Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 03:22, контрольная работа
В наиболее сложных ситуациях, которые характеризуются острым дефицитом информации о личности преступника, процесс реализации названного метода обычно проходит через два этапа. Вначале определяется групповая принадлежность устанавливаемого лица (кто он - местный житель или приезжий, мужчина или женщина, знакомый или не знакомый потерпевшему и т.д.). Построенная на этой основе мысленная модель преступника позволяет очертить круг лиц, среди которых его следует искать, а также определить зону, сферу какой-либо деятельности, территорию, на которой следует развертывать оперативно-следственные мероприятия.
1. Понятие и значение криминалистической идентификации для расследования преступлений. Её научные основы……………………………………...……….....2
2. Объекты, виды и формы криминалистической идентификации…….………...7
3. Понятие установления групповой принадлежности и её значение для процесса доказывания ……………………………………………………..………15
4. Стадии процесса идентификации: предварительное, разделительное, сравнительное исследование, оценка результатов. Общая методика экспертного исследования на каждой стадии …………………………………………...…….. 19
5. Задача 1 …………………………………………………………………………..21
6. Задача 2 …………………………………………………………………………..22
2.Определения
сущности и значения предмета.
В этом случае проводятся
3.Отнесение объекта к определенной группе, к массе веществ. При этом проводятся различные исследования для определения, например, однородности объектов, обнаруженных на месте происшествия и изъятых у подозреваемого.
4.Выяснение источника происхождения или способа изготовления объекта (например, фальшивых денег).
Групповая принадлежность объекта может быть установлена следователем, судом, оперативным работником как в процессуальной, так и внепроцессуальной форме, экспертом только в процессуальной форме, а специалистом - только в непроцессуальной форме.
Виды установления групповой принадлежности аналогичны видам криминалистической идентификации.
Впервые понятие криминалистической диагностики ввел в начале 70-х годов В.А.Снетков. Термин «диагностика» греческого происхождения, что означает способный распознать, распознание - учение о методах распознавания болезней и о признаках, характеризующих те или иные заболевания. В широком смысле этого слова процесс распознавания используется во всех отраслях науки и техники, является одним из элементов познания материи, то есть позволяет определять природу явлений, веществ, материалов и конкретных предметов. С философской и логической точек зрения термин «диагностика» правомерно можно использовать в любых отраслях науки.
Сущность криминалистической диагностики может быть определена как учение о закономерностях распознавания криминалистических объектов по их признакам (пола человека по почерку, дистанции выстрела по следам применения огнестрельного оружия, роста человека по следам ног, возраста записей по свойствам штрихов, группы крови по смазанным потожировым следам, типа огнестрельного оружия по следам на гильзах, вида одежды по составу и свойствам единичных волокон и т.д.).
Являясь
специальным видом
При диагностировании объект устанавливается путем сопоставления знаний, накопленных наукой, опытом о группе, классе соответствующих объектов.
При
криминалистической идентификации
объект устанавливается путем
Различие
не исключает применения диагностирования
в начальных стадиях
Диагностирование может проводится в процессуальных или непроцессуальных формах.
Особенно
перспективна диагностика в рамках
оперативно-розыскных
Ценные сведения для раскрытия преступлений, розыска лиц, их совершающих, дают диагностические исследования волокон и других микрообъектов - частичек краски, стекла, растительных остатков.
Таким
образом, внедрение диагностических
исследований в практику органов
внутренних дел является весьма актуальной
проблемой.
4.
Стадии процесса
идентификации:
Процесс идентификации складывается из ряда последовательных стадий.
Предварительное исследование — выделение максимального количества идентификационных признаков каждого из исследуемых объектов.
Сравнительное исследование — сопоставление выявленных идентификационных признаков, установление совпадающих и отличающихся. При сравнительном исследовании признаки сопоставляются от общих к частным. Такая последовательность наиболее оптимальна — при установлении существенных отличий уже на этапе сравнения общих признаков это исследование позволяет исключить объект из числа проверяемых.
Оценка результатов.
Результатом криминалистической идентификации может быть вывод:
1) о наличии тождества объекта;
2)
об отсутствии тождества
3)
о невозможности решения
Вывод о наличии или отсутствии тождества может носить категоричный или вероятностный характер.
Вывод о тождестве объекта может быть сделан и при наличии несущественных отличий. Как правило, эти отличия закономерны и находят свое объяснение.
Идентификационные исследования могут быть следующих видов.
Идентификация объекта по идеальным отображениям.
Установление целого объекта по частям. При таком исследовании идентифицируемым объектом является предмет до разделения его на фрагменты, идентифицирующими — его фрагменты (осколки, обрывки бумаги и т.п.).
Установление групповой принадлежности — отнесение предмета к определенному виду, группе (т.е. к некоторому множеству однородных объектов). Этот вид исследования проводится также при невозможности дать однозначный ответ о тождестве объекта. Одной из разновидностей исследования на установление групповой принадлежности является определение единого источника происхождения объекта.
Образцы для проведения идентификации в зависимости от способа их получения подразделяют на:
экспериментальные — образцы, полученные специально для проведения идентификации;
свободные — образцы, которые возникли не в связи с расследованием и необходимостью проведения идентификации. Ценность этих образцов выше, так как они, как правило, содержат в себе больше признаков.
Форма проведения идентификации может быть процессуальной и непроцессуальной.
Процессуальная
форма идентификации связана
с тем процессуальным действием,
в рамках которого она производится
(например, при осмотре месте
Непроцессуальная
форма идентификации проводится следователем
(или, к примеру, специалистом) во время
предварительного исследования доказательств,
проверки по криминалистическим учетам
и т.д.
Задача 1.
Ответ:
1. По моему мнению вопрос не корректен, так как идентифицировать – это значит установить искомый предмет по его следам, оставленным на другом объекте. В данной задаче искомый предмет – ломик, которым оставлены следы на шкафе. Необходимо выяснить является ли орудием преступления ломик, найденный на квартире у подозреваемого, следовательно, ломик будет идентифицируемым объектом, а шкаф является идентифицирующим объектом, так как на его поверхности находятся следы ломика, вероятно, вмятина, которая является отражением его формы.
2. Совмещение внешних границ кусочка краски с ломика и дефекта в красочном слое на сейфе означает установление целого по частям. Как идентифицируемый объект здесь следует рассматривать единый, ненарушенный слой покрытия на сейфе, каким он был до взлома. Идентифицирующими же объектами являются кусочек краски с ломика и дефект (или оставшаяся часть) красочного покрытия сейфа. Совпадения идентифицируемого и идентифицирующего объектов и при таком ходе рассуждении не получается.
Скорее
всего встанет вопрос об установлении
однородности или неоднородности краски
с ломика и краски на сейфе. Тогда и кусочек
краски с ломика, и образец вещества покрытия
сейфа являются объектами идентифицирующими.
Задача 2.
Ответ:
Как говорилось выше, идентифицировать – это значит установить искомый предмет по его следам, оставленным на другом объекте.
Думаю,
что можно идентифицировать чернила
даже изготовленные по индивидуальному
рецепту если есть исходный материал.
В условии задачи сказано, что обнаружена
емкость с чернилами для его заправки,
значит, имея образец чернил и поддельный
документ, можно установить, этими ли чернилами
он изготовлен.
Список
использованной литературы:
1. Криминалистика: Учебник для ВУЗов МВД СССР /Под ред.
Р.С.Белкина.-М.: Юрид.лит., 1986.
2. Криминалистика: Учебник для ВУЗов /Под ред. И.Ф.Пантеле-
ева и Н.А.Селиванова.- М.: Юрид.лит., 1988.
3. Криминалистика в вопросах и ответах. / Учебное пособие / под общ. ред. В.Н. Абрамина – М., 2000. – 232 с.
4.
Криминалистика. Вопросы и ответы:
Учеб. Пособие для вузов. / под
ред. Е.Р. Россинской – М., 1999. – 351
с.
29 октября 2010 года Янкович Т.Г.