Система судов общей юрисдикции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 09:26, контрольная работа

Описание работы

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. При этом создание чрезвычайных судов не допускается.

Содержание

Введение
Система судов общей юрисдикции……………………………………..5
Верховный суд……………………………………………………………………..9
Районный суд……………………………………………………………………..11
Военные суды…………………………………………………………………….13
Суды субъектов РФ: их задачи, структура и полномочия….15
Заключение……………………………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………………………………………………....23
Задача……………………………………………………………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.79 Кб (Скачать)

          К подсудности судов рассматриваемого звена относятся также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

         Одним из полномочий вышестоящих судов, является право принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое уголовное дело, подсудное нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

         В качестве кассационной инстанции в вышестоящем суде среднего звена действует судебная коллегия в составе трех членов суда. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной участниками процесса (сторонами) и другими лицами, участвующими в процессе, либо представления прокурора.

        Являясь по отношению к районным судам кассационной инстанцией, Верховный суд республики, областной и равные им суды проверяют (по кассационной жалобе участников процесса или по кассационному представлению прокурора, а также по частным жалобам) законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений районных судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее влияние на судебную практику судов первой инстанции.

         В качестве надзорной инстанции в областном и равном ему суде действует президиум соответствующего суда. В состав президиума входит председатель суда, его заместители и члены суда. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

          На президиум возлагается рассмотрение дел по представлениям и надзорным жалобам на вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления судей районных судов, а также на кассационные определения, вынесенные этим судом. Заседания президиума считаются правомочными при участии в нем более половины членов президиума. Постановления принимаются простым большинством голосов членов президиума, присутствующих на заседании.

          Президиум Верховного суда республики, областного суда и равного им суда рассматривает уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам по представлению соответствующего прокурора в тех случаях, когда дело уже было рассмотрено в судебной коллегии по уголовным делам этого суда в кассационном порядке или в президиуме в порядке надзора.

         Гражданские дела президиум рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам, когда дело уже рассматривалось в президиуме данного суда, и решение было изменено. Рассмотрение происходит по представлению прокурора или по жалобе стороны.

       Краевые, областные и другие равные им суды имеют следующие структурные подразделения:

- судебная коллегия по  гражданским делам, 

- судебная коллегия по  уголовным делам, 

- президиум.

        Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам рассматривают в качестве суда первой инстанции соответственно гражданские и уголовные дела. В качестве суда кассационной инстанции судебные коллегии проверяют решения и приговоры районных, городских судов, не вступившие в законную силу.

         Президиум областного и другого равного ему суда является надзорной инстанцией, проверяя решения и приговоры районных, городских судов, вступившие в законную силу, а также решения судебных коллегий, действовавших в качестве суда кассационной инстанции. Кроме того, на президиум возлагается и организация работы областного и другого равного ему суда.

         Областной и другой равный ему суд состоит из судей и присяжных заседателей. Их количество зависит от объема работы, которая в свою очередь определяется численностью населения, размерами территории и другими факторами. В соответствии с Законом “О судебной системе РФ” эти суды действуют в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных коллегий и судей.

         Все судьи областных и равных им судов назначаются на должность указами Президента РФ без ограничения срока полномочий. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

          В качестве суда первой инстанции образуются судебные составы, куда входят один профессиональный судья или три профессиональных судьи. Если уголовное дело рассматривается с участием присяжных заседателей, то должно быть двенадцать комплектных и два запасных присяжных заседателя. Процессом руководит один профессиональный судья.

         В качестве суда кассационной инстанции областной и другой равный ему суд действует в составе трех профессиональных судей.

         Президиум, действуя в качестве надзорной инстанции, рассматривает дела в составе не менее трех его членов.

          Организация работы в областном и другом равном ему суде возложена на президиум и председателя суда.

Президиум областного суда:

- утверждает по представлению  председателя суда из числа  судей составы судебной коллегии  по гражданским делам и судебной  коллегии по уголовным делам, 

- рассматривает материалы  изучения и обобщения судебной  практики и анализа судебной  статистики,

- заслушивает отчеты председателей  коллегий о деятельности коллегий,

- рассматривает вопросы  деятельности аппарата суда,

- оказывает помощь районным  судам в правильном применении  законодательства.

         Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц, они правомочны при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума.

         Председатель областного и другого равного ему суда осуществляет основную работу по руководству структурных подразделений суда, а также аппарата суда.

         Председатель является и судьей, поэтому он может председательствовать по любому делу, находящемуся в производстве судебных коллегий, действующих по первой инстанции и в кассационном порядке. Законом председателю предоставлено право вносить протесты в порядке надзора в президиум областного суда.

Организационные полномочия председателя областного суда следующие:

-он руководит организацией  работы судебных коллегий, распределяя  судей по коллегиям; 

-руководит работой аппарата  суда;

-созывает президиум суда  и председательствует на его  заседаниях;

-представляет отчеты  о деятельности суда и докладывает  о ней Пленуму Верховного Суда  РФ;

-распределяет обязанности  между заместителями председателя;

-организует работу по  повышению квалификации членов  суда и работников аппарата;

-организует работу по  обобщению судебной практики  и анализу судебной статистики;

-вносит представления  в организации и учреждения  об устранении нарушений закона;

-ведет личный прием  и организует работу суда по  приему граждан и рассмотрению  заявлений и жалоб. 

         В организационные обязанности председателя входит и утверждение планов работы суда, подготовка отчетов о проделанной работе, ведение кадрами аппарата суда.

         В отсутствие председателя его обязанности выполняет один из заместителей.

         Работу в судебных коллегиях по гражданским и уголовным делам осуществляют председатели этих коллегий. Они образуют составы суда для рассмотрения дел, распределяют дела между судьями. Судьи, осуществляющие кассационное рассмотрение дел, как правило, закрепляются за определенными районными судами. Это позволяет глубже вникать в деятельность нижестоящего суда, выявлять общие ошибки и нарушения закона, способствовать их быстрейшему устранению.

         Аппарат краевого, областного и другого равного им суда обеспечивает деятельность этого суда и подчиняется председателю. В него входят секретари, делопроизводители, секретари судебных заседаний, секретари составов, секретарь президиума, консультанта, архивариус, инспектора.

         Структурно в областном и другом равном ему суде действуют канцелярия по гражданским делам, канцелярия по уголовным делам, архив, экспедиция, секретариат. В областном суде имеется группа консультантов, которые занимаются изучением дел и жалоб, поступающих в суд для проверки в порядке надзора. Жалобы и дела они докладывают председателю, который на основе доклада либо вносит протест в порядке надзора, либо отказывает в его принесении.

         Секретари судебных заседаний ведут протоколы судебного заседания в суде первой инстанции; несут ответственность за правильное и полное изложение всех действий и решений суда, действий участников процесса; проводят работу по подготовке дела к слушанию: рассылают повестки, обеспечивают вручение копии обвинительного заключения подсудимому и т. п.; обеспечивают подготовку к рассмотрению уголовных и гражданских дел, поступивших в областной и равный ему суд в кассационном порядке; обеспечивают подготовку гражданских и уголовных дел к рассмотрению в порядке надзора на заседании президиума; уведомляют о дне рассмотрения; ведут протокол заседания.

          Инспектора выполняют справочную работу по жалобам и делам, заполняют карточки. Все секретари и инспектора подчинены заведующему секретариатом, который руководит их работой и контролирует ее.

 

 

         Заключение

 

          На основании анализа Конституции РФ и других законодательных актов, касающихся судебной системы, можно сделать ряд выводов:

1) Измененное  название - "Судебная власть" - в новой Конституции более  точно отражает назначение судов  и юридическую природу их деятельности - осуществлять одну из разновидностей  государственной власти, а именно  самостоятельную судебную власть.

2) Отрицательным  моментом нынешнего названия  главы 7 является следующее. В  систему органов судебной власти  оказалась включена прокуратура  (статья 129), что, конечно, не соответствует  роли прокуратуры и ведет к  необоснованному расширению, размыванию  содержания понятия "судебная  власть".

3) Суды учреждаются  Конституцией и федеральным конституционным  законом. Система судов, осуществляющих  в государстве судебную власть, имеет важное политическое и  правовое значение и, как правело,  определяется на конституционном  уровне. Причем если перечень  судов закреплен в Конституции,  то никакие другие суды не  могут быть учреждены при помощи  обычного закона, так как для  этого необходимо изменить Конституцию.

4) В соответствии  с действующим в РФ законодательством  по гражданским, уголовным делам  и делам, возникающим из административных  правонарушений, осуществляют суды  общей юрисдикции: Верховный Суд  РФ, Верховные Суды республик  в составе РФ, краевые, областные  суды, суды автономной области,  автономных округов, Московский  и Санкт-петербургский городские суды, районные (городские) народные суды. Военные суды, включаемые в федеральную судебную систему, рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним. В своей деятельности военные суды руководствуются тем же законодательством, что и другие суды, действующие на территории России.

           Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ должны быть установлены федеральным конституционным законом (ст. 128 Конституции РФ).

            В связи с тем, что такой закон до настоящего времени не принят, работа Верховного Суда РФ строится в соответствии с требованиями Конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе», процессуального законодательства РФ и других федеральных законов, регулирующих функционирование Верховного Суда РФ.

           Возрождение в России на новой основе института мировых судей, находящихся в непосредственной близости от населения, позволит усилить гарантии доступности правосудия, защиты прав и свобод граждан, освободить районные суды от рассмотрения многих менее значительных уголовных и гражданских дел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция РФ.
  2. УПК РФ.
  3. Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г. в ред. 2003 г.
  4. Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997 г. в ред. 2003 г.
  5. Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в РФ» от 14.03.2002г. в ред. 2003г.
  6. Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1995 г. в ред. 2003 г.
  7. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А., Правоохранительные органы: Учебник. - М., Зерцало. 2002.
  8. Правоохранительные органы РФ: Учебник./ Под ред. Э.П. Григониса. - СПб., 2004.
  9. Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В. -М., Щит-М. 2004.
  10. Инструкция о выполнении функций органов дознания на морских судах, находящихся в плавании. Утверждена Генеральным прокурором СССР по согласованию с Министром морского флота СССР и Министром рыбного хозяйства СССР 7 августа 1974 года.

Информация о работе Система судов общей юрисдикции