Криминалистическое почерковедение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 16:38, контрольная работа

Описание работы

В первом вопросе раскрывает основные понятия, определяющие сущность почерковедческого исследования, естественнонаучные основы криминалистического почерковедения письма.
Второй вопрос посвящён признакам письма и почерка, их связи с исполнителем текста.
В третьем рассмотрены вопросы, разрешаемые почерковедческой экспертизой, методике почерковедческого исследования. Также было охарактеризовано современное состояние и возможности почерковедческой экспертизы на данном этапе развития российской криминалистической науки.

Содержание

Введение.
1. Естественнонаучные основы криминалистического почерковедения письма.
2. Признаки письма и почерка, их связь с исполнителем текста.
3. Вопросы, разрешаемые почерковедческой экспертизой.
4. Автороведческое исследование, разрешаемые задачи.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

сама работа.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Введение 

         Исследование почерка  в современной криминалистике является одной из важнейших и актуальных задач, поскольку в настоящее  время преступники все чаще отказываются от грубых средств "аргументации" и переходят к более цивилизованным методам, позволяющим с меньшими затратами энергии и минимальным риском получать гораздо больший эффект от своих действий. Для того чтобы выразить общую мысль, стоит воспользоваться весьма выразительной и точной по формулировке цитатой одного блестящего криминалиста: "Зачем взламывать сейф, когда можно получить его содержимое одним грамотным росчерком пера". Столь ценная мысль подтверждается динамикой роста "беловоротничковой" преступности, столь распространенной в России в последнее время. Целью данной работы является раскрытие сущности почерковедческой экспертизы и оценка ее значимости как одного из важнейших звеньев в деле расследования и раскрытия преступлений.

         Структурно данная работа состоит из четырёх вопросов.

         В первом вопросе  раскрывает основные понятия, определяющие сущность почерковедческого исследования, естественнонаучные основы криминалистического почерковедения письма.

         Второй вопрос посвящён  признакам письма и почерка, их связи  с исполнителем текста.

         В третьем рассмотрены  вопросы, разрешаемые почерковедческой экспертизой, методике почерковедческого исследования. Также было  охарактеризовано современное состояние и возможности почерковедческой экспертизы на данном этапе развития российской криминалистической науки.

         И на конец в четвертом  вопросе рассмотрено, автороведческое исследование, разрешаемые ею задачи.

       1.  Естественнонаучные  основы криминалистического  почерковедения письма.

Исследования  рукописей относятся к числу  наиболее распространенных криминалистических экспертиз. Основная их цель - идентификация исполнителя. Однако зачастую с их помощью решаются вопросы, касающиеся авторства, условий исполнения рукописей, целевой установки пишущего (подделка или искажение почерка), свойств его личности и признаков внешности (пол, возраст, состояние опьянения). Однако об этом более подробно будет сказано далее, когда речь пойдет о задачах почерковедческой экспертизы. В качестве объектов таких исследований могут выступать объемные рукописи (дневники, письма) и краткие записи (подписи, цифры, рисунки, символы), в которых проявились устойчивые индивидуальные особенности письма. Предметом же исследования является почерк - относительно устойчивая система движений, отображающаяся в рукописях, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык. Умение писать приобретается в результате длительного обучения и тренировок. Отдельные идентификационные признаки почерка начинают проявляться у детей уже в 3-4 классе. Однако их совокупность, достаточная для идентификации по почерку, как правило, формируется в 5-6 классе, когда совокупность сложных двигательных навыков, обусловленных деятельностью центральной нервной системы человека, доводится до автоматизма, проявляясь в относительно устойчивых идентификационных признаках письма. Принято различать: . технические навыки (посадка человека при письме, расположение бумаги, держание пишущего средства); . графические навыки (воспроизведение письменных знаков и их сочетаний); . навыки письменной речи (словарный состав и построение текста, предложений). Совокупность технических и графических навыков, отображающихся в рукописи, характеризуют почерк человека. Под влиянием воли человека, усилий письма, внешней среды и иных субъективных и объективных факторов в почерке появляется много особенностей, совокупность которых становится неповторимой. В почерках разных лиц могут встречаться отдельные одинаковые признаки, но их совокупность у каждого человека индивидуальна. Несмотря на разнообразие причин, вызывающих изменения почерка, система движений (динамический стереотип) в целом, выработанная на протяжении длительного времени, относительно устойчива. Это значит, что возможность идентификации человека по почерку сохраняется во времени и даже при попытках умышленного искажения или при изменении почерка в старости, что выражается в замедленности письма и снижении координации движений, в упрощении строения букв. Изменения в почерке могут появляться также при особых условиях письма: необычные поза пишущего, средства и материал письма, необычное состояние пишущего (опьянение, возбуждение), нарушение функции костно-мышечного аппарата или нервной системы (травмы, нервные заболевания), наконец, при умышленном искажении почерка (маскировка или подражание почерку другого человека). Однако при наличии достаточно объемного рукописного текста и в этих случаях нередко сохраняется совокупность индивидуальных признаков почерка.

2. Признаки письма  и почерка, их  связь с исполнителем  текста.

Для того чтобы установить, не исполнена ли рукопись тем или иным лицом, необходимо сравнить исследуемый почерк с почерком данного лица. Такое сравнение проводится по тем признакам, которые дают возможность различать почерки и идентифицировать писавшего. В результате научных исследований и практики почерковедческих экспертиз эти признаки были выделены, систематизированы и получили название идентификационных признаков письма.

Под идентификационным  признаком письма понимают особенность  письменно- двигательного навыка, отображающуюся в рукописи и индивидуализирующую  в комплексе с другими особенностями  почерк конкретною лица. Особенности письменно-двигательного навыка входят в так называемый идентификационный комплекс признаков, который позволяет дифференцировать почерки разных лиц и устанавливать исполнителя рукописи.

Идентификационные признаки почерка  делятся на общие и частные. Общие признаки почерка характеризуют в целом почерк определенного лица, дают представление о системе графического начертания всей совокупности письменных знаков. Признаки, присущие не всем, а отдельным знакам, относятся к частным признакам почерка. Общие признаки условно можно разделить на три большие группы: 1) отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка; 2) отражающие структурные характеристики движений; отражающие отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений (топографические). Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно- двигательного навыка 1. Выработанность почерка означает уровень овладения техникой письма, проявляющийся в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Пo cтeпeни выpaбoтaннocти пoчepки дeлятcя нa мaлoвыpaбoтaнныe, cpeднeвыpaбoтaнныe и выcoкoвыpaбoтaнныe. Маловыработанные почерки отражают начальную степень образования навыка письма. К этой группе относятся: 1) школьные ученические почерки, характерные для периода обучения письму; 2) почерки лиц, оставивших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко. О малой выработаннсти почерка в первые периоды обучения письму свидетельствуют низкая точность движений, угловатость овалов, неравномерность протяженности, направления, размещения движений, характер которых определяется прописями. В противоположность школьному в маловыработанном практическом почерке признаки низкой координации движений, особенно неравномерность протяженности, направления и размещения движений, выражены еще более отчетливо. В связи с этим рукописи выглядят нестройными, нечеткими. Средневыработанные почерки - этo нecфopмиpoвaвшийcя дo кoнцa пиcьмeннo- двигaтeльный нaвык, oтpaжaющий cтaдию пpaктичecкoгo ocвoeния cвязнoгo и быcтpoгo пиcьмa. Koopдинaция движeний xapaктepизyeтcя нeycтoйчивocтью пpoтяжeннocти, нaпpaвлeния и paзмeщeния движeний пpи выпoлнeнии пиcьмeнныx знaкoв и иx элeмeнтoв. Тaкoмy пoчepкy cвoйcтвeнен cpeдний тeмп. Высоковыработанные почерки - это вполне сформировавшиеся почерки, отражающие приспособленный к относительно быстрому темпу и характеризующийся автоматизацией движений навык письма. Для них характерны относительно большая точность движений, значительная непрерывность письма, постепенное утолщение в начале и спад нажима в окончании штрихов, упрощенное строение букв. 2. Координация движений при письме обычно рассматривается с точки зрения соблюдения параметров движения при выполнении: 1) элементов букв и 2) сочетаний элементов букв, слов, фраз. Неточность движений первой группы выражается в извилистости, изломах прямых штрихов, угловатости овалов, несоразмерности отдельных частей элементов, смещенных началах и окончаниях движений. Признаки неточности движений второй группы состоят в несоразмерности параметров движений (протяженности, направления, размещения) во всей рукописи. 3. Темп движений при письме может быть привычным и изменчивым. Различие в темпе письма сказывается в степени непрерывности движений при выполнении букв и их сочетаний. Темп письма - признак, тесно связанный со сложностью движений. Зависимость темпа от сложности обратная: чем больше сложность, тем медленнее темп письма, и наоборот. Поэтому сложность почерка в целом и при выполнении определенных букв иногда служит показателем темпа. 4. Степень сложности движений, отображающихся в строении почерка в целом, характеризует тенденцию в формировании почерка: подчинялось ли развитие письменно-двигательных навыков стремлению писать особенно красиво, стройно и вместе с тем своеобразно либо всецело приспосабливалось к быстрому темпу письма. По степени сложности движений различают: 1) почерки простого строения; 2) почерки упрощенного строения; 3) почерки усложненного строения. К группе простого строения относятся почерки, отражающие наиболее целесообразную систему движений, приспособленную к быстрому темпу письма и одновременно сохранению четкости рукописи. Для обладателей упрощенного почерка характерен быстрый темп письма, который достигается очень часто за счет некоторого несовершенства точности (координации) движений. Нечеткость рукописи - частый спутник упрощенного почерка. Для группы почерков усложненного строения характерно значительное увеличение сложности системы движений при письме по сравнению с простыми почерками. Оно формируется под влиянием активного стремления лица к оригинальности, к украшательству почерка. Координация движений при этом всегда бывает высокой. Для почерка усложненного строения характерны мелкие, тонкие, точные движения, которыми воспроизводятся детали букв, элементы и буквы в целом. Общие признаки, отражающие структуру движений по их траектории 1. Как показывают наблюдения и экспертная практика, преобладающая форма движений при письме в соответствии с прописями - прямолинейно- дуговая. Но возможны и отклонения - угловая, петлевая, изломанная либо извилистая, а также разнотипные формы, являющиеся результатом сочетания различных форм движений. 2. Преобладающее направление движений рассматривается отдельно в отношении основных элементов, выполняемых сгибательными движениями, и в отношении дугообразных элементов букв и букв в целом. По данному признаку различают наклон правый, левый, косой правый и неравномерный, а также выделяют случай отсутствия наклона. Направление движений при выполнении дугообразных элементов - левоокружное (против часовой стрелки) и правоокружное (по часовой стрелке). Преобладающая протяженность движений (высота букв, разгон и расстановка): высота - большая (более 5мм), средняя (2-5мм), малая (менее 2мм); разгон - большой, средний, малый; расстановка - широкая, узкая. Степень связности (непрерывности) движений - высокая (5-6 букв), средняя (3-4 буквы), малая (1-2 буквы). Степень и характер нажима - сильный, средний, слабый. Однако силу нажима бывает довольно трудно определить при письме шариковыми ручками. Общие признаки, отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений Размещение самостоятельных фрагментов документа (обращений, дат, подписей, резолюций) в пределах листа бумаги. Размещение текста относительно срезов листа бумаги: наличие или отсутствие полей, их локализация, размер и конфигурация - прямолинейная, вертикальная, правонаклонная, левонаклонная. Размещение начального движения в первой строке абзаца относительно начала других строк и предшествующей строки (размер красной строки или интервала между абзацами). Размер интервала между строками - большой, малый. Размещение линии письма относительно бланковой строки - на типографской линовке, под типографской линовкой. Направление письма в строке (положение строк относительно горизонтального среза бумаги) - горизонтальное, поднимающееся, опускающееся. Форма линии письма в строке - дугообразная выпуклая, дугообразная вогнутая, ступенчатая. Размер интервалов между словами - большой, средний, малый. Размещение движений при выполнении знаков препинания - относительно предшествующего слова, относительно линии письма или бланковой строки. Среди частных признаков почерка можно выделить следующие: - форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов (прямолинейная, дуговая, петлевая, угловая, извилистая); - направление движений при написании. Различают движения снизу вверх, сверху вниз, левоокружные, правоокружные; - протяженность движений. Она характеризуется относительным размером штрихов различных элементов букв; - связность движений, то есть вид соединения элементов в буквах, а также вид соединения букв между собой (слитный или с интервалами); - относительное размещение точек начала, окончания, пересечения и соединения движений; - последовательность движений, которыми выполняются различные элементы букв и их соединения; - сложность движений при выполнении букв. Различают обычные, усложненные и упрощенные движения, по сравнению с прописями. В следственной практике указанные признаки почерка используются в целях решения розыскных и идентификационных задач. В случаях обнаружения рукописных текстов (письма-угрозы, поддельные медицинские рецепты и т.п.), исполненных неизвестным лицом, составляется розыскная таблица, по которой производится сравнительное исследование почерков проверяемых лиц. Для составления розыскной таблицы, прежде всего изучается содержание рукописи, анализируются признаки письменной речи и почерка. Из их числа выбирают наиболее характерные, редко встречающиеся и устойчивые признаки - обычно шесть-восемь. Основная часть таблицы состоит из характеристики этих признаков и их графических зарисовок. Затем намечается круг лиц, которые могли выполнить исследуемый документ, и организуется непосредственная проверка их почерков - розыск исполнителя документа. 2.2. Основы методики почерковедческой экспертизы Идентификационная экспертиза включает несколько стадий: 1) предварительное исследование поступивших материалов; 2) раздельный анализ исследуемых документов и образцов; 3) сравнительное исследование; 4) оценка результатов исследования. На стадии предварительного экспертного исследования прежде всего проверяется выполнение правил оформления материалов на экспертизу. При неправильном оформлении они возвращаются обратно. Проверяется, все ли из перечисленных в постановлении исследуемых документов направлены, не допущены ли ошибки в указании их реквизитов в постановлении, конкретно ли определены непосредственные объекты исследования в этих документах. При проверке образцов определяется их качество и необходимый объем. Изучение перечня вопросов позволяет определить объем задания и конкретные его задачи. Неграмотно сформулированные в логическом и редакционном отношении вопросы могут быть переформулированы экспертом, но без изменения их содержания, то есть объема задания. В определенных случаях для уточнения объема задания, получения дополнительных материалов может быть сделан запрос. На этой же стадии обращается внимание, не применялись ли технические способы подделки подписей (или почерка каких-то небольших по объему записей), например, выполненных путем ксерокопирования, компьютерного сканирования и др. При наличии таких признаков почерковедческое исследование не проводится. В некоторых случаях на данной стадии могут быть обнаружены признаки изменения почерка, подписей, если они неквалифицированно выполнены. Более тонкие изменения выявляются в ходе последующих стадий исследования. В процессе раздельного исследования анализируются идентификационные признаки в исследуемых документах и образцах, при этом оценивается их устойчивость, вариационность, частота встречаемости. При изучении устойчивости признаков устанавливается, настолько постоянно они повторяются в тексте, еще раз обращается внимание на наличие следов замедленных движений и других признаков, указывающих на изменение почерка, подписей. Вариационность определяется по наличию устойчивого выполнения одноименных знаков несколькими способами. Частота встречаемости признака является важнейшим свойством, определяющим его ценность, значимость. Она устанавливается по тому, насколько часто признак встречается в почерках разных лиц (одного и того же языка): чем реже встречается данный признак, тем он более ценен. Оценка частоты встречаемости признака, как правило, производится на основе профессионального опыта эксперта (качественно- эмпирический, или аддитивный, подход). Но она может быть оценена в выработанных почерках и на основе использования специально подсчитанных с помощью методов математической статистики количественных характеристик (коэффициентов), содержащихся в методических работах по почерковедческой экспертизе. Количественный подход позволяет объективизировать оценку частоты встречаемости признаков.[3] Для идентификации лица по почерку имеет значение и такое свойство частных признаков, как корреляция, то есть их взаимозависимость между собой, когда появление одного признака влечет за собой появление другого признака. Такие взаимозависимые, коррелирующие признаки не могут рассматриваться самостоятельными и учитываться каждый в отдельности при идентификации. Корреляцию важно учитывать при исследовании сходных почерков, при использовании математических методов, при компьютерном моделировании. Однако такие проблемы корреляции, как, например, насколько выражены закономерности корреляции в почерке, какими причинами она обусловлена и в каких группах признаков наиболее выражена, - еще не получили достаточной разработки в судебном почерковедении. При больших объемах исследуемых текстов, высокой вариационности почерков, при большом числе проверяемых лиц производится так называемая разработка почерков, которая помогает сопоставлять признаки исследуемого текста и образцов при последующем сравнительном исследовании. Для этого на листе бумаги, разграфленном в виде таблицы, схематически воспроизводятся в соответствии с оригиналом начертания букв, в графе с левой стороны листа - письменные знаки исследуемого документа, с правой - образцов. Разработка позволяет проследить не только особенности выполнения отдельных букв, но и особенности навыка письма в целом. При сравнительном исследовании сопоставляются выявленные общие и частные идентификационные признаки. Для сравнения используются только те признаки, которые были оценены при раздельном исследовании как устойчивые или являющиеся вариантами этого почерка. В первую очередь используются редко встречающиеся признаки. Если в данном почерке они отсутствуют, то число идентификационных признаков эксперт увеличивает, исходя из своего опыта. Сравнительное исследование подписей производится путем сопоставления прежде всего с образцами подписей тех лиц, от имени которых они выполнены, а затем уже с почерком и подписями лица, который мог их подделать. Если это вымышленные лица (о чем должно быть сообщено в постановлении), сравнение производится сразу с почерком и подписями предполагаемого исполнителя. Сравнительное исследование позволяет окончательно решить вопрос о наличии изменений в почерке, выполнении подписей с подражанием и т. д. На стадии раздельного и сравнительного анализов используются оптические приборы (например, стереоскопический микроскоп), крупномасштабная съемка, телевизионная установка или дисплей компьютера для выявления следов замедленных движений, обводки, изучения направления движения и других графических особенностей выполнения письменных знаков. Нажим изучается с помощью электронной системы "Densitron". Могут быть применены различные математические методы. Taк, с помощью измерительно-статистических методов, в частности метода дисперсионного анализа, можно уточнить, являются ли выявленные различия в написании одноименных букв вариантами одного и того же почерка или разных. В особо сложных случаях исследования почерковых объектов, содержащих малый объем графического материала, могут быть применены компьютерные технологии. К таким случаям относятся краткие записи (особенно цифровые), тексты, выполненные печатным шрифтом, подписи, имеющие безбуквенную транскрипцию или выполненные с подражанием, с большой степенью сходства и др. Применение компьютерных технологий позволяет расширить объем почерковой информации, особенно за счет мелких количественных характеристик почерка, которые не воспринимаются зрением. Оценка результатов сравнительного исследования является наиболее сложной стадией, так как здесь требуется принять окончательное решение на основе полученных результатов сравнительного исследования. На этой стадии оцениваются уже не отдельно взятые признаки, а их совокупности. Оцениваются как совпадения, так и различия и определяется, какие из них более существенны. Если существенна совокупность совпадающих признаков, эксперт должен оценить, является ли она индивидуальной, то есть присущей только одному лицу. Число совпадающих признаков, необходимых для признания совокупности индивидуальной, может быть разным в разных случаях идентификации, так как это зависит от частоты встречаемости признаков. Оценка индивидуальности выявленной совокупности признаков чаще экспертом производится тоже на основе аудитивного подхода, то есть профессиональных знаний и опыта. Но дать такую оценку значительно сложнее, чем, например, оценку частоты встречаемости отдельного признака. Поэтому здесь особенно важны качество и объем профессиональных знаний и опыта, другие личностные данные эксперта. Если оценка частоты встречаемости производилась с помощью количественных коэффициентов, то и оценка индивидуальной совокупности признаков почерка может быть определена количественно. С помощью вероятностно-статистического метода устанавливается величина степени вероятности выполнения текста именно данным лицом. В литературе по судебному почерковедению содержатся таблицы с коэффициентами значимостей частоты встречаемости частных признаков. Имеются таблицы для заглавных и строчных букв. Методики определения значимостей признаков и суммарной значимости выявленной совокупности достаточно просты и могут быть использованы юристом при оценке обоснованности выводов, если в его распоряжении имеются такие таблицы и методика пользования ими. Например, идентификационная значимость выявленных совпадающих заглавных букв определяется следующим образом: отыскиваются в таблице выделенные экспертом информативные признаки, при этом порядок описания в заключении признаков должен быть выполнен в строгой последовательности: строение букв в целом, форма, направление, протяженность, вид соединения, количество, последовательность движений и относительное размещение букв и их частей. В зависимости от того, какой пол исполнителя или он неизвестен вообще, представлены три таблицы идентификационных значимостей признаков. Категорический положительный вывод будет обоснован в том случае, если суммарная идентификационная значимость равна 10 единицам и более (при условии соблюдения рекомендаций методики).[4] Положительной стороной данной методики является также то, что в ней определен так называемый доверительный уровень, то есть та вероятностная величина, которая в представительной выборке, значимой при расследовании уголовных дел, граничит с достоверностью. Это позволяет использовать вероятностные выводы в уголовно-процессуальном доказывании, которое все еще остается на качественном уровне. Наряду с оценкой совокупности совпадающих признаков обязательно должно быть объяснено происхождение имеющихся различий, которые, как правило, также выявляются при сравнительном исследовании. Они могут быть связаны с вариантностью почерка, недостаточным сходством условий выполнения исследуемых текстов (подписей) и образцов и т. д. Отсутствие в заключении объяснений происхождения различий делает его необоснованным. В судебном почерковедении разработаны и другие методики решения вопросов, возникающих при исследовании рукописных документов. Нетрадиционной методикой является идентификация конкретного исполнителя по степени нажима при выполнении письменных знаков. Данная характеристика почерка оказалась так же индивидуальной, как и совокупность признаков почерка. Однако эта методика не является столь же универсальной. Она не может быть применена при выполнении текста капиллярной ручкой; в том случае, когда письменные знаки вообще выполняются без нажима. На основе выявления закономерных связей между отдельными личностными свойствами и состояниями исполнителя и особенностями почерка в судебном почерковедении разработаны научно обоснованные методики определения возраста, пола, национального языка, алкогольного, наркотического состояния, патологии органов зрения, травмы головного мозга, глубоких расстройств нервной системы, патологических нарушений психики. Основываясь на признаках формирования почерка, изменений признаков в определенные периоды жизни у одного и того же лица, эксперт может установить период времени, в пределах которого мог быть выполнен исследуемый рукописный текст данным лицом, а также последовательность выполнения нескольких рукописных документов. Имеются вероятностно- статистические методики определения возраста исполнителя. Так, методика, разработанная в ЭКЦ МВД РФ, позволяет определить несколько возрастных групп: не более 19 лет, 20-24, 25-33, 34-37, 38-43, более 43 лет. Почерк исследуемого текста должен иметь выработанность не ниже средней, не содержать изменений (как умышленных, так и непреднамеренных), определение может быть произведено по заглавным и строчным буквам. Объем текста зависит от значимости имеющихся в рукописи признаков почерка. Например, оптимальное количество заглавных букв, необходимое для принятия решения, -10. Методика имеет компьютерный вариант и ручной.

3. Вопросы, разрешаемые почерковедческой экспертизой.

 

Перед почерковедческой экспертизой следователем или судом могут быть поставлены задачи идентификационного и неидентификационного (диагностического) характера. К первым относится:  установление исполнителя рукописного текста или подписи. Необходимость в этом может возникнуть у следователя или суда при изучении письменных или вещественных доказательств, в частности, когда содержание написанного составляет доказательство определенного факта - подделки, угрозы, оскорбления и т. д. Иногда установление исполнителя текста документа может указать на круг лиц, среди которых следует искать виновного. Так, при расследовании двух дел (о пожаре и об убийстве) обнаружение на месте происшествия клочков ученических тетрадей и установление конкретных исполнителей текстов на этих листках способствовали построению правильных версий. Как выяснилось в результате расследования, в первом случае отец ученика использовал тетради сына в качестве материала для поджога дома, во втором - брат ученицы К. из листов, вырванных из ее тетради, изготовил пыжи; . установление факта выполнения одним лицом различных текстов, отдельных фрагментов текста и подписей Например, если обвиняемый признается в выполнении одного из документов, проходящих по делу в качестве вещественного доказательства, подтверждающего какой-либо факт, но отказывается от другого, а у следователя есть основания полагать, что обвиняемым написан и другой документ, то он назначает почерковедческую экспертизу. В этом случае на разрешение эксперта может быть поставлен вопрос о том, одним ли лицом выполнены оба текста, причем первый документ используется в качестве образца почерка обвиняемого. Вопрос о выполнении нескольких текстов или подписей одним лицом может быть поставлен и в том случае, когда у следователя есть основания полагать, что исполнителем всех текстов анонимных писем или подписей от имени вымышленных лиц является одно лицо. Следователь или суд, назначая экспертизу почерка, в подобных случаях может поставить на разрешение эксперта вопрос о выполнении текста одним лицом или разными лицами. Как уже отмечалось, кроме идентификационных могут проводиться и неидентификационные исследования. Они имеют своей целью: . установление факта письма в необычных условиях или при необычном состоянии писавшего; . установление одновременности выполнения всех фрагментов текста, подлежащих экспертизе; . решение вопроса о давности выполнения исследуемой рукописи; . определение пола исполнителя по рукописному тексту и т. д. Вопрос об условиях выполнения рукописи следователю и суду приходится выяснять при проверке показаний обвиняемых, свидетелей или потерпевших либо в целях уточнения или оценки заключения эксперта, содержащего выводы о невозможности решения поставленной перед ним задачи. Например, эксперт при исследовании подписи на расходном ордере установил совпадающие и различающиеся признаки почерка, однако ни те, ни другие не являются, по его мнению, достаточным основанием для положительного или отрицательного вывода. По этой причине эксперт пришел к выводу о невозможности решения поставленной перед ним задачи.  При оценке такого вывода у следователя могут возникнуть дополнительные вопросы, касающиеся влияния условий письма на проявление признаков подписи. Перед экспертом в подобном случае может быть поставлена задача установить, могли ли появиться различающиеся признаки почерка вследствие выполнения подписи определенным лицом в неудобной позе или болезненном состоянии. Особенно часто такие вопросы ставятся перед экспертом в случаях когда другими доказательствами по делу (например, показаниями свидетелей) установлено, что подпись была выполнена в очень необычных условиях больным человеком (например, подпись на завещании). В данном случае результатом сравнительного исследования является исключение или подтверждение условий, сходных с проверяемыми по характеризующим их признакам. Иногда одной из задач неидентификационного исследования, которую ставят перед экспертом, является установление факта дописки слова или фразы к тексту, цифры к числу и т. д. Например, существенное значение может иметь установление того, выполнен ли весь текст накладной в одно и то же время либо некоторые из наименований товаров были дописаны позднее, после написания основного текста. Обычно эта задача решается комплексным исследованием с применением методик как почерковедческой экспертизы, так и технической экспертизы документов. Необходимость в определении времени выполнения рукописи может возникнуть при решении вопросов о приоритете научных открытий, давности составления завещаний. Вопросы, поставленные перед экспертом следователем или судом, определяют методику проведения экспертизы рукописного текста, а также процесс подготовки и оформления материалов, направляемых для исследования. При необходимости установления исполнителя рукописного текста либо подписи следователь или суд должны представить эксперту, производящему экспертизу, свободные и экспериментальные образцы почерка (подписи) лица, в отношении которого проводится исследование. Если перед экспертом поставлена задача установить, одним или разными лицами выполнены отдельные фрагменты текста в исследуемом документе или несколько текстов (подписей), то на экспертизу представляются лишь исследуемые документы (например, завещание с подписью умершего лица). При проведении экспертизы почерка по рукописям, выполненным в необычных условиях, требуются образцы почерка или подписей, выполненные в аналогичных условиях.  

4.  Вопросы, разрешаемые автороведческой экспертизой

 

Автороведческие экспертизы в России перестали быть редким и экзотическим явлением. В последнее время они назначаются все чаще. Это вызвано не только тем, что различные вопросы авторских прав переходят в цивилизованную плоскость, но и необходимостью устанавливать авторство текста по гражданским и уголовным делам. Автороведческая экспертиза помогает научными методами установить авторство текста и урегулировать спорные ситуации в этой сфере. Автороведческая экспертиза может понадобиться каждому, потому что к письменному тексту мы прибегаем в любых сферах нашей жизни. 

Вопросы, разрешаемые автороведческой экспертизой, очень разнообразны. Среди них: идентификация  и диагностика личности автора спорного текста, определение социально-демографических  параметров автора текста (возраста, профессии, родного языка, пола), установление эмоционального состояния автора в момент создания текста. В некоторых случаях задачи, решаемые автороведческой экспертизой, могут быть одновременно и диагностическими и идентификационными. К таким относится установления факта соавторства, выполнения текста под диктовку. 

Автороведческие экспертизы могут проводиться комплексно с другими видами экспертиз. Не редки  случаи, когда назначается автороведческая  экспертиза совместно с почерковедческой экспертизой для установления автора текста, выполненного от руки. Автороведческая экспертиза объединяется с психологической экспертизой в тех случаях, когда нужно выяснить осознавал ли автор свои действия и мог ли руководить ими в момент написания документа. Автороведческая экспертиза проводится совместно с компьютерно-технической экспертизой, если исследованию подлежит контент сайта в интернете.

Приведем  основные вопросы, разрешаемые автороведческой  экспертизой:

Является  ли автором текста конкретное лицо?

Является  ли автором нескольких текстов (фрагментов текста) одно и то же лицо?

Каков пол и примерный возраст автора текста?

Каковы  социальные характеристики автора текста (уровень образования, профессия  и род деятельности, языковая компетентность и т.д.)?

Имеются ли в тексте признаки составления  письменного текста в необычных условиях, признаки намеренного искажения речевых навыков, выполнения текста под диктовку?

Является  ли текст спонтанным или подготовленным?

Вопросы, разрешаемые автороведческой экспертизой, должны быть поставлены четко и ясно, не должны допускать двойного толкования. При постановке взаимосвязанных вопросов важно соблюдать их логическую последовательность и обусловленность последующих вопросов ответами на предыдущие вопросы. К примеру, если в первом вопросе ставится идентификационная задача (кто конкретно автор текста), то решение диагностических задач (пол, возраст, профессия автора текста) возможно только при отсутствии однозначного положительного ответа на первый вопрос.  

К самым  трудным задачам автороведения  относятся установление индивидуальной совокупности письменно-речевых навыков автора при редактировании текста, в случае подготовки письменных текстов в соавторстве, а также определение творческого вклада каждого из авторов при создании общего труда, например, возможность разделения авторства А.Н. Стругацкого и Б.Н. Стругацкого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

 Из  вышеизложенного можно сделать  обоснованный вывод, что криминалистическое  исследование письменной речи  далеко не ограничивается установлением  исполнителя документа. Более того, перечисленные в данной работе методы тоже не исчерпывают возможностей науки. Существует множество иных методик изучения письменных документов. Однако необходимо учитывать, что данная отрасль криминалистики имеет в себе огромный потенциал для разработки новых методик исследования рукописных документов, поскольку письмо не менее индивидуально, чем рисунок папиллярных линий. Как правильно указывает профессор Образцов: "Значение для уголовного судопроизводства документов данной группы трудно переоценить. В криминальном мире, как, впрочем, и в законопослушной жизнедеятельности, документы фигурируют в различных качествах и выполняют самые различные функции". Можно сделать закономерный вывод, что сфера применения специфических приемов и методов почерковедения далеко не ограничивается сферой уголовного судопроизводства, и это действительно так. Уже сегодня все большее применение эта наука находит и в гражданском, и в арбитражном судопроизводстве, продолжая в то же время развиваться. Таким образом, данную тему нельзя считать закрытой, у криминалистического исследования письма открываются прекрасные перспективы для дальнейшего развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Криминалистическое почерковедение