Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:39, контрольная работа
Цель контрольной работы состоит в определении и изучении особенностей общих и частных признаков почерка.
Для достижения цели указанной цели необходимо:
Раскрыть общее понятие криминалистического исследование почерка;
выявить признаки, характеризующие данное понятие и определить его значение.
1. Введение.
Письмо - наиболее сложная форма речевой деятельности человека, выражающаяся в процессе воспроизведения графических знаков. Письмо и почерк не отделимы друг от друга, так как письмо находит свое отображение в конкретной графической форме почерка. Таким образом, под словом «почерк» понимается особая манера выполнения письменных знаков, основанная на двигательных навыках пишущего человека.
Формирование почерка — длительный и сложный процесс. На протяжении всего периода формирования почерка продолжают развиваться и закрепляться навыки письма. Одни признаки почерка подвергаются более существенным, другие — менее существенным изменениям, т. е. одни заменяются новыми вариантами признаков, другие только несколько видоизменяются. Именно благодаря изменениям движений при письме, приспособления их к быстрому темпу выполнения рукописи происходит дальнейшее развитие письменно-двигательного навыка. Отражением индивидуального развития почерка во времени является вариационность его признаков.
Актуальность темы данной контрольной работы обусловлена тем, что преступность в России за последние годы имеет тенденцию к росту и по степени негативного воздействия на граждан, общество и государство, и превратилась в социальную проблему. Развитие науки и техники привело к разработке новых средств, приёмов и методов деятельности, используемых одновременно как преступным миром, так и правоохранительными органами, в частности - следственными органами в борьбе с преступностью. Между тем комплекс уголовно-процессуальных и криминалистических мер, направленных на совершенствование следственной работы и усиление борьбы с преступностью, остался несовершенным. Так, в настоящее время уголовно-процессуальные нормы не содержат регулирования применения вновь возникающих в большом количестве новейших и нетрадиционных методов исследования в ходе расследования преступлений.
По словам Мальцева В.Н.: «анализ экспертной, следственной и судебной работы показывает, что не теряют своей актуальности вопросы применения новых и нетрадиционных методов исследования как самим субъектом расследования, так и приглашаемыми им специалистами-криминалистами. Руководящих же разъяснений и инструкций в подзаконных нормативных актах, в условиях дефицита правового регулирования даже на уровне закона, в настоящее время явно не достаточно».[1]
Исследование рукописей с целью установления их исполнителя относится к числу наиболее распространенных криминалистических исследований. Объектом исследования является рукопись (текст, подписи и т.п.).
Цель контрольной работы состоит в определении и изучении особенностей общих и частных признаков почерка.
Для достижения цели указанной цели необходимо:
Раскрыть общее понятие криминалистического исследование почерка;
выявить признаки, характеризующие данное понятие и определить его значение.
2. Понятие и общие сведения о почерке.
Термин «письмо» используется для обозначения нескольких понятий: средства запечатления мысли (например, наряду со звуковыми, электронными); вида письменности (иероглифическое, алфавитное; последнее в свою очередь может быть подразделено на прописное и скорописное); процесса выполнения рукописных документов, и т. д. В криминалистике этот термин употребляется главным образом в первом, наиболее широком его значении, при этом письменный документ изучается с двух сторон - смысловой и графической. Смысловая информация выражается с помощью письменной речи, специфичной для каждого автора документа, графическая - с помощью присущей каждому пишущему системы движений при выполнении письменных знаков, называемой почерком.
В специальной юридической литературе имеется много научных определений термина "почерк". Например, у Л. А. Винберга: "Почерк — это зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе которой лежит письменно-двигательный навык".
В. Ф. Орлова является автором следующих двух наиболее современных и научно обоснованных определений:
"Почерк — это индивидуальный, динамически устойчивый зрительно-двигательный образ графической техники письма, получающий реализацию с помощью системы движений в рукописи".
"Почерк — это основанная на письменно-двигательном ФДК и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений".[2]
Указанные определения сформулированы на основе сложных многолетних научных исследований в области физиологии и психологии функционирования механизма письма. Полученные при этом знания о закономерностях формирования и реализации письменно-двигательного ФДК навыков человека являются базовыми разделами теоретических основ судебного почерковедения, позволяющими полнее и глубже познать природу и сущность криминалистических свойств почерка.
В соответствии с этими объектами изучения в криминалистике выделяют почерковедение и автороведение.
Иногда, в теории криминалистики автороведение и почерковедение объединяются вместе в силу определенной взаимосвязи между письменной речью и почерком.
Почерковедение в криминалистике ставит своей задачей изучение закономерностей возникновения и развития письменных навыков.
Эти достижения используются для решения диагностических, идентификационных и классификационных задач при раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений.
В зависимости от характера совершенных преступлений следователи и оперативные работники часто обнаруживают и используют для установления отдельных фактов и событий различного рода рукописные документы.
Несмотря на колебания, которые естественны для каждого почерка, последний настолько индивидуален, что по рукописи можно установить ее исполнителя. Безусловно, рукопись должна содержать такой объем графических признаков, который достаточно индивидуализировал бы исполнителя.
Индивидуальность почерка прежде всего зависит от субъективных факторов анотомического свойства (строение рук, длины костных рычагов, строения глаз и особенности зрения) и психофизиологического характера(характера воспитания письменного языка, типа нервной системы или памяти идр.)[3]
По мнению крупного специалиста судебного почерковедения В.Ф. Орловой, устойчивость почерка возникает в результате образования в нервных центрах пишущего устойчивого зрительно-двигательного образа совершаемых движений.[4]
К основным свойствам почерка, благодаря которым возможно его криминалистическое исследование и решение различных задач судебной экспертизы относятся:
1) индивидуальность;
2) динамическая устойчивость;
3) вариационность;
4) избирательная изменчивость.
Индивидуален не всякий почерк, а только тот, который достаточно развит. Процесс развития индивидуальности почерка происходит как во время обучения, так и после него и зависит от характера и продолжительности почерковой практики.
Динамическая устойчивость почерка объясняется положениями учения физиологии о двигательных навыках и, в частности, учения академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе (системности).Суть этого учения в том, что в результате упражнений при обучении техники письма, под влиянием внешних факторов,в коре больших полушарий головного мозга возникает система временных рефлекторных связей-это и есть динамический стереотип.[5]
Относительно вариационности почерка можно сказать, что в почерке одного и того же лица порой наблюдаются довольно заметные различия в написании отдельных букв и даже буквосочетаний. Вариационность является результатом реакции организма на изменяющиеся условия.[6]
Для разрешения вопросов об исполнителе рукописного текста в распоряжение эксперта представляют образцы почерка.
Образцы почерка подразделяются на общие, выполненные обычным для данного лица (обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего и т.д.) почерком и в обычных условиях, и специальные, выполненные рисовкой, вычерчиванием, с подражанием печатному шрифту, то есть с соблюдением специальных условий.
3.Идентификационные признаки почерка, их система и значение.
Идентификационные признаки почерка как специально выделенные для целей идентификации свойства получили детальную разработку в судебном почерковедении. Появление того или иного признака в почерке обусловлено, как правило, совокупностью разных причин, поэтому однозначное определение происхождения того или иного признака составляет большую проблему и чаще не удается. Это даёт основание считать происхождение признаков почерка случайным. Каждый взятый в отдельности идентификационный признак может встретиться у другого лица, поэтому индивидуальны не отдельные признаки, а только их совокупность.
Наиболее распространенным является их деление на две группы в зависимости от того, в целом или в отдельных деталях (частях) характеризуется почерк. Признаки, характеризующие почерк в целом называются общими..
К общим признакам относятся:
а) выработанность почерка;
б) наклон;
в) разгон;
г) размер;
д) связность;
е) нажим. [7]
Выработанности почерка. Это способность пишущего пользоваться системой скорописи. Свободное, уверенное выполнение письменных знаков, не сопровождающееся остановками, извилистостью штрихов и лишними движениями, характеризуют высоковыработанный почерк.
По степени выработанности, наряду с высоковыработанным(рис.1), выделяют также средневыработанный(рис.2) и маловыработанный(рис.3) почерки.
Средневыработанный почерк – это несформировавшийся до конца письменно-двигательный навык, отражающий стадии практического освоения связного и быстрого письма.
Маловыработанные почерки отражают начальную степень образования навыка письма. К этой группе относятся: 1) школьные ученические почерки, характерные для периода обучения письму; 2) почерки лиц, оставивших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко.
О малой выработаннсти почерка свидетельствуют низкая точность движений, угловатость овалов, неравномерность протяженности, направления, размещения движений, характер которых определяется прописями.
Наклон почерка определяется соотношением продольной оси письменного знака с линией строки. Почерки по наклону движений независимо от своего строения разделяются на лево- и пpaвoнaклoнныe, без наклона, с равномерным наклоном; по размеру (высоте букв) - большого, среднего, малого; по расстановке знаков - широкой, узкой; по разгону - большого, среднего, малого; по связности - сплошной, большой, средней, малой, без связности.
Разгон почерка – соотношение высоты строчных знаков и ширины промежутков между ними или соотношение высоты и ширины строчных знаков. Различается:
1) сжатый почерк — высота трехштриховых букв (т, ш, щ) значительно выше их ширины(рис.4);
2) средний почерк — высота трехштриховых букв примерно равна ширине (рис. 5);
3) размашистый почерк — ширина трехштриховых букв значительно больше высоты(рис.6);
Размер почерка определяется по средней высоте строчных букв: крупный – средняя высота букв более 5 мм; средний – от 5 мм до 2 мм; мелкий – высота не более 2 мм.
Связность почерка характеризуется написанием определенного количества букв в одном слове без перерыва движений: связный(рис.7), средний(рис.8), отрывистый(рис.9)).
Нажим в почерке характеризует приложение усилий к пишущему прибору. Степень и характер нажима - сильный, средний, слабый.
Различают также степень сложности движений, которая отображающихся в строении почерка в целом, характеризует тенденцию в формировании почерка: подчинялось ли развитие письменно-двигательных навыков стремлению писать особенно красиво, стройно и вместе с тем своеобразно либо всецело приспосабливалось к быстрому темпу письма.
По степени сложности движений различают:
1) почерки простого строения (рис.10);
2) почерки упрощенного строения (рис.11);
3) почерки усложненного строения (рис.12).
К группе простого строения относятся почерки, отражающие наиболее целесообразную систему движений, приспособленную к быстрому темпу письма и одновременно сохранению четкости рукописи.
Для обладателей упрощенного почерка характерен быстрый темп письма, который достигается очень часто за счет некоторого несовершенства точности (координации) движений. Нечеткость рукописи - частый спутник упрощенного почерка.
Для группы почерков усложненного строения характерно значительное увеличение сложности системы движений при письме по сравнению с простыми почерками. Оно формируется под влиянием активного стремления лица к оригинальности, к украшательству почерка. Координация движений при этом всегда бывает высокой. Для почерка усложненного строения характерны мелкие, тонкие, точные движения, которыми воспроизводятся детали букв, элементы и буквы в целом.
Признаки, связанные с характеристикой отдельных знаков и их элементов, называются частными.
Частные признаки характеризуют устойчивые особенности письменно-двигательного навыка при выполнении отдельных букв. Они классифицируются по видам движений, совершаемых рукой пишущего при выполнении письменного знака.