Почерк как объект криминалистического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие, содержание и назначение криминалистической скриберологии
2. Письменная речь как объект криминалистического исследования
3. Почерк как объект криминалистического исследования: общие, частные и топографические признаки письма

Работа содержит 1 файл

Текст.doc

— 96.50 Кб (Скачать)
 
  1. Понятие, содержание и назначение криминалистической скриберологии
 

       На  процесс формирования письма оказывают  влияние условия обучения человека, окружающая его среда, специфика  его трудовой деятельности и его  психофизиологические способности.

       На  устойчивость проявления навыка письма в значительной степени влияет глубина фиксации (автоматизации) стереотипа в высшей нервной системе. Чем выраженнее эта глубина фиксации, тем труднее происходит перестройка навыка. Навык письма, будучи в течение значительного времени сформированным, становится, по выражению академика И.П.Павлова, «костным», трудноизменяемым, закрепляется в высшей нервной системе в виде своеобразного динамического стереотипа настолько прочно, что он не может быть произвольно, свободно изменен пишущим по первому желанию.

       Автоматизированность  письма проявляется до тех пор, пока оно выполняется в обычных  условиях, в которых формировался стереотип. Резкое изменение условий (целевой установки письма, физических или психических нагрузок, преднамеренное искажение письменной речи или почерка) приводят к прекращению или значительному ослаблению автоматизированности письма, к выполнению его под усиленным контролем сознания. Однако ввиду кратковременности новых условий, сформировавшаяся манера письма не разрушается и сложившиеся нервные связи лишь временно притормаживаются. При возвращении к первоначальным («нормальным») условиям автоматизация навыка полностью восстанавливается.

       Феномен сохранения стереотипа проявляется  даже при попытках преднамеренного  искажения особенностей письменной речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального письма при этом не использовался, собственные навыки, закрепленные выработавшимся стереотипом, сохраняются, и некоторые из них отображаются в искаженном письме.

       Индивидуальность и постоянство проявлений в письме особенностей письменно-речевых и графических навыков позволяет использовать письмо в целях распознавания и идентификации личности автора и исполнителя рукописного текста. 
 
 
 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Письменная  речь как объект криминалистического исследования
 

       Письменная  речь изучается криминалистами для  выявления закономерностей возникновения  и движения информации о психофизиологических и интеллектуальных особенностях личности, отраженных в письменной речи, а  также для разработки методик диагностики и идентификации автора текста.

       Объекты криминалистического исследования письменной речи подразделяются на идентифицируемые и идентифицирующие. Иднтифицируемым  объектом является конкретный автор  и исполнитель текста, а идентифицирующим – исследуемый документ, в котором отобразились признаки письменной речи проверяемого лица.

       У человека в зависимости от его  образования, условий обучения, культурного  уровня, практики письма, характера  трудовой деятельности, окружающих лиц, воздействия телевидения, кино, театра, радио вырабатывается словарный запас, своеобразная манера выражений мыслей, специфичность использования языковых средств.

       Письменная  речь, как и любое общественное явление, характеризуется содержанием  и формой.

       Содержание  письма – это его суть и смысл. При ознакомлении с содержанием текста анализируются:

       - тема (основной смысл высказывания) и идейная направленность документа;

       - сведения фактического характера,  ссылки на источники и используемые  материалы;

       - упоминания автора о самом себе.

       По  содержанию письма можно определить:

       - какую цель преследовал автор  при написании текста;

       - причину, послужившую основанием  для написания текста;

       - наличие в тексте сведений  о малоизвестных фактах, событиях, которые имели место, их деталях, о конкретных лицах как участниках этих событий и другие обстоятельства.

       Форма письменной речи – это внешнее выражение его содержания. Форма характеризуется особенностями письменной речи, включающими грамматические и стилистические признаки.

       Грамматические признаки отражают степень соблюдения автором системы грамматических норм языка. Грамматические признаки подразделяются на: орфографические; синтаксические; пунктуационные.

       К орфографическим признакам письменной речи относятся правильность написания  тех или иных письменных знаков, а также постоянные ошибки: в буквенном составе слова; в роде; в падеже; в склонениях; в спряжениях.

       Синтаксические  признаки письменной речи – это  привычный характер построения предложений, а также устойчивые ошибки, допускаемые  автором при письме. К ним могут относиться: ошибки в построении предложений; в согласовании слов и оборотов речи в конструкциях предложений; неоправданное соединение нескольких простых предложений в одно сложное; неоправданное употребление причастных и деепричастных оборотов и другое.

       Пунктуационные  признаки письменной речи – это  устойчивые, привычные для автора способы расстановки знаков препинания, посредством которых производится смысловое членение письменной речи, формируются синтаксические и ритмомелодические особенности.

       Привычный способ построения предложений, а также стабильность грамматических ошибок, допускаемых пишущим или отсутствие таковых – все это в совокупности с другими особенностями письма может служить идентификационными признаками письменной речи.

       В зависимости от наличия встречающихся  в документе грамматических ошибок общий уровень грамотности пишущего определяют как низкий, средний и  высокий:

       - низкий – наличие многочисленных  ошибок орфографического, синтаксического  и пунктуационного характера;

       - средний – отсутствие грубых  ошибок в простых случаях правописания, но наличие их в сложных;

       - высокий – отсутствие орфографических,  синтаксических ошибок и обоснованная  расстановка знаков препинания.

       Лексические признаки. Под лексическими признаками письменной речи понимается совокупность языковых средств (слова, выражения, обороты речи) и особенности использования их пишущим для изложения своих мыслей на бумаге. Такими языковыми средствами являются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства.

       Лексика рассматривается как словарный  запас, совокупность слов, активно употребляемых  автором. Лексика может быть определена как бедная и богатая. На бедность лексики указывает такой признак, как неоправданные повторения одних  и тех же слов и выражений. О богатой лексике свидетельствуют свободное использование лексических синонимов, фразеологизмов, разнообразие определений. Вместе с тем в ней могут быть выявлены особенности, которые могут иметь значение идентификационных признаков.

       Такими  особенностями могут быть:

       - устаревшие слова (архаизмы), вышедшие  из современного активного литературного  употребления (например, «чадо» - дитя, ребенок; «чело» - «бить челом» - просить,  ходатайствовать);

       - новые слова (неологизмы), сравнительно  недавно вошедшие в язык науки, техники и в другие сферы общения (например, «новые русские», «космоплавание»);

       - историзмы – слова, которыми  в прошлом назывались те или  иные понятия, предметы, явления,  сегодня уже не существующие (например, волостной писарь, опричник);

       - профессионализмы – слова, употребление которых характерно для лиц, объединенных по роду своей деятельности, профессии (например, «компас», «осмечивать» - составлять сметы);

       - арготизмы (жаргонная лексика)  –слова из тайного, «засекреченного»  жаргона определенных социальных групп (воров, бродяг), отличающихся от общенародного языка наличием специфических слов и выражений (например, «сосы» - деньги, «ксива» - документ);

       - диалектизмы – слова, характерные  для жителей определенной территориальной  единицы или заимствованные из диалекта этого района (например, для жителей Северного Кавказа характерны такие диалектические слова, как «зараз» - сейчас, «держак» - черенок для вил или лопаты);

       - варваризмы – неправильно уотребленные  слова или выражения, заимствованные  из какого-либо другого языка. Встречаются в тех случаях, когда при письме на неродном языке автор пишет отдельные письменные знаки, а иногда и целые предложения с соблюдением правил грамматики родного языка (например, «довел фирму до высшего вакуума» - в смысле «до высшего качества»);

       - вульгаризмы – слова, несущие  резко выраженную грубость;

       - идиомы – своеобразные обороты  речи, свойственные какому-нибудь  языку и не переводимые дословно  на другой язык (например, «чудеса  в решете», «козел отпущения»).

       Фразеология – совокупность устойчивых сочетаний слов, обозначающих нечто единое по смыслу (идиомы, пословицы, поговорки, крылатые слова). Характер фразеологических оборотов оценивается с точки зрения их распространенности, архаичности и национальной окраски, что позволяет определить возраст, условия воспитания и уровень образования, национальность, эрудицию, профессиональную принадлежность автора. (Так, обороты типа «сломя голову», «ловить рыбу в мутной воде», «плясать под чужую дудку» можно считать приемлемыми для любого русского человека, а обороты «геркулесовы столпы», «лебединая песня», «сизифов труд» - типичными для лиц, получивших надлежащее образование и хорошо начитанных).

       Изобразительно-выразительные  средства – выражения, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение) и так называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы).

       Стилистические  признаки

       Стиль письма – совокупность приемов использования  лексических, фразеологических и изобразительных средств языка; манера выбора слов, речевых оборотов, структура фраз, построение текста в целом, характерная для конкретного автора.

       На  основании анализа признаков  письменной речи, как носителей криминалистически  значимой информации, в процессе установления автора анонимного документа может быть высказано предположительное суждение: о половой принадлежности автора, его национальности, об образовании, возрасте, профессии (специальности), месте работы, месте жительства.

       Для проведения автороведческих исследований с целью идентификации автора документа необходим специальный подбор материала для сравнительного исследования, то есть к образцам письма предъявляются определенные требования с точки зрения:

       - объема;

       - происхождения;

       - времени исполнения;

       - тематики.

       Объем. В методических указаниях для правоохранительных органов говорится, что образцы по объему должны быть до пяти страниц машинописного текста и до 10 страниц рукописного текста. Однако, необходимо помнить, что пригодность материала в первую очередь зависит не только и не столько от объема, сколько от его качества, от характера особенностей, отражающих навыки письменной речи автора.

       Происхождение. Подбираемые образцы письма по своему происхождению могут быть свободными и экспериментальными.

       Свободными  образцами считаются рукописи, выполненные (составленные, написанные, отпечатанные на множительных аппаратах) проверяемым лицом самостоятельно, собственноручно, вне связи с расследованием. Ими могут быть материалы личного дела, доклады, отчеты, дневники, личные письма и другие документы.

       Экспериментальные образцы – это тексты, выполненные проверяемым лицом в связи с расследованием дела, по предложению следователя, суда, эксперта или лица, отбирающего их в порядке производства оперативно-розыскного мероприятия. Получение экспериментальных образцов связано с необходимостью проверки написания проверяемым лицом определенных выражений, отдельных слов, не встречающихся в свободных образцах. Отбор образцов по возможности должен быть произведен несколько раз.

Информация о работе Почерк как объект криминалистического исследования