Понятие уголовно-исполнительного права и его место в системе права Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:00, курс лекций

Описание работы

Существует 3 основные точки зрения на место уголовно-исполнительного права в системе права:
1. уголовно-исполнительное право – подотрасль уголовного права;
2. уголовно-исполнительное право – комплексная отрасль, в которой сосредоточены нормы, относящиеся к различным отраслям права (трудового, уголовного, административного);
3. уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль права (преобладающая точка зрения).

Работа содержит 1 файл

1 Вопро1.docx

— 29.58 Кб (Скачать)

1 Вопрос

1. Понятие уголовно-исполнительного  права и его место в системе  права Республики Беларусь.

Существует 3 основные точки  зрения на место уголовно-исполнительного  права в системе права:

1.        уголовно-исполнительное право – подотрасль уголовного права;

2.        уголовно-исполнительное право – комплексная отрасль, в которой сосредоточены нормы, относящиеся к различным отраслям права (трудового, уголовного, административного);

3.        уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль права (преобладающая точка зрения).

Уголовно-исполнительное право  представляет собой самостоятельную  отрасль права, которая характеризуется  собственным предметом и методами правового регулирования, обособленной системой норм, а также свойственными для него правовыми принципами.

К предмету уголовно-исполнительного  права часть 2 статьи 2 УИК РБ относит  регламентацию деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание. Наиболее полно уголовно-исполнительным законодательством урегулирован порядок  деятельности исправительных учреждений, на которые возложено исполнение лишения свободы.

Впервые в предмет регулирования  уголовно-исполнительного законодательства включен порядок участия органов  государственной власти, а также  местных исполнительных и распорядительных органов в исправлении осужденных и в контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

В предмет уголовно-исполнительного  права входит регулирование деятельности организаций, в которых работают осужденные к лишению свободы  и лица, в отношении которых  исполняется наказание, не связанное  с лишением свободы.

Ряд норм уголовно-исполнительного  законодательства регулирует деятельность алминистрации исправительных учреждений по отношению к гражданам, находящимся на территории этих учреждений, а также устанавливает правила поведения этих лиц.

Таким образом, предметом  уголовно-исполнительного права  является регулирование общественных отношений по исполнению (отбыванию) всех видов уголовного наказания  и иных мер уголовной ответственности, а также при применении к осужденным средств исправления; в связи  с участием органов государственной  власти и местных исполнительных и распорядительных органов по контролю за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания; между администрацией организаций, общественных формирований, а также граждан в связи с их участием в исправлении осужденных или посещением исправительных учреждений.

В процессе реализации наказания  используются 2 термина: «исполнение» и «отбывание» наказания.

Исполнение наказания  – это деятельность уполномоченных органов государства по применению к осужденному установленных  законом и вытекающих из приговора  правоограничений и лишений.

Отбывание наказания –  это претерпевание осужденным правоограничений и лишений, свойственных данному виду наказания, которое заключается в поведении осужденного в соответствии с предписаниями закона и приговора, а также требованиями органов, исполняющих наказание.

Уголовно-исполнительное право  как самостоятельная отрасль  права обладает собственными методами регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет. Поскольку  наказание представляет собой форму  государственного принуждения, его  исполнение предопределяет характер основного  метода правового регулирования  – императивный, предопределяющий неравенство субъектов правоотношений. Применяются также диспозитивный  метод, представляющий право выбора действий в поведении субъектов  и участников уголовно-исполнительных правоотношений, а также методы поощрения, разъяснения.

В Республике Беларусь деятельность по исполнению уголовных наказаний  регламентирована прежде всего Уголовно-исполнительным кодексом, затем – Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами.

Уголовный кодекс устанавливает  виды наказаний и свойственные им правоограничения, порядок и условия досрочного освобождения от наказания или замена более мягким видом, порядок погашения и снятия судимости.

Уголовно-процессуальный кодекс регулирует, например, производство по делу о применении принудительных мер  безопасности и лечения.

Таким образом, уголовно-исполнительное право – это самостоятельная  отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания и иных мер  уголовной ответственности, применения средств исправительного воздействия.

Уголовно-исполнительное право  находится в единстве и взаимосвязи  с другими отраслями права. Уголовное  право определяет уголовную ответственность, уголовное наказание. Уголовный  процесс – принципы, часть исполнения приговора. Прокурорский надзор – порядок  осуществления надзора прокуратурой за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказания.

 

 

 

 

 

 

4 Вопрос

Принципы уголовно-исполнительного  права.

Принципы уголовно-исполнительного  права – это основные идеи, которые  отражают закономерности исполнения (отбывания) наказания, закрепленные в нормах уголовно-исполнительного  права, определяют его содержание и  реализуются в его правоотношениях.

Следует различать объективное  и субъективное содержание принципов.

Объективность принципов  права определяется тем, что основные идеи, содержащиеся в них, подлежат обязательному выполнению как в конкретной отрасли права, так и при реализации правоприменительной деятельности.

Субъективность принципов  права определяется тем, что они  формулируются людьми, а затем  воспринимаются общественным сознанием  как нравственные поступки и входят в качестве составной части в  правовую идеологию.

Принципы можно классифицировать:

1.        общеправовые                       

ü     законности;

ü     гуманизма;

ü     демократизма.

2.        общие принципы отраслей уголовно-правового комплекса

ü     неотвратимости исполнения наказания;

ü     принцип борьбы с преступностью в рамках уголовной ответственности.

3.        принципы уголовно-исполнительного права

ü  принцип равенства осужденных перед законом;

ü  дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности;

ü  принцип рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных;

ü  принцип стимулирования их правопослушного поведения;

ü  принцип сочетания принудительных мер с воспитательным воздействием.

В уголовно-исполнительном праве  принцип законности выражен в  верховенстве закона, регулирующего  исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми  актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и организациями, исполняющими наказания и иные меры уголовной ответственности, органами государственной власти управления, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями, исполняющими наказания, лицами, осуществляющими охрану и конвоирование осужденных, общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самими осужденными.

Надзор за исполнением  уголовно-исполнительного закона осуществляется прокуратурой в соответствии с законом  «О прокуратуре». Контрольными функциями  обладает также суд. Существует и  общественный контроль (наблюдательные комиссии и комисси по делам несовершеннолетних).

Гуманизм проявляется в целях уголовной ответственности и задач уголовно-исполнительного закона, которые направлены на защиту общества от преступных посягательств, а также призваны исправить осужденного. Исполнение наказания всегда связано с правоограничениями и лишениями, но они являются оправданными задачами охраны интересов и законных прав других граждан. Осужденные имеют статус гражданина Республики Беларусь – имеют права и несут обязанности, установленные для всех граждан, но с ограничениями, установленными для осужденных.

Принцип гуманизма реализуется  также в средствах исправительного  воздействия: общественно-полезном труде, психолого-психологическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном  обучении, наряду с режимными требованиями, обеспечивающими дисциплину и порядок  в местах отбывания наказания  и одновременно создающими условия  для расширения прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения.

Принцип демократизма выражается в демократической сущности процессов воздействия на осужденных, широком участии органов государственной власти, местных исполнительных и распорядительных органов, общественности и граждан в этом процессе, в их контроле за деятельностью, в признании осужденного субъектом права, в строгом соблюдении прав человека и гражданина. Принцип демократизма выражается в открытости деятельности учреждений, исполняющих наказания, освещение их работы в СМИ, а также привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными.

Принцип равенства осужденных базируется на конституционном принципе равенства граждан перед законом (статья 22 Конституции).

Принцип дифференциации и  индивидуализации предполагает создание различных условий отбывания наказания как в пределах одного учреждения, так и путем перевода в исправительные учреждения других видов в зависимости от личностных характеристик осужденных, их поведения во время срока отбывания наказания.

Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным  категориям осужденных в зависимости  от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы  вины, поведения в процессе отбывания  наказания применяются принудительное воздействие и ограничения в  правах в различных объектах. Один из методов дмфференциации исполнения наказания – классификация осужденных, принятая в УИК, распределение их по видам исправительных учреждений.

Принцип дифференциации тесно  связан с принципом индивидуализации, который реализуется с учетом характера и степени общественной опасности преступления и других характеристик.

Принцип рационального применения мер принуждения, стимулирования их правопослушного поведения получил свою реализацию в нормах статей 27, 30, 43 УИК, основания, порядок и условия применения мер взыскания – статьи 56, 113, 115, 130, 161 УИК. Стимулирование – статьи 42, 54, 61, 110, 127 УИК, изменение условий содержания осужденных – статьи 68, 69 УИК.

 

 

 

12 Вопрос 

Понятие правового положения  лиц, отбывающих наказание.                

Под правовым положением (статусом) личности понимается ее фактическое  общественное положение, которое выражается посредством правовых норм всей совокупностью  социальных, экономических, политических, нравственных и иных условий жизни  общества.                

Основными элементами, составляющими  содержание правового положения  личности и устанавливающими меру ее свободы и ответственности, являются субъективные права, законные интересы и юридические обязанности.                

Различаются три вида правовых статусов: общий, специальный и индивидуальный.                 

Права и обязанности, которые  могут быть реализованы каждым гражданином  как членом общества, составляют общий  правовой статус личности.                

Достижением современного уголовно-исполнительного  законодательства РБ является то, что  впервые вопросам правового положения  осужденных посвящается самостоятельная  глава – 2.                

Специальный статус осужденного  составляют три группы  прав, законных интересов и обязанностей:

·          принадлежащие каждому гражданину государства и остающиеся неизменными независимо от вида наказания;

·          конкретизирующие общегражданские применительно к данному виду наказания;

·          специальные, т.е. принадлежащие только осужденным                

При определении правового  положения осужденных  используются два  диаметрально противоположные друг другу принципа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный. В основе первого лежит общее дозволение, поэтому он строится по формуле «дозволено все, что не запрещено» в основе второго – общий запрет, в связи с чем он выражается  формулой «запрещено все, что не разрешено». Общедозволительный принцип стимулирует активность и инициативность субъектов общественных отношений, свобода деятельности которых ограничивается исчерпывающим перечнем запретов.                

Разрешительный принцип  резко сужает возможности личности в свободе выбора поведения. Отличительная  особенность регулирования посредством  разрешительного принципа состоит  в том, чт о осужденный первоначально как бы лишается всех прав, а потом наделяется специальными правами и обязанностями.                 

Очень важным является то, что  наряду с правами и обязанностями  в правовой статус осужденного включена такая правовая категория как  законные интересы. Под законными  интересами понимаются потребности  личности, не охватываемые содержанием  установленных законом прав и  свобод, но подлежащие защите со стороны  государства и охраняеиые правовыми нормами. К законным интересам осужденных, лишенных свободы, в частности, относятся различные виды улучшения условий содержания, привлечение к труду с имеющейся специальностью, краткосрочные выезды за пределы мест лишения свободы.                

Юридическая обязанность  осужденного – это установленная  в обязывающих и запрещающих  нормах права меру необходимого поведения  осужденного во время отбывания  наказания, обеспечивающую достижение целей уголовного наказание, поддержание  правопорядка во время отбывания  наказания, соблюдение прав и законных интересов кавк самого осужденного, так и иных лиц.                

Информация о работе Понятие уголовно-исполнительного права и его место в системе права Республики Беларусь