Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:41, реферат
Целью данной контрольной работы является наиболее полное изучение методики расследования ДТП путем реализации следующих задач:
1. Проанализировать криминалистическую характеристику ДТП;
2. Выявить типовые ситуации, возникающие при совершении ДТП;
3. Выделить этапы предварительного и последующего расследования.
3) обстановка на
месте происшествия не
4) обстановка, при
которой в зоне дорожного
5) обстановка, при которой обнаружен труп, но не на трассе движения (на обочине, в лесном массиве и т.д.), при этом комплекс повреждений на теле и следы наложения (частицы лакокрасочного покрытия, смазочных материалов и др.), следы волочения, свидетельствуют о совершенном ДТП. Следственные версии при такой ситуации: а) произошло ДТП, замаскированное под другое преступление; б) произошло иное преступление, инсценированное под ДТП. В данном случае суждения о характере смерти потерпевшего могут быть разрешены проверкой версий о давности и месте ее наступления, о механизме происшествия, о виновных в его совершении. В соответствии с полученной информацией о месте события и иных обстоятельствах, которые помогут ретроспективно воспроизвести картину происшедшего, а также при помощи логических приемов мышления можно установить причинную связь с расследуемым преступлением.
Сложная деятельность следователя при расследовании ДТП не может быть целенаправленной, оптимизированной и эффективной, если она не будет должным образом спланирована и организационно упорядочена. Планирование нацелено на построение модели-схемы начавшегося и продолжавшегося расследования вплоть до его окончания. В соответствии с анализом первоначально полученных фактических данных о ДТП составляется план расследования, в котором с учетом выдвинутых версий должна быть отражена последовательная система необходимых следственных действий, тактических операций, а в случае надобности и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на розыск скрывшегося водителя и транспортного средства с места ДТП.
На первом месте
в плане расследования следует
предусмотреть необходимые
3. Начальный этап расследования
На этом этапе
надлежит тщательно продумать, какие
предусмотренные планом расследования
вопросы нуждаются в
К числу первоначальных
следственных действий и оперативно-розыскных
мероприятий относятся следующие: осмотр
места происшествия, осмотр транспортного
средства на месте происшествия или в
месте его обнаружения, осмотр трупа (на
месте происшествия или в морге), осмотр
документов, изъятых у водителя, медицинское
освидетельствование водителя и потерпевшего
(потерпевших) для установления состояния
алкогольного или наркотического опьянения
(на месте происшествия в качестве предварительной
пробы используется индикаторная трубка
«Контроль трезвости»), изъятие и осмотр
одежды потерпевшего, допросы очевидцев
и иных свидетелей, водителя.
Назначается и проводится судебно-медицинская
экспертиза трупа и проводится предъявление
для опознания личности погибшего (если
не опознан труп). При необходимости в
число первоначальных действий могут
быть включены и назначение других экспертиз
(автотехническая, судебно-химическая
и др.), следственный эксперимент, проверка
показаний на месте, а также розыск и задержание
скрывшегося водителя либо розыск водителя
и транспортного средства.
В зависимости от конкретных обстоятельств происшествия последовательность действий может быть различной, но осмотр места происшествия почти всегда предшествует всем остальным. [3]
3.1. Осмотр места происшествия
Одним из основных способов собирания доказательственной информации по делам данной категории является осмотр места происшествия. В любую погоду и любое время суток выезд на место происшествия должен быть произведен как можно быстрее, ибо дорожные происшествия чаще бывают на дорогах с интенсивным движением, нередко сопровождаются неблагоприятными метеорологическими условиями (дождь, снег и т.д.), вследствие чего быстро и легко изменяется следовая обстановка. Вместе с тем следует учитывать, что несвоевременным осмотром места происшествия может воспользоваться водитель транспорта, совершивший преступное нарушение правил движения для уничтожения следов происшествия, повреждения некоторых узлов машины с тем, чтобы впоследствии заявить о внезапном выходе из строя одного из них, влияющих на безопасность движения. От качества проведения этого следственного действия во многом зависит успех расследования.
Приступая к осмотру
места происшествия, надлежит обеспечить
безопасность его проведения (для
чего выставляются соответствующие
знаки- конусы, ограждения и т.д.). В состав
следственно-оперативной группы целесообразно
включить помимо следователя сотрудников
ГИБДД, участкового инспектора, на территории
которого произошло ДТП, специалиста криминалиста
и автотехника, а при необходимости оперуполномоченного
уголовного розыска
(если водитель на машине скрылся с места
ДТП и не выявлены свидетели), кинолога
и судебно-медицинского эксперта (если
происшествие сопровождалось человеческими
жертвами или необходимо изъять следы
биологического происхождения). [5] Если
к моменту прибытия на место происшествия
работники следственной группы застанут
потерпевших, то им должна быть оказана
доврачебная и первая медицинская помощь
и обеспечен вызов бригады скорой медицинской
помощи.
При осмотре места происшествия внимание следователя должно быть уделено выявлению данных, необходимых для точного определения места и границ события, времени следообразования, установлению взаиморасположения следообразующих и следовоспринимающих объектов, извлечению из материальных источников информации о лицах, участниках происшествия, и механизме события преступления в целом. Специфичность места происшествия, характер объектов и следов, обнаруженных на месте происшествия и транспорта требует от следователя знакомства с устройством автомашины и правилами дорожного движения. Осмотр участка (дороги), произведенный квалифицированно и своевременно (с подключением логических приемов мышления), позволяет уже в начале этого следственного действия установить обстановку на месте происшествия, точные координаты события, определить его границы, базовые ориентиры.
Важным обстоятельством,
влияющим на развитие ДТП являются
конкретные дорожные условия. Следователь
должен точно определить качество дорожного
покрытия (асфальт, цементобетон и др.)
и его эксплуатационное состояние
(сухое, заснеженное и т.д.), особенности
(спуск, крутой поворот, подъем и т.п.). Границы
осмотра иногда составляют несколько
метров, а нередко они охватывают территорию
протяженностью в несколько сотен метров
(например, для обнаружения и раздельного
изучения следов протектора передних
и задних колес автомашины, что, как известно,
можно сделать лишь на повороте). На проезжей
части могут быть, обнаружены следы тормозного
пути, капли масла, воды и другие следы,
позволяющие определить скорость и направление
движения транспорта, следы крови, мозгового
вещества, осколки фар, лобового и ветрового
стекла, частицы краски, отдельные детали
или части машины (ручки от дверей, болты
и т.п.).
Очень важно как можно быстрее определить и осмотреть с особой тщательностью центр места происшествия. Именно здесь бывает сосредоточена основная следовая масса. Главная задача следователя — объективно и четко зафиксировать обстановку в целом и ее детали. В целях максимально быстрого запечатления всей обстановки места происшествия, чтобы не нарушить нормальный режим работы транспорта, целесообразно использовать видеомагнитофонную технику для его наглядной фиксации.
Осмотр участка местности или дороги, прилегающих к месту ДТП, производится в случае, если есть основания полагать, что там могут быть обнаружены следы, относящиеся непосредственно к событию (сопутствующие предметы потерпевших, частицы различных веществ). В ходе осмотра следует убедиться, нет ли каких-либо повреждений на окружающих предметах (деревьях, дорожных столбах, заборах и т.п.). Если есть основания считать, что на скрывшейся автомашине могут остаться микрочастицы какого-либо вещества, поврежденных предметов (кирпич, штукатурка и др.), необходимо в ходе осмотра изъять образцы этих веществ и приобщить их к делу. В дальнейшем они могут понадобиться для идентификации автомашины, на которой было совершено преступное деяние.
При осмотре места
происшествия помимо традиционной передвижной
криминалистической лаборатории используется
стерео-фотограмметрическая
3.2. Осмотр транспортного средства
Осмотр транспортного средства, участвующего в происшествии, имеет не меньшее значение, чем осмотр места происшествия, особенно для выяснения механизма преступления и установления виновного лица. Транспортное средство обычно после аварии сохраняет на себе множество следов, и, как правило, они достаточно хорошо видны. Осмотр транспорта позволяет установить: вид и модель транспортного средства, его внешнее состояние, наличие и характер груза (расположение, способ крепления и т.д.); признаки, позволяющие судить об участии транспортного средства в ДТП (механические повреждения, следы наложения и отслоения); техническое состояние транспорта и его основных узлов (рулевого управления, ходовой и тормозной системы); следы пальцев рук, пригодных для идентификации водителя (в том случае, когда он скрылся, оставив машину, или утверждает, что не он сидел за рулем).
Осмотр транспортного средства производится как часть осмотра места происшествия или как самостоятельное следственное действие, если транспорт находится в другом месте (в гараже). Предпочтительнее осматривать транспорт на месте аварии, ибо при его перемещении имеющиеся на нем следы могут исчезнуть.
Обязательной фиксации
подлежит положение транспортного
средства на месте происшествия по
отношению к элементам дороги
(тротуару, газону), постоянным ориентирам
(угол дома и т.д.); другим транспортным
средствам.
При этом производится фотографирование,
вычерчивание плана.
Порядок осмотра
транспортного средства определяется
следователем с учетом информации об
обстоятельствах события. Начинать
осмотр транспортного средства следует
с тех частей, где находятся
или должны быть повреждения, следы
и вещественные доказательства. Но,
как правило, осмотр обычно производят
снизу вверх. Начинать его следует с передней
части автомашины.
Тщательному осмотру должны быть подвергнуты
бампер, фары, подфарники, лобовое стекло,
капот, передние крылья и т.д. При осмотре
нижней части автомашины внимание обращается
на ходовую часть, выступающие части мостов,
рессоры, картер двигателя, ось, где можно
обнаружить частицы одежды, волосы, кровь,
кусочки мозгового вещества, краску и
т.д. Следы рук надо искать в таких местах,
где они менее подвержены изменениям —
колонка рулевого управления, рукоятка
переключения передач, на приборной панели
и др.; запаховые следы — с сидений, сопутствующих
предметов, которых касались водитель
и пассажиры.
При осмотре автотранспортных средств используют приборы для технического контроля автомобиля, обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств. Для осмотра труднодоступных мест можно применить эндоскоп (медицинский инструмент), снабженный оптическими и осветительными системами.
Обнаружение на транспортном средстве следов и повреждений, возникших в процессе ДТП, не представляет, как уже указывалось, сложности. Труднее описать их характер, форму, локализацию. Указанные трудности могут быть преодолены с помощью специалиста.
3.3. Осмотр трупа
Осмотр трупа производится по общим правилам. Особое внимание следует уделить обнаружению следов и повреждений, характерных для автотранспортной травмы. Они могут быть на одежде и теле потерпевшего. Большую информационную нагрузку несут следы наложения (частицы лакокрасочного покрытия, смазочные материалы, отпечатки протектора) и различные части транспортного средства. Должное сопоставление повреждений на потерпевшем и транспортном средстве позволяет в большинстве случаев достоверно решить задачу возможности или исключения контактного взаимодействия ТС и тела жертвы, а иногда идентифицировать ТС. Осмотр трупа на месте позволяет получить данные о механизме происшествия в целом, о механизме контактного взаимодействия. По расположению трупа по отношению к другим элементам дорожной обстановки можно сделать вывод о замаскированном убийстве, инсценированном под ДТП. Как правило, повреждения на теле человека от автомобильной травмы являются компрессионными (сдавливание, уплотнение поврежденных частей тела), обширными по размеру и односторонними по локализации.