Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:38, реферат
Последнее десятилетие характеризуется резким изменением структуры преступности в России, ее ростом, появлением с принятием нового Уголовного кодекса РФ новых видов преступлений и способов их совершения. В их числе и преступления в сфере компьютерной информации.
Криминалистическая
характеристика лиц,
совершающих преступления
в сфере компьютерной
информации
Последнее
десятилетие характеризуется
Необходимость борьбы с незаконными деяниями в области компьютерных технологий во многом обусловлена стремительным развитием научно-технического прогресса. Глобальная компьютеризация современного общества, затрагивающая практически все стороны деятельности людей, предприятий и организаций, государства породила новую сферу общественных отношений, которая, к сожалению, нередко становится объектом противоправных действий.
Однако
новизна и специфичность
В этом отношении пока в долгу перед практиками криминалистическая наука, призванная разработать научно обоснованные рекомендации, соответствующие особенностям раскрытия и расследования преступлений в современных условиях.
Изучение
проблем расследования
Классификация
лиц, совершающих преступления в
сфере компьютерной информации, неоднократно
рассматривалась в
- отсутствие целеустремленной, продуманной подготовки к преступлению;
- оригинальность способа совершения преступления;
- использование в качестве орудий совершения преступления бытовых технических средств и предметов;
- непринятие мер к сокрытию преступления;
- факты немотивированного озорства[1].
Однако,
и это представляется важным, используемый
в криминалистике термин «
Всех «кракеров» в свою очередь можно подразделить на три группы:
1) «
2) «
3) «
Как показывает проведенное исследование большинство «кракеров»- это молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет (в этой возрастной группе «кракеры» составляют около 80%, на их долю приходится приблизительно 30% всех случаев незаконного удаленного доступа к компьютерной информации)[5].
В научной литературе справедливо отмечается, что именно в этом возрасте способность к восприятию информации наиболее высока, что особенно важно для компьютерных преступлений. Кроме того, в этом возрасте молодые люди активно ищут пути самовыражения, при этом одни начинают писать стихи, другие уходят из дома, третьи погружаются в мир компьютерных сетей. Они образуют свою особую субкультуру, наподобие объединения рокеров, металлистов, панков и пр. Носители этой субкультуры со временем претерпевают серьезную психологическую трансформацию, связанную со сменой ценностных ориентацией. Эта трансформация вызвана тем, что объективной реальностью для хакера является компьютерная сеть – основная среда их обитания. Настоящая объективная реальность для них скучна и неинтересна, однако биологически необходима[6].
Помимо профессиональных взломщиков компьютерных сетей и программ («кракеров»), в числе лиц, совершающих компьютерные преступления выделяют:
- лиц, не обладающих серьезными познаниями в области программирования и компьютерной техники, имеющих лишь некоторые пользовательские навыки работы с ЭВМ. Как правило, их действия направлены на уничтожение, блокирование, модификацию, копирование ничем не защищенной информации (например, если компьютер не имеет пароля доступа или пароль известен широкому кругу лиц);
- лиц, имеющих психические отклонения. К их числу относят лиц, страдающих различными компьютерными фобиями. Эта категория заболеваний связана с нарушениями в информационном режиме человека под воздействием внешних или внутренних дестабилизирующих факторов как врожденного, так и приобретенного свойства[7].
Отметим, что, как показывает проведенное нами эмпирическое исследование, в 78,4% случаев лица, совершающие компьютерные преступления, - мужчины. Среди субъектов преступления преобладают лица с высшим и неоконченным высшим техническим образованием – 52,9% (иное высшее и неоконченное высшее образованием имеют 20% субъектов компьютерных преступлений, средне-специальное техническое образование –11,4%, иное образование – 15,7%).
Как показывает проведенное эмпирическое исследование, целями и мотивами, которыми руководствовался преступник, совершая компьютерное преступление, выступают:
1. Корысть. Отметим, что корыстные цели преследовались преступниками в большинстве изученных нами случаев совершения компьютерных преступлений (55,7%).
Преобладающими в числе компьютерных преступлений, совершенных с корыстными мотивами, выступают деяния, связанные с распространением вредоносных программ (18,6% изученных случаев).
Реже компьютерные преступления совершаются в целях получения безвозмездного программного обеспечения (7,1%) либо последующей продажи похищенного программного обеспечения или иной информации (5,7%). Содержание информации при этом может быть различным. Так, например, Соломатин, работая оператором ЭВМ городского противотуберкулезного диспансера, совершил неправомерный доступ к охраняемой законом информации – базе данных о флюорографических осмотрах граждан и сбыл ее третьим лицам[8].
В 8,6% изученных случаев преступник преследовал цель получения бесплатного доступа к сети «Интернет», а в 7,1% случаев – к иным техническим каналам связи (например, бесплатного пользования средствами мобильной связи).
В
5,7% изученных случаев целью
В
2,9% изученных случаев лица, совершая
компьютерное преступление, внесли изменения
в различные электронные
2. Хулиганские побуждения. Подобный мотив совершения компьютерных преступлений был выявлен при изучении 17,1% уголовных дел. Приведем пример подобных действий. 26 июня 1998 года неустановленное следствием лицо совершило неправомерный доступ к компьютерной информации, хранящейся на ЭВМ-сервере, и уничтожило информацию музыкальной группы «Руки вверх»[11].
3. Месть. Подобными побуждениями преступники руководствовались в 12,9% изученных нами по материалам уголовных дел компьютерных преступлений. Преимущественно, совершая неправомерные действия, лица пытались отомстить за необоснованное, по их мнению, увольнение с работы. Так, подлежащая увольнению по сокращению штатов из городского управления жилищно-коммунальных услуг г.Курчатова Григорова, недовольная этим фактом, решила осложнить работу подразделений городской администрации. Используя свое служебное положение, Григорова, занимавшая должность инженера-программиста, под разными предлогами получила доступ к ЭВМ пяти ЖЭУ города и уничтожила содержавшуюся на них программу «Квартплата»[12].
4. Коммерческие шпионаж, диверсия. Преступления, совершенные с подобной целью, были выявлены в 10% изученных уголовных дел. Например, в торговых точках г.Санкт-Петербург в октябре-ноябре 1997 г. стала распространяться база данных абонентов компании сотовой связи «Дельта-Телеком». Эти данные носили характер коммерческой тайны, в официальных источниках не публиковались и были похищены с электронных носителей информации компании. В результате распространения подобных сведений, ряд клиентов компании были вынуждены отказаться от услуг данной компании, так как были нарушены условия конфиденциальности информации. Кроме того, в некоторых городских газетах были опубликованы статьи об утечке сведений об абонентах мобильных телефонов, что существенно подорвало престиж фирмы.