Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

В данной работе рассмотрен прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Надзор за исполнением законов является наиболее эффективной формой контроля со стороны государства в очень важной для него сфере - обеспечения законности. Основывающаяся на верховенстве закона, его точном и неукоснительном соблюдении защита интересов личности, общества, государства составляет главную и основную цель органов прокуратуры.

Содержание

Введение 3
Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 4
Заключение 14
Список используемой литературы 15

Работа содержит 1 файл

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и следователем определены ст. 25, 116, 211—217 УПК. Согласно этим нормам прокурор обязан во всех стадиях уго­ловного судопроизводства своевременно принимать предусмотрен­ные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили. В пределах своей компетенции прокурор требует от органов дознания и следователя для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступ­лениях, ходе расследования, установлении лиц, совершивших прес­тупления, отменяет незаконные и необоснованные постановления, даст письменные указания о расследовании преступлений, избрании, отмене или изменении меры пресечения, квалификации преступле­ния, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления; поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, обыске, выемке, розыске лиц, совершивших преступление; продле­вает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения; отстраняет лицо, производящее дознание, или следова­теля от дальнейшего ведения дознания или предварительного след­ствия, если им было допущено нарушение закона при расследовании дела. [1]

Прокурор обеспечивает защиту прав и законных интересов лич­ности — потерпевших от преступлений и иных лиц, участвующих в деле, принимает необходимые меры к охране их жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества (ст. 27 Основ уголовного судопро­изводства). В целях обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, прокурор предъявляет гражданский иск или поддерживает гражданский иск, заявленный потерпевшим (ст. 29 УПК). Прокурор следит за своевременным принятием мер, направленных на обеспечение предъявленного или возможного в будущем гражданского иска (ст. 30 УПК). Особое место занимает прокурорский надзор за соблюдением прав и законных интересов лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование,— подозреваемого и обвиняемого. Прокурор обязан следить за тем, чтобы этим лицам были разъяснены их права и обеспечена возмож­ность их реального осуществления.

Актами прокурора в процессе осуществления надзора за следствием и дознанием являются:

Указание — обращение прокурора, даваемое, как правило, в пись­менной форме в связи с возбуждением и расследованием дела, которое является для органа дознания и следователя обязательным. Несогласие с указанием и его обжалование не приостанавливает исполнение, исключение может иметь место лишь в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 127 УПК, когда следователь выражает несогласие с указаниями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения — о направлении дела для назначе­ния к слушанию или о прекращении дела.

Постановление — решение, принимаемое по всем наиболее важ­ным вопросам, возникающим в процессе надзора за расследованием преступлений — о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуж­дении уголовного дела, о приостановлении предварительного рассле­дования, прекращении производства по уголовному делу, об отмене незаконных и необоснованных постановлений следователей и лиц, производящих дознание (ст. 34, 112, 113, 116, 211 УПК).

Представление — требование прокурора, вносимое в соответству­ющий государственный орган, общественную организацию или долж­ностному лицу о принятии мер по устранению нарушений закона и условий, способствовавших совершению преступлений. Представление может быть внесено и руководителю органа дознания (следствия) в связи с выявленными нарушениями закона, прав и законных интересов граждан. Не позднее месячного срока по представлению должны быть приняты необходимые меры и о результатах сообщено прокурору (ст. 21 УПК).

Санкция — решение прокурора в случаях, когда органу дознания или следователю необходимо ограничить конституционные права и законные интересы подозреваемого или обвиняемого (заключение под стражу, залог, отстранение от должности).

Утверждение — применяется прокурором в случаях, когда решение, принятое следователем, в последующих стадиях производства по делу становится также прокурорским решением; например, обвинительное заключение (ст. 217 УПК).

Реализация этих, как и многих других, надзорных полномочий прокурора в сочетании с процессуальной самостоятельностью следова­теля, тесным взаимодействием его с органами дознания обеспечивает успешное раскрытие преступлений, устранение причин и условий, способствующих их совершению.

Особенности тактики и методики осуществления надзора при расследовании преступлений состоят в следующем:

- Проверяя соблюдение законности в стадии предварительного следствия, прокурор следит за тем, чтобы оперативно-розыскные органы выполняли свои функции только по поручениям и указаниям следователя (ст.127 УПК). При производстве дознания в порядке, предусмотренном ст.120 УПК РФ, когда производство расследования и осуществление оперативно-розыскной деятельности сосредоточено в одном государственном органе, указания и поручения о выполнении оперативных или розыскных действий дает, как правило, не дознаватель, а руководитель этого органа.

- Прокурор должен проверить законность и обоснованность поручений и указаний следователя о выполнении оперативно-розыскных действий. Необходимость такой проверки возникает в тех случаях, когда следователи из-за большого количества уголовных дел, находящихся в их производстве, поручают оперативно-розыскным органам выполнение тех процессуальных действий, которые в соответствии с законом входят в компетенцию следователя. Если будут установлены подобные факты, прокурор отзывает из оперативно-розыскных органов такие поручения или отменяет указания следователя.

- Давая поручения и указания о выполнении оперативно-розыскных действий, следователь процессуально самостоятелен (ст.127 УПК РФ). Однако обычно следователи, в особенности те, которые не имеют достаточного практического опыта в расследовании сложных по доказательствам уголовных дел и уголовных дел о преступлениях, совершенных в условиях неочевидности, обращаются к прокурору за помощью в оформлении таких поручений и указаний. Прокурору надлежит при этом убедиться в том, что предлагаемые оперативно-розыскные мероприятия предусмотрены Законом об оперативно-розыскной деятельности и что само содержание поручений и указаний отвечает задачам успешного раскрытия и расследования преступлений.

- При проверке соблюдения законности органами оперативно-розыскной службы, выполнявшими поручение и указание следователя, прокурору следует установить: объем исполненных поручений и указаний; использование имеющихся в распоряжении названных органов оперативно-технических средств; правильность документального оформления хода и результатов, осуществленных оперативно-розыскных мероприятий; соблюдение установленного срока выполнения ОРД.

- Если оперативно-розыскные мероприятия осуществлялись с санкции прокурора, то прокурор проверяет не только полноту выполненных оперативно-розыскных действий, но и соблюдение срока действия санкции.

Прокуроры, осуществляющие надзор за законностью деятельности органов ОРД, должны принимать зависящие от них меры к установлению необходимого взаимодействия указанных органов в их деятельности по раскрытию и расследованию преступлений экономического характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В данной работе рассмотрен  прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность,  дознание и предварительное следствие.

Деятельность прокуратуры способствует укреплению режима законности в такой  сложной сфере государственной деятельности как государственное и хозяйственное управление.

В надзоре за исполнением законов заключена большая часть профилактического потенциала прокуратуры. «Эффективной системой предупреждений правонарушений в экономической и социальной сферах, в области деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, средством раннего предупреждения преступлений выступает надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека»[1]

Важнейшим направлением прокурорского надзора является надзор за законностью правовых актов. Он является стержнем проверочной деятельности прокуроров на всех направлениях. Законодатель среди направлений деятельности прокуратуры, осуществляемой в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, назвал «...надзор за исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное
следствие» и «...уголовное преследование в соответствии с
полномочиями, установленными уголовно-процессуальным
законодательством Российской Федерации» (п. 2 ст. 1 Закона «О
прокуратуре РФ»). Эти функции тесно связаны между собой и, выполняя их, органы прокуратуры решают важнейшую задачу, поставленную перед ними.

 

Список используемой литературы.

 

1.      Конституция РФ //"Российская газета", N 7 от 21.01.2009

2.      ФЗ «о прокуратуре Российской Федерации» // "Российская газета", N 39 от 18.02.1992 г.

3.      ФЗ  «Об Оперативно-розыскной деятельности» // «Российская газета», № 160 от 18.08.1995 г.

4.      Уголовный кодекс Российской Федерации // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954,

5.      Уголовно-процессуальный кодекс РФ  от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ

6.      Уголовно-исполнительный РФ  от 18 декабря 1996 г. N 1-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

7.      Указ Президента РФ от 18.04.1996 г. «О координации правоохранительных органов по борьбе с преступностью».

8.      Приказ Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г. № 30 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина".

9.      Указание Генерального прокурора РФ от 06.01.99 г. № 1/7 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами”.

10. Басков В.И. Курс прокурорского надзора.  Учебник  для вузов - М.: Изд. БЕК, 2004.

11. Бурмистров К.Е. Роль прокурорского надзора в обеспечении законности.- М.: Юрид. лит., 2004.,с.125

12. Винокуров Ю. Проверки законности правовых актов органов местного самоуправления. //Законность, 1999, № 9.

13. Ермаков А. Прокурорский надзор за исполнением требований закона о возбуждении исполнительного производства. //Законность, 2004, № 2.

14. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Фе­дерации» / Под ред. проф. Ю.И. Скуратова. М., 1996. С. 99—125.

             



[1]ФЗ «о прокуратуре Российской Федерации» // "Российская газета", N 39 от 18.02.1992

[2] Конституция РФ //"Российская газета", N 7 от 21.01.2009

[1] ФЗ «о прокуратуре Российской Федерации» // "Российская газета", N 39 от 18.02.1992

[1]        1 Стукалов А. Надзор за исполнением законов органами ОРД//Законность, 2002, № 10, с. 26-30.

 

[1] Бурмистров К.Е. Роль прокурорского надзора в обеспечении законности. М. Юрид. лит., 2004.,с.125

[1] Приказ ГП РФ от 22 мая 1996 г. № 30 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина".


Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность