Судебно-психологическая экспертиза

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:27, реферат

Описание работы

Применение психологических знаний способствует правильному решению задач раскрытия и расследования преступлений и перевоспитания лиц, совершивших преступления. Судебно-психологические знания в деятельности органов по поддержанию правопорядка реализуются различным образом и в первую очередь непосредственно работниками правосудия, обеспечивая правильную диагностику личности, индивидуальный подход к человеку, выбор и применение наиболее соответствующих ситуации тактических приемов и таким образом способствуют решению практических задач борьбы с преступностью на подлинно научной основе.

Содержание

Введение.
Судебно-психологическая экспертиза:
а) основная задача;
б) назначение экспертизы.
Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии.

Судебно-психологическая экспертиза определения способности несовершеннолетнего правонарушителя осознавать значение совершаемых ими действий.

Заключение.

Работа содержит 1 файл

Судебно-психолическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

Чрезвычайно важным в экспертной оценке противоправного поступка является психологический анализ ситуации деликта, анализ психического состояния подростка в момент деликта, его отношение к содеянному и осознание случившегося. С целью анализа степени делинквентности и деморализации несовершеннолетнего целесообразно использовать классификацию Г. М. Миньковского1, который предлагает выделить три типа деликвентности.

1.  Последовательно-криминогенный  тип, когда преступление вытекает  из привычного стиля жизни  подростка, обусловлено его специфическими  взглядами, установками, ориентациями. Такие подростки сами формируют ситуацию преступления. Как правило, они имеют некоторый преступный опыт, опыт общения с судебно-следственными органами.

2.  Ситуативно-криминогенный  тип, где преступление в значительной  степени обусловлено неблагоприятной ситуацией. Подростки этого типа, как правило, не осознают ситуации преступления, т.е. не являются его инициаторами, а совершают его под влиянием группы или в состоянии алкогольного опьянения.

3.  Ситуативный  тип характеризуется незначительной выраженностью негативного поведения. Преступление совершается под решающим влиянием ситуации, возникшей не по вине подростка.

Особое место  в экспертной оценке занимает анализ личностной значимости цели действий у подростка.

Нередко следственным работникам в процессе следственных действий с подростками приходится сталкиваться с явлениями личностной незрелости подростка, что затрудняет решение вопроса о способности несовершеннолетнего полностью осознавать значение совершаемых им действий. Личностная незрелость может быть обусловлена рядом социобиологических факторов. Например, одной из форм задержки психического развития является психофизический инфантилизм, который проявляется в задержке психического и физического развития. Такие подростки по своему физическому и психическому облику соответствуют более младшему возрасту. Как правило, они обучаются по массовой программе в школе, но остаются на второй год. При проведении экспертного исследования целесообразно назначить комплексную психолого-психиатрическую экспертизу или предварительно провести психиатрическую экспертизу для констатации диагноза.

Одной из важных причин личностной незрелости может  быть и социально-педагогическая запущенность подростка. Поводом для назначения судебно-психологической экспертизы для таких подростков могут служить данные о неблагоприятных условиях воспитания несовершеннолетнего. В таких случаях психиатрическая экспертиза не обязательна.

При назначении судебно-психологической экспертизы на предмет осознания подростками  своих действий и умения руководить ими следователь, анализируя материалы уголовного дела, должен обратить внимание на следующие моменты:

  • цель совершенного преступления;
  • соотношение цели и средств ее достижения;
  • определенность и стойкость цели;
  • соответствие способов достижения цели личностным характеристикам подследственного.

Для оценки способности  осознавать значение совершаемых действий и руководить ими рекомендуются  следующие типовые вопросы:

1. Каковы интеллектуальные  и индивидуально-психологические  характеристики подростка?

2.  Если учитывать  особенности его психического  развития, мог ли он полностью  осознавать значение совершаемых  им действий?

3.  Каковы  особенности психического состояния  подэкспертного в период инкриминируемых  ему действий?

4. Если принять во внимание особенности психического развития подэкспертного и особенности его психического состояния, в какой мере он мог руководить своими действиями?

Дополнительно можно уточнить, имеются ли в структуре  личности подэкспертного свойства, оказавшие существенное влияние на особенности его поведения в ситуации деликта и на особенности его показаний (например, агрессивность, внушаемость, лживость как устойчивая личностная характеристика, гиперсексуальность и др.).

 

 

 Заключение.

Антисоциальное поведение несовершеннолетнего обусловлено влиянием факторов в первую очередь внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, обусловливающими его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».

Девиантное  поведение подростков (14-17 лет) и  молодежи (18-29 лет) имеет общие для  всех девиантных проявлений причины. Прежде всего это противоречие между  относительно равномерно распространенными  и растущими потребностями и  существенно различными возможностями их удовлетворения, или, в терминологии Р. Мертона, несоответствие между социальными ценностями, устремлениями и социально организованными средствами их удовлетворения. Возможности человека определяются в основном его социальным статусом, местом, занимаемым в социальной структуре. Иначе говоря, источником девиантного поведения служит социальное неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным социальным группам (стратам).

Подростки и  молодежь чаще интегрированы в субкультурные группы, чем взрослые. Это объясняется и естественным стремлением объединиться в условиях «заброшенности»  недружелюбия мира взрослых, и поисками столь значимых для молодежи дружеских и сексуальных контактов и привязанностей, и пониманием ровесников при непонимании взрослыми и т.п.

Для криминогенных групп  особенно характерными чертами являются внушаемость и конформизм. Выходят  члены «стай», как правило, из конфликтных  семей. А отсюда — примитивный  уровень мышления.

В группировке  подросток проходит своеобразную школу ложного коллективизма, риска, романтики, подлости и жестокости. Здесь его поддерживают материально, убеждают, что он «все может». Такие «стаи» обоснованно называют молодежными бандами.

У нас довольно длительное время массовые драки подростков, их жестокость и вандализм наивно считали «мальчишескими» шалостями, принимали за этакую молодецкую забаву, которой будто бы издавна «славилась» Русь. В результате жестко организованные уголовниками группировки называли группами «трудных подростков», которые «сегодня подерутся, а завтра помирятся». Но сегодня нередко эти драки не случайные, а назначенные, причем сами лидеры в них не участвуют.

Подросток в  своем сложном и жестоком мире куда меньше защищен, чем в годы детства. Поэтому, часто не принимая стиля отношений в группировке, он вынужден оставаться в ней. Иначе он – изгой. Ибо для подростка самое важное – это общение, чувство «мы», осознание своего «Я».

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Юридическая психология. В.Л. Васильев, 2009 г.
  2. Юридическая психология. В.В. Романов, 2010 г.
  3. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 2008г.
  4. Уголовный кодекс РФ.
  5. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза способности малолетних и несовершеннолетних давать показания: Пособие для врачей. - М., 2010 г.

1 Миньковский Г.М. К вопросу о типологии несовершеннолетних правонарушителей // Проблемы судебной психологии: Тезисы докладов и сообщений на IV съезде общества психологов СССР. - Тбилиси, 1971. - С. 31, 32.


Информация о работе Судебно-психологическая экспертиза