Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:34, реферат
При расследовании преступлений в области дорожного движения сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с целым рядом проблем, так как преступления в области дорожного движения с особо тяжкими последствиями отличаются своей спецификой, в отличие от иных преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.
Данная тема довольно актуальна в современном мире. Как показывает статистика, упомянутая мной выше, почти каждый день в ДТП погибают и получают тяжелейшие травмы люди. По этому, я считаю что, оперативные действия работников правоохранительных органов играют огромную роль в расследовании преступлений в области дорожного движения.
Введение…………………………………………………………………...........…3
Основные проблемы расследования дорожно-транспортных
происшествий……………………………………………………………………...5
Проблемы, возникающие у следователя при осмотре места происшествия
и других действий…………………………………………………………………9
Заключение………………………………………………………….……………16
Список использованных источников……………………………………..…….17
Министерство образования и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАМБОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ
ПРАВА
Кафедра
уголовного права и процесса.
РЕФЕРАТ
на тему:
проблемы
расследования дорожно-
Выполнила: студентка 4 курса (44 группы)
Дневного отделения
Лысова Юлия Николаевна
Тамбов - 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
происшествий………………………………………………
и других действий…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………..…….
Введение
С каждым годом все больше транспортных средств появляется на улицах и дорогах, все напряженнее становится дорожное движение.
Управление автомобилем требует мастерства и умения водителя, ведь автомобиль является источником повышенной опасности. Безопасность на улицах и дорогах обеспечивают Правила Дорожного Движения(далее по тексту ПДД)[4], которые устанавливают единый порядок движения автотранспорта на всей территории России. От соблюдения ПДД зависит безопасность и жизнь водителя, пассажиров, целостность груза и сохранность самого транспортного средства.
Несоблюдение ПДД может привести к Дорожно-Транспортному происшествию (далее по тексту ДТП), а если при этом серьезно пострадали или погибли люди, или причинен крупный материальный ущерб – это может быть квалифицировано как преступление.
Согласно статистике ГИБДД, количество аварий по стране постепенно снижается, в период с января по октябрь 2011 года на территории России было зафиксировано 164 015 ДТП, что на 2,7% ниже прошлогоднего показателя, в этих авариях погибли 22 636 человека и были ранены 206738 человек.
За 2010 год в Российской Федерации произошло 199 431 (-2,1%) дорожно-транспортное происшествие, в результате которых погибли 26 567 (-3,9%) человек, а 250 635 (-1,9%) человек получили ранения.
В то время как вина пешеходов установлена в каждом девятом ДТП, за прошедшие полгода в авариях погибли 1 788 пешеходов и 11 140 были травмированы. Наиболее распространёнными нарушениями среди пешеходов является переход дороги в неположенном месте, вне зоны действия пешеходного перехода, и неожиданный выход на проезжую часть из зоны с плохой видимостью.
При расследовании преступлений в области дорожного движения сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с целым рядом проблем, так как преступления в области дорожного движения с особо тяжкими последствиями отличаются своей спецификой, в отличие от иных преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.
Данная тема довольно актуальна в современном мире. Как показывает статистика, упомянутая мной выше, почти каждый день в ДТП погибают и получают тяжелейшие травмы люди. По этому, я считаю что, оперативные действия работников правоохранительных органов играют огромную роль в расследовании преступлений в области дорожного движения. В процессе их деятельности не могут допускаться следственные ошибки. Если следственные действия будут проводиться не качественно и не в полном объеме, это может привести к необоснованным процессуальным решениям, что ведет к незаконному привлечению лица к уголовной ответственности, либо его незаконном освобождении.
В
своем исследовании я постараюсь
раскрыть основные проблемы, с которыми
сталкивается следствие как на теории
так и на практике, при раскрытии данного
вида преступлений.
В России и за рубежом существует неоспоримая правовая концепция о том, что причины и проблемы ДТП в наиболее упрощенном виде вытекают из элементов системы «человек - автомобиль – дорога». Именно эти элементы приводят систему в движение и являются решающими. Однако, анализируя механизм ДТП, мы увидим более расширенный вид системы: «водитель - автомобиль - дорога – пешеход». Сочетание этих элементов в различной последовательности образует скоротечную динамику ДТП.[7]
Для
дальнейшего анализа необходимо
дать определение понятию «дорожно-
Причины ДТП подразделяются на субъективные и объективные. К субъективным факторам ДТП относят: нарушение Правил дорожного движения (ПДД); нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, включая оставление места ДТП виновным участником дорожного движения: водителем, пешеходом, пассажиром, а равно иным участником дорожного движения.
Объективными причинами
Выявление факторов и условий,
их систематизация и обобщение,
Следователю (дознавателю), конечно,
важно знать, в основном, те
причины ДТП, которые
Быстротечность
ДТП, участие в данном событии
помимо человека сложнейших технических
устройств, обладающих разнообразными
параметрами, его последствия и
сопутствующие факторы
Поскольку решение этих задач нередко требует помимо криминалистических, познаний в области психологии и физиологии человека, судебной медицины, транспортной инженерии, механики, математики и других наук, то здесь имеет место обращение субъектов доказывания к специалистам соответствующих отраслей.
Самое главное для следователя – уяснение механизма совершения ДТП. Действительно, механизм этого вида происшествий настолько неочевиден и сложен, что в начале расследования не всегда представляется возможным высказать мнение о наличии или отсутствии в действиях водителя или других участников движения преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Это удается сделать много позднее, после проведения огромной работы следователем, специалистами, экспертами, оперативными сотрудниками, с помощью граждан, которые в силу стечения обстоятельств так или иначе стали обладателями информации, столь необходимой для отыскания истины и принятия правильного решения по делу.[9]
Место ДТП быстро изменяется, так как необходимо оказать срочную медицинскую помощи пострадавшим и восстановить нормальное движение транспорта.
С момента прибытия на место ДТП следователь начинает сталкиваться с всевозможными проблемами. Прежде всего это сохранение места происшествия нетронутым. От сохранности места происшествия зависит полнота и достоверность получаемой информации.
Здесь же можно выделить следующую проблему в расследовании ДТП, это субъективное отношение следственных органов к происшедшему событию. Лицо, производящее следственные действия может проявлять общую пассивность проводимого расследования. Примером может послужить необоснованная задержка производства оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Помимо нарушения сроков возбуждения уголовного дела, так же встречаются факты необоснованных отказов в возбуждении уголовного дела без достаточных оснований.
Так,
например, следователи умышленно
не замечают тех доказательств, правильная
оценка которых сделала бы невозможным
прекращение дела. Нередко следователи
прибегают к тому, чтобы изменить
факты и обстоятельства, установленные
в ходе осмотров и отраженные в
протоколах первоначальных действий,
путем производства тактически безграмотных
проверок на месте, плохо организованных
следственных экспериментов, демонстрируя
явное пренебрежение к
Одной из трудностей с которыми сталкиваются органы следствия то установление причинно-следственной связи субъективных и объективных факторов, затрудняющих установление состава преступления.
Прежде всего следует знать классификацию ДТП, подразделяющуюся не на 7, как ранее, а на 9 видов: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных, прочие происшествия.[5]
Порядок
учета и регистрации дорожно-
Расследуя
ДТП, необходимо помнить о сложности
всякого дорожно-транспортного
Знание любого фактора (субъективного, объективного), а также механизма ДТП при их расследовании может иметь предопределяющее значение. Например, приобретает рост преступлений, совершаемых с целью получения страховой выплаты, так называемая инсценировка преступления. Расследование преступлений, совершаемых с целью получения страховой выплаты, часто проводятся неквалифицированно, без учета содержания элементов криминалистической характеристики подобных деяний, специфики возникающих следственных ситуаций, а так же особенностей производства отдельных следственных действий.[6]
Расследования преступлений связанных с инсценировкой всегда представляют большую сложность для органов предварительного расследования и требуют серьезных научных и методологических рекомендаций. Преступления, совершенные с целью получения страховой выплаты, сопряженные с продуманной инсценировкой обстановки страхового случая, преступным сговором, ложными показаниями, требуют высокопрофессионального уровня расследования.[6]