместных действиях по их защите, включая обмен информацией об имеющихся террористических угрозах.
Любой крупный теракт требует больших финансовых средств. Спецслужбы США после терактов 11 сентября 2001 года основной упор в борьбе с терроризмом сделали на отслеживании финансовых трансакций международных террористических организаций. В СНГ же кооперация финансовых разведок находится только в начальной стадии.
Прозрачные
границы и мобильность в
После
распада СССР в ряде стран –
бывших республик Советского Союза,
возникла проблема обеспечения безопасности
ядерных объектов. В 2005 году ООН приняла
Международную конвенцию о
Дело
в том, что предприятия, использовавшие
радиоактивные материалы, медицинские
и научные учреждения, в меньшей
степени – законсервированные урановые
рудники стали объектом постоянного
внимания потенциальных изготовителей
и покупателей «грязной бомбы» (потенциальные
заказчики есть как среди криминалитета,
так и среди различных
Нельзя сказать, что АТЦ СНГ не отслеживает данную угрозу, но в момент обострения террористической опасности явно необходимо принятие работающей программы по борьбе с угрозой ядерного терроризма. Пока соглашение о контроле за оборотом радиоактивных материалов в СНГ так и не подписано.
Требуется организация единой системы радиационного контроля на всем пространстве Содружества, мониторинг в масштабах всего СНГ объектов, потенциально опасных с точки зрения хищения радиоактивных материалов.
Россия особенно заинтересована в интенсификации сотрудничества со спецслужбами стран СНГ накануне Олимпиады-2014. Сочи находится недалеко от Грузии, продолжающей демонстрировать недружелюбие и говорить об «опасности» Олимпиады. Без координации усилий со спецслужбами СНГ обеспечение безопасности Олимпиады-2014 будет сложной задачей и потребует больших сил и средств.
Последние
теракты доказывают давно известную
истину: терроризм не признает государственных
границ, и требуется реальное, а
не декларативное объединение
2.2. Ядерный терроризм реален
После распада СССР считалось, что, поскольку холодная война закончилась, исчезла и угроза ядерного конфликта. Однако ядерное противостояние вполне реально и ныне.
Еще большую угрозу представляет собой ядерный терроризм. В 1990-х годах специалисты-атомщики полагали, что в условиях глобализации и научно-технического прогресса большинству стран удастся завладеть ядерным оружием не ранее чем к 2020-му. Но процесс идет гораздо быстрее. «Клуб ядерных держав» пополняется, однако не все «новички» способны в должной мере обеспечить безопасность своих ядерных арсеналов. Это многократно увеличивает вероятность того, что оружие массового уничтожения (ОМУ), прежде всего ядерное или радиологическое, а также материалы, пригодные для его изготовления, станут доступны для террористов.
Председатель Комитета Государственной думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин уверен, что теракты с использованием ядерного оружия, расщепляющихся материалов особо опасны и должны находиться в фокусе самого пристального внимания всего мирового сообщества.
Выведение в неконтролируемый оборот различных радиоактивных материалов наделяет адептов ядерного террора новыми возможностями. По мнению технических экспертов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), представленному на специальном заседании по вопросам борьбы с ядерным терроризмом (Вена, ноябрь 2006 г.), создать «грязную» бомбу можно с помощью любых радиоактивных изотопов. Цепная реакция в такой бомбе невозможна, но ее взрыв приведет к радиоактивному заражению местности. Его уровень в ряде случаев будет не настолько высок, чтобы существенно повлиять на здоровье людей, однако сам факт применения ОМУ и угроза рассеивания радиации способны вызвать страх и панику. А ведь именно устрашение населения является основной целью террористов, которые надеются тем самым принудить государства к определенным действиям в своих интересах.
По
мнению чикагской организации «
Журналист Льюис Смит на страницах The Times обоснованно отмечает, что даже известия о конфискации радиоактивных материалов подпитывают страхи перед «грязной» бомбой. Особенно когда речь идет о нескольких килограммах радиоактивного вещества (так называемый «желтый кек»), обнаруженных в партии металлолома в порту Роттердама (Нидерланды) в декабре 2003 года. Или об освинцованных ящиках со стронцием-90 и цезием-137, которые были изъяты полицией Грузии у тбилисского таксиста Тедо Макерия в мае того же года.
Генеральный
директор МАГАТЭ Мохаммед эль-Барадеи
в одном из своих обращений
сообщил, что за последнее десятилетие
агентство зафиксировало в
Одним
из фронтов этой борьбы является и
постсоветское пространство. Как
сообщает Федеральная таможенная служба
Российской Федерации, в 1995-м она
предупредила четыре попытки перемещения
через границу товаров и