Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:51, доклад
Правовой мониторинг - юридическое исследование и анализ результатов нормотворческой (законопроектной) деятельности, качества нормативных правовых актов, и эффективности их практического действия, реализации.
К основным целям правового мониторинга относятся: оценка эффективности функционирования правовой системы; систематизация действующего законодательства; создание постоянно действующей системы обратной связи между субъектом нормотворческой деятельности и правоприменителем; подготовка предложений по совершенствованию законодательства.
Правовой мониторинг
Правовой мониторинг - юридическое исследование и анализ результатов нормотворческой (законопроектной) деятельности, качества нормативных правовых актов, и эффективности их практического действия, реализации.
К основным целям правового мониторинга относятся: оценка эффективности функционирования правовой системы; систематизация действующего законодательства; создание постоянно действующей системы обратной связи между субъектом нормотворческой деятельности и правоприменителем; подготовка предложений по совершенствованию законодательства.
Конечной целью правового мониторинга является создание эффективного механизма правотворчества и реализации его результатов – нормативных правовых актов, - отражающего общественные потребности на следующих стадиях:
-
правотворческой деятельности
- подзаконного правотворчества;
-
правоприменительной
- осуществления правосудия.
В качестве объектов правового
мониторинга могут выступать: нормативный
правовой акт или его структурная
часть; отдельные статьи нормативного
правового акта; комплекс нормативных
правовых актов, регулирующих отдельную
сферу общественных отношений; а
также отношения, связанные с
реализацией нормативных
Методология правового мониторинга представляет собой совокупность способов, методов и средств, обеспечивающих рациональную и эффкетивную организацию деятельность субъектов мониторинга по осуществлению инвентаризации, прогноза, по оценке эффективности и действенности нормативных правовых актов и правоприменительной практики.
Важнейшими методами правового мониторинга являются наблюдение, анализ, синтез и оценка полученных сведений.
Этапы проведения правового мониторинга:
определение и конкретизация цели мониторинга, выбор его вида. В зависимости от цели и вида мониторинга корректируется методология его проведения.
Определение объекта мониторинга с учетом конкретизации его цели.
На этой стадии необходимо собрать весь нормативный массив, касающийся выбранного объекта правового мониторинга, включая подзаконные и ведомственные акты, а также региональные нормативные правовые акты. Здесь важное значение имеет информация о правоприменительной практике (включая статистическую) в сфере, которая определена в качестве объекта мониторинга, а также социологическая информация, основывающаяся на результатах социологических исследований и иллюстрирующая общественное мнение и уровень правового сознания;
определение круга субъектов мониторинга, их полномочий и ответственности по проведению мониторинга; определение круга должностных лиц, ответственных за его проведение;
разработка программы и плана проведения мониторинга;
непосредственные
итог мониторинга включает в себя подготовку документа (правового заключения) по результатам его проведения.
Два основных критерия правового
мониторинга – обеспечение
В роли субъектов правового мониторинга могут выступать конституционные субъекты:
- Президент РФ;
- Правительство РФ и органы исполнительной власти РФ;
- Федеральное Собрание Российской Федерации;
- Счетная палата РФ;
- Органы судебной власти РФ;
- Органы Прокуратуры РФ;
- Органы государственной власти субъектов РФ;
- Органы местного
- Управомоченный по правам человека в РФ и институционные субъекты:
- институты гражданского общества;
- экспертные советы при
высших органах
- научные организации и объединения;
- корпоративные объединения;
- правозащитные и экологические организации;
- политические партии.