Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:13, доклад
О методике нахождения преступника по следам психологического характера
...видимо,
недалек тот день,
когда полиция
по психическим
петлям и завиткам,
оставленным на
месте преступления,
сможет распознать
преступника столь
же быстро и
надежно, как если
бы он покрыл
всю стену отпечатками
пальцев…
Методика расследования преступлений, которая зародилась в США во второй половине XX века и получила название профайлинга, в России стала называться составление психологического профиля неизвестного преступника.
Основоположником данного направления является американский психиатр Джеймс Бруссель. С помощью его психологического профиля в конце 50-х годов в Нью-Йорке был пойман убийца, получивший прозвище «безумный бомбитель», который за 8 лет совершил 32 взрыва – Жорж Метесский.
Метод составления психологического профиля в США широко применяется при расследовании серийных убийств. В России – это относительно молодое направление, которое требует дальнейшего развития, так как на данный момент большинство специализированной иностранной литературы недоступно для отечественных исследователя и специалистов в данной области очень мало.
Существует несколько видов профайлинга, направленного на расследование серийных убийств, – это географический и психологический профайлинг. Географический направлен на выявление района, в котором совершаются преступления, а психологический на определение социальных, этнические, психологических и юридических особенностей убийцы.
Под
психологическим портретом
Следует отметить, что криминалистический профиль составляется в отношении преступника, о котором практически ничего не известно. С помощью такого профиля отражаются внутренние психологические, поведенческие признаки преступника. При этом он формируется не на основе достоверных знаний, а на базе вероятностного характера. В этом основное отличие от других профилей, составляемых, например, на политиков и известных бизнесменов.
Но при всех положительных сторонах составления психологического портрета и при его эффективности при расследовании серийных убийств имеются и некоторые проблемы.
Представляется естественным, то, что для составления психологического профиля, специалист должен владеть знаниями во многих отраслях – это и юридическая психология, и судебная психиатрия, и криминалистика, и уголовное право, уголовный процесс. Деятельность психиатров и психологов не специализирующихся в судебной сфере малоэффективна.
По нашему мнению, имеет смысл создание специальных групп, в которые входили бы специалисты в разных областях. Это обусловлено тем, что знания «профайлера» должны быть крайне глубокими как в теоретическом, так и в практическом смыслах. На наш взгляд, полезно было бы перенять опыт западных коллег. Так, например, в США существует специальный центр анализа насильственных преступлений, в составе которого действуют различные отделы, управления и службы. Так, в отделе по составлению профиля и консультированию полиции работают специалисты по различным типам преступлений. А в России профили составляются, как правило, специалистом в какой-то одной области.
Законодательное закрепление данного метода является еще одной проблемой. Инициатором составления психологического профиля выступает прокурор, орган дознания или следователь. При этом психологический профиль невозможно признавать мнением эксперта, так как полученные сведения носят вероятностный характер, в то время как в соответствии со статьей 74 УПК РФ заключение эксперта является доказательством. И следователь в определенной степени связан его выводами. По нашему мнению, психологический портрет преступника должен создаваться при каждом случае серийного убийства, но должен носить для следователя только рекомендательный характер.
Нельзя оставить без внимания и тот факт, что для работы специалиста по составлению психологического портрета преступника крайне важно, чтобы качественно были сделаны фотографии места преступления, вскрытие трупа и предоставлены грамотные результаты его исследования, составлена точная информация о жертве, что могут сделать только высоко квалифицированные специалисты.
Подводя итог, можно сказать, что в России составление психологического портрета преступника недостаточно развито, в то время как практикой доказано, что это достаточно эффективная методика при расследовании серийных убийств. При этом нельзя забывать, что криминалистический профайлинг – это не панацея от всех бед. Он может применяться только по определенному кругу дел и носить строго рекомендательный характер. Также необходимо создание базы данных, аналогичной существующей в США (VICAP), о всех раскрытых и нераскрытых убийствах и тяжких насильственных преступлениях на территории всей страны, которая способствовала бы скоординированности всех правоохранительных органов как на местном, так и на федеральном уровнях.
Информация о работе Психологический профиль неизвестного преступника