Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 16:05, реферат
Если внешнему миру, в том числе России, еще долгое время придется иметь дело с энергичной западной цивилизацией - сосуществуя или сближаясь - особое внимание привлекает не только всемирно признанный гуманитарный потенциал Запада, но и его менее светлая, но стойкая черта: постоянное обращение к насилию.
Роль насилия
Если внешнему миру, в том числе России, еще долгое время придется иметь дело с энергичной западной цивилизацией - сосуществуя или сближаясь - особое внимание привлекает не только всемирно признанный гуманитарный потенциал Запада, но и его менее светлая, но стойкая черта: постоянное обращение к насилию.
Этот компонент западного цивилизационного кода прежде всего связан с теми этапами его развития, когда руководящие отвлеченные идеи (и их внедрение) получили приоритет над прагматизмом.
Уже в самом процессе становления прометеевской личности, в ходе утверждения фаустовского менталитета "отсутствия границ", безграничных возможностей для западного человека (рельефно наблюдаемого в период Ренессанса) ощущается тяжесть невероятной гордыни, непоколебимой самоуверенности, бездонного эгоизма, которые сокращают пространство для гуманистического решения межличностных, межгосударственных споров, для сохранения достоинства каждой из вступающих в конфликт сторон. На заре становления Запада то были единичные случаи, оттенявшие индивидуальную гениальность "титанов возрождения", которым необходимо было верить в собственные ресурсы, возвышаясь над ночью средневековья. Но в дальнейшем гуманистическое начало не блокировало проявления насильственного самоутверждения. В истории Запада возобладание насилия на свеобъемлющем, массовом уровне случалось по меньшей мере трижды. В первый раз мы это наблюдаем во время Реформации и Контрреформации, когда противостоящие друг другу стороны навязывали свое видение божественного начала с большой жестокостью. Центральная Европа превратилась в пустыню, в Германии осталась лишь треть населения. Качество фанатичной непримиримости, не видящей иного - кроме насилия - выхода из идейного спора, было продемонстрировано нарождающейся западной цивилизацией посредством террора. В огне религиозных войн цивилизация, уже давшая миру Сервантеса, Спинозу, Монтеня, Кальдерона, Шекспира, уничтожила миллионы своих жителей. "Причиной этого варварства, - пишут Э. Стилмен и У. Пфафф, - было фаустовское стремление владеть не только физическим окружением, но социальным порядком - вот особая страсть западного человека".
Возобладание протестантизма на Западе, завоевавшего в XVIII в. львиную долю территорий, которые были не в состоянии противостоять экспансии Запада, Тойнби назвал "несчастьем для человечества, ибо протестантский темперамент, установки и поведение относительно других рас, как и во многих других вопросах, в основном вдохновляются Ветхим заветом; а в вопросе о расе изречения древнего сирийского пророка весьма прозрачны и крайне дики".
Во второй раз
западная цивилизация в континентальном
масштабе проявила внутренний ингредиент
насилия во время Великой Французской
революции и последующих
Но представляется важным увидеть не противоречие между сутью и видимостью, а неизменный побочный эффект фаустианского презрения к любым преградам. Воплощение идеала любым способом означало роковое насилие в огромном масштабе - опасная черта цивилизации Запада. В третий раз бескомпромиссное "горение за идею" опалило Европу в ХХ в. - веке идеологий. Жертвы тоталитарных идейных систем, жертвы фашизма, практически завоевавшего весь континентальный европейский Запад, представляют собой жертвы той черты западного развития, когда умозрительная идея в массовом порядке подается как очевидная и (уверовав в очевидное как непреложное и обязательное) западная цивилизация не знающих предела народов бросается слепо вперед, думая лишь об эффективности.
В ходе первой мировой войны Запад сделал науку главным инструментом массового убийства, а в 1945 г., с изобретением ядерного оружия - и самоубийства человечества. Без внезапно открывшегося нового лица Запада, встреченного Россией на линии германского пулеметного огня в 1914-1917 гг., не было бы непередаваемых конвульсий русской революции с последующей битвой с собственным историческим грузом, обнаруженным революционерами в отсталом косном крестьянстве. Запад, его идеи и практика, его идеологи и апологеты содействовали зарождению в нашем веке нового вида насилия: уничтожить не город или страну, а расу или класс людей. Произошла своего рода этическая революция: ради торжества некой идеи следовало пройти по трупам не только ее противников, но и сомневающихся. Безграничность - фаустовское отношение к жизненным преградам - породила тотальный террор и сделала приемлемой тотальное истребление людских масс, выделяемых по абстрактному признаку. Фаустовской амбицией стало уже не преодоление физических преград, на земле, а титаническое насилие в отношении людей, населяющих эту землю.
Не будем касаться очевидного - огромных бессмысленных битв двух мировых войн, последующего политического террора в России и Германии, геноцида и варварского опрощения целых народов. Не будем ориентироваться на "юберменшей", героев фашистской идеологии - социальной или националистической патологии. Обратимся к тем, кто еще "держал факел" западной цивилизации. Весной 1942 г. любимец Черчилля - министр иностранных дел Британии А.Иден настаивал на избрании в качестве целей городов Германии с населением менее 150 тыс. человек, недостаточно охраняемых и, с точки зрения военных целей, второстепенных. "Я за бомбардировку районов рабочего населения в Германии. Я последователь Кромвеля, я верю в "пролитие крови во имя Бога". Террор стал рабом идеи. Западная цивилизация еще раз показала спутницу своего гуманизма. Прометеевский человек проявил фантастические способности не только в борьбе с природой, но и в отстаивании своих идеалов - часть которых была исторически обречена на то, чтобы быть ложной. Потенциал насилия, обнаруженный в западной цивилизации, самым непосредственным образом сказался на отношении Запада к внешнему миру. Современный исследователь признает: "Подъем Запада зависел от применения силы, от того факта, что военный баланс между европейцами и их заморскими противниками менялся в пользу первой стороны... Ключем к успеху Запада между 1500 и 1750 гг. явились изменения в способности вести эффективные боевые действия": дисциплина, организация войск, совершенствование системы транспорта и снабжения, военные изобретения, массовый выпуск военной техники.
Приходится констатировать,
что мировая революция
Мы живем в
период опасной неустойчивости, раздираемые
лояльностью к своим странам,
нациям, регионам и одновременной
абсолютной технологически-информационно-