Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:17, контрольная работа
Судебная экспертиза является наиболее квалифицированной формой использования специальных знаний в судопроизводстве. Она значительно расширяет познавательные возможности суда и органов предварительного расследования, позволяя использовать в ходе досудебного производства по делу и его судебного рассмотрения весь арсенал научных средств познания. Экспертиза назначается в случаях, когда для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, необходимы специальные познания, которыми обладают эксперты. Кто такой судебный эксперт и каков его процессуальный статус я попытаюсь разобрать ниже.
Оглавление
Введение.
Судебная экспертиза является наиболее квалифицированной формой использования специальных знаний в судопроизводстве. Она значительно расширяет познавательные возможности суда и органов предварительного расследования, позволяя использовать в ходе досудебного производства по делу и его судебного рассмотрения весь арсенал научных средств познания. Экспертиза назначается в случаях, когда для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, необходимы специальные познания, которыми обладают эксперты. Кто такой судебный эксперт и каков его процессуальный статус я попытаюсь разобрать ниже.
Судебный эксперт, его процессуальный статус
Судебный эксперт - это лицо,
обладающее специальными знаниями и назначенное
судом в порядке, установленном процессуальным
законодательством (ст. 79 ГПК, 55 АПК, 57 УПК,
25.9 КоАП) для производства судебной экспертизы
и дачи заключения. Таким образом, закон
не требует, чтобы судебная экспертиза
в обязательном порядке выполнялась сотрудниками
государственных экспертных учреждений.
В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми для дачи заключения знаниями. Судебные экспертизы производятся экспертами государственных и негосударственных экспертных учреждений, сотрудниками не экспертных учреждений, частными экспертами либо иными специалистами.
Государственным судебным экспертом, производящим судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей, может быть только аттестованный сотрудник государственного судебно-экспертного учреждения. Помимо государственных судебных экспертов судебные экспертизы, согласно ст. 41 ФЗ от 31 мая 2001 г. N 73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», процессуальным кодексам и КоАП, могут производить и иные лица, обладающие специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющиеся государственными судебными экспертами, и вызванные для дачи заключения. Такими судебными экспертам могут являться:
а) пенсионеры, в прошлом
сотрудники государственных экспертных
учреждений;
б) частные эксперты-профессионалы, у которых
эта деятельность является основной;
в) эксперты - сотрудники негосударственных
судебно-экспертных учреждений
Обязанности и ответственность судебного эксперта
1. Согласно ч. 1 ст. 85 ГПК, судебный эксперт обязан принять к производству порученную ему судом экспертизу и провести полное исследование представленных материалов и документов; дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам и направить его в суд, назначивший экспертизу; явиться по вызову суда для личного участия в судебном заседании и ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением.
В случае если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта либо материалы и документы непригодны или недостаточны для проведения исследовании и дачи заключения, эксперт обязан направить в суд, назначивший экспертизу, мотивированное сообщение в письменной форме о невозможности дать заключение. Та же позиция законодателя отражена в ст. 16 ФЗ ГСЭД. Но помимо перечисленных выше условий невозможности для эксперта дать заключение в ней присутствуют еще два: если эксперту отказано в получении дополнительных материалов и если современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы.
Заметим, что именно в ФЗ ГСЭД и ГПК обязанности
эксперта обозначены наиболее категорично.
В АПК и КоАП также указывается, что эксперт
обязан явиться по вызову суда (ст. 55 АПК),
судьи, органа, должностного лица, в производстве
которых находится дело об административном
правонарушении (ст. 25.9 КоАП) и дать объективное
заключение по поставленным вопросам.
Однако отказ от производства экспертизы
законодатель уже относит к правам, но
не к обязанностям эксперта. Правда такое
право предоставляется эксперту опять-таки
только в случае, если ответы на заданные
вопросы выходят за пределы его специальных
знаний, а также если представленные материалы
недостаточны для дачи заключения.
Наиболее прогрессивным нам представляется
подход к этому вопросу в УПК, где вообще
отсутствует упоминание об обязанностях
судебного эксперта, а в ст. 57 отмечается,
что эксперт делать вправе (ч. 3), а что не
вправе (ч.4). Наличие норм, регламентирующих
обязанности эксперта в процессуальных
кодексах РСФСР (УПК, ГПК, КоАП), не вызывало
удивления, но в современных условиях
эти нормы явно устарели, поскольку нарушают
права человека и противоречат Конституции
РФ.
Согласно новому процессуальному
законодательству судебный эксперт уже
не несет ответственности за отказ от
дачи заключения, но в ч. 1 ст. 85 ГПК, ч. 4
ст. 55 АПК, п. 6 ч. 3 ст. 57 и ч. 5 ст. 199 УПК ч.
4 ст. 25.9 КоАП и абз. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ ГСЭД дан
исчерпывающий перечень случаев, когда
эксперт вправе отказаться от производства
экспертизы, а именно: если поставленные
вопросы выходят за пределы его специальных
знаний, а также в случаях, если представленных
ему материалов недостаточно для дачи
заключения.
На самом деле, если экспертиза
назначается судебному эксперту - сотруднику
экспертного учреждения, в должностные
обязанности которого, согласно подписанному
им трудовому договору (контракту), входит
производство судебных экспертиз, то зачем
нужна законодательная регламентация
обязанности явиться и дать заключение?
Думается, что в этом случае не оправдана
и административная ответственность за
отказ явиться по вызову должностного
лица, осуществляющего производство по
делу, и дать заключение, поскольку в контракте
заранее оговорена ответственность данного
лица за неисполнение требований контракта,
и в этом случае в соответствии с трудовым
законодательством (ст. 57 Трудового кодекса
РФ) сотрудник судебно-экспертного учреждения
подлежит дисциплинарной ответственности.
Перечень дисциплинарных взысканий для
судебного эксперта, как и для любого гражданина
РФ, указан в ст. 192 Трудового кодекса РФ.
Что касается частных экспертов,
т.е. лиц, производящих экспертные исследования
вне экспертных учреждений, а в настоящее
время большое количество экспертиз, особенно
в гражданском и арбитражном процессе
выполняется именно частными экспертами,
то они вообще не обязаны производить
экспертизу и давать заключение. Принуждение
лиц, обладающих специальными знаниями,
к производству экспертизы против их желания
противоречит ст. 37 Конституции РФ, согласно
которой принудительный труд в Российской
Федерации запрещен, а также ст. 4 "Запрещение
принудительного труда" Трудового кодекса
РФ.
2. Об обязанности эксперта направить
в суд мотивированное сообщение в письменной
форме о невозможности дать заключение
говорится только в абз. 2 ч. 1 ст. 85 ГПК и
абз. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ ГСЭД. Безусловно, если
экспертиза производится вне экспертного
учреждения, эксперт должен сам сообщить
о невозможности ее проведения. Вероятно,
учитывая это обстоятельство, законодатель
в новом УПК нигде не упоминает об обязанности
эксперта письменно сообщать органу или
лицу, назначившему экспертизу, о невозможности
ее производства. В экспертном учреждении
письменное сообщение о невозможности
дать заключение должно быть направлено
экспертом руководителю этого учреждения,
который, в свою очередь, поручает производство
экспертизы другому эксперту, привлекает
сторонних специалистов или уведомляет
орган или лицо, назначившее судебную
экспертизу, о невозможности ее производства.
Независимость эксперта не будет ущемлена,
если предоставить ему право, в случае
несогласия с решением руководителя экспертного
учреждения, довести свое мнение до сведения
лица или органа, назначивших экспертизу.
3. Обязанностью судебного
эксперта, согласно абз. 5 ч. 1 ФЗ ГСЭД, является
не разглашать сведения, которые стали
ему известны в связи с производством
судебной экспертизы, в том числе сведения,
которые могут ограничить конституционные
права граждан, а также сведения, составляющие
государственную, коммерческую или иную
охраняемую законом тайну. Аналогичный
запрет имеется в ч. 2 ст. 85 ГПК.
Думается, что законодатель излишне
категоричен. Необходимо было бы указать,
что конкретно понимается под разглашением,
и предусмотреть условия, когда такое
разглашение недопустимо.
В УПК указывается, что эксперт не вправе
разглашать данные предварительного расследования,
ставшие известными ему в связи с участием
в уголовном деле в качестве эксперта,
если он был об этом заранее предупрежден
(п. 5 ч. 4 ст. 57, ст. 161 УПК). За разглашение
этих сведений он может быть привлечен
к уголовной ответственности по ст. 310
УК.
К числу сведений, огласка которых
может привести к нарушению конституционных
прав граждан, относятся, прежде всего,
данные, полученные в ходе судебно-медицинской
и судебно-психиатрической экспертиз.
Разглашение информации о выявленных
при производстве экспертиз этих родов
болезнях или беременности может привести
к нарушению прав граждан на охрану достоинства
личности, неприкосновенности частной
жизни, личной и семейной тайны, защиты
чести и доброго имени, гарантированных
Конституцией РФ (ст. 23).
Недопустимо предавать огласке
сведения, полученные при судебной технико-криминалистической
экспертизе документов, почерковедческой
и автороведческой экспертизе и касающиеся
содержания личных документов (писем,
завещаний, дневников, ценных бумаг и проч.).
Не подлежат разглашению и сведения, почерпнутые
из фонограмм или видеофонограмм, исследуемых
в ходе судебной фоноскопической экспертизы;
электронные документы и иная компьютерная
информация (например, содержание баз
данных, коды доступа, пароли и проч.), полученная
в результате осуществления судебной
компьютерно-технической экспертизы.
Информация содержит коммерческую
или иную тайну в случае, если имеет действительную
или потенциальную коммерческую ценность
в силу неизвестности ее третьим лицам
(ст. 139 ГК). Подобная информация защищается
способами, предусмотренными ст. 12 ГК и
другими правовыми актами.
Государственные судебные эксперты целого
ряда государственных судебно-экспертных
учреждений являются одновременно военнослужащими,
сотрудниками органов внутренних дел,
таможенных органов, иных воинских формирований
РФ. Поэтому их с полным основанием можно
отнести к категории должностных лиц,
в том смысле, как это понимается в УК и
КоАП. Таким образом,
они должны признаваться субъектами должностных
преступлений, а также подлежать административной
ответственности.
За незаконное получение,
разглашение или использование сведений,
составляющих коммерческую или банковскую
тайну, судебный эксперт может быть привлечен
к уголовной ответственности согласно
ст. 183 УК РФ.
При производстве судебных
экспертиз самых различных родов и видов
могут возникнуть проблемы охраны государственной
тайны. Отнесение сведений к государственной
тайне осуществляется в соответствии
с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой
принадлежностью.
Должностные лица, принявшие решения
о засекречивании сведений либо о включении
их в носители сведений, составляющих
государственную тайну, несут уголовную,
административную или дисциплинарную
ответственность.
Если законодатель вменяет эксперту
в обязанность не разглашать сведения,
составляющие государственную тайну,
следовательно, судебный эксперт является
лицом, допускаемым к государственной
тайне. Причем законодатель оговаривает
условия допуска к государственной тайне
должностных лиц и граждан. Допуск должностных
лиц и граждан РФ к государственной тайне
осуществляется в добровольном порядке.
Для должностных лиц и граждан, допущенных
к государственной тайне на постоянной
основе, устанавливаются процентные надбавки
к заработной плате в зависимости от степени
секретности сведений, к которым они имеют
доступ; преимущественное право при прочих
равных условиях на оставление на работе
при проведении органами государственной
власти, предприятиями, учреждениями и
организациями организационных и (или)
штатных мероприятий.
Государственные судебные эксперты
ряда экспертных учреждений имеют статус
должностных лиц, остальные (например,
сотрудники судебно-экспертных учреждений
Министерства юстиции РФ) при решении
вопроса о допуске к сведениям, содержащим
государственную тайну, выступают как
граждане. Заметим, что при допуске к государственной
тайне эти лица могут быть временно ограничены
в своих правах. Эти ограничения могут
касаться права:
1) выезда за границу на срок, оговоренный
в трудовом договоре (контракте) при оформлении
допуска гражданина к государственной
тайне;
2) на распространение сведений, составляющих
государственную тайну, полученных при
производстве судебной экспертизы;
3) на неприкосновенность частной жизни
при проведении проверочных мероприятий
в период оформления допуска к государственной
тайне.
Государственные судебные эксперты,
как должностные лица и граждане, виновные
в нарушении законодательства РФ о государственной
тайне, несут уголовную, административную,
гражданско-правовую или дисциплинарную
ответственность в соответствии с действующим
законодательством.
4. Законодатель устанавливает
(ч. 2 ст. 80 ГПК, ч. 5 ст. 55 АПК, ч. 5 ст. 57 УПК)
уголовную ответственность, предусмотренную
ст. 307 УК, или административную ответственность
(ч. 3 ст. 25.9 КоАП), предусмотренную ст. 17.9
КоАП за дачу заведомо ложного экспертного
заключения.
5. Лицо, выступающее в роли
эксперта, обязано сообщить субъекту,
назначившему экспертизу, об обстоятельствах,
исключающих возможность его участия
в данном деле, при наличии таких обстоятельств.
Согласно нормам процессуального законодательства
судебный эксперт подлежит отводу, если
он хотя бы косвенно заинтересован в исходе
дела; является родственником сторон,
других лиц, участвующих в деле, или представителей;
находится или находился в служебной или
иной зависимости от сторон, других лиц,
участвующих в деле, или представителей;
или имеются иные обстоятельства, вызывающие
сомнение в его беспристрастности (ст.
18 ГПК; 23 АПК; 70 УПК; 25.12 КоАП). Заметим, что,
согласно новому гражданскому и уголовному
процессуальному законодательству, предыдущее
участие эксперта в деле в качестве специалиста
не является основанием его отвода.
Основанием для отвода эксперта в арбитражном процессе является проведение им ревизии или проверки, материалы которых стали поводом для обращения в арбитражный суд или используются при рассмотрении дела (абз. 2 ч. 1 ст. 23 АПК). В производстве по делам об административных правонарушениях, если лицо участвовало в деле в качестве специалиста, оно не может в дальнейшем быть экспертом по данному делу. Участие эксперта при предыдущем рассмотрении данного дела в качестве эксперта не является основанием для его отвода. Однако УПК предусматривает возможность отвода эксперта, если обнаружится его некомпетентность (п. 3 ч. 2 ст. 70 УПК).
Что касается отказа эксперта от производства экспертизы, то он может добросовестно заблуждаться и не видеть своих ошибок. Поэтому если некомпетентность эксперта обнаружена еще на начальном этапе при назначении экспертизы, должна быть обеспечена возможность его отвода.
6.Судебный эксперт не в праве без ведомства
следователя и суда вступать в личные
контакты с участниками процесса по вопросам,
связанным с производством судебной экспертизы.
Чтобы не возникло сомнений в беспристрастности
и объективности судебного эксперта, его
личные контакты с потерпевшим, подозреваемым,
обвиняемым, сторонами и другими участниками
процесса должны ограничиваться строгими
процессуальными рамками. Более того,
законодатель прямо указывает, что без
ведома следователя и суда эксперт не
вправе вести переговоры с участниками
уголовного судопроизводства по вопросам,
связанным с производством судебной экспертизы
(п. 1 ч. 4 ст. 57). В гражданском и арбитражном
процессе эксперт контактирует со сторонами
и их представителями, только участвуя
в заседаниях суда, задавая вопросы, относящиеся
к предмету экспертизы (ч. 3 ст. 85 ГПК, ч.
3 ст. 55 АПК).
Аналогичная норма (п. 2 ч. 5 ст. 25.9)
имеется и в КоАП: с разрешения судьи, должностного
лица, лица, председательствующего в заседании
коллегиального органа, в производстве
которых находится дело об административном
правонарушении, эксперт может задавать
вопросы, лицу, в отношении которого ведётся
производство, потерпевшему и свидетелям.
Если эксперт путем контактов с лицами,
проходящими по делу, собирает материалы
для производства судебной экспертизы,
заключение такой экспертизы впоследствии
должно быть исключено из числа доказательств.
Самостоятельным сбором материалов
для экспертизы является и анализ экспертом
всех материалов дела. Эксперт, вправе
знакомиться с материалами дела, относящимися
к предмету экспертизы. Но эти материалы
должны быть отобраны следователем, судом,
органом, рассматривающим дело об административном
правонарушении. В случае, когда представленных
материалов недостаточно, эксперт имеет
право запросить недостающие. Но право
эксперта знакомиться с материалами дела
ограничено предметом экспертизы.