Криминалистическая фоноскопия и её использование в раскрытии и расследовании преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:17, контрольная работа

Описание работы

Термин "фоноскопия" происходит от греч. phone звук и skopeo смотрю, предложен польскими криминалистами.
Фоноскопическими объектами как носителями криминалистически значимой информации служат магнитные фонограммы и технические средства, с помощью которых записываются или воспроизводятся звуковые сигналы. Фонозаписи могут содержать сведения:
о результатах осмотра места и предметов, связанных с событием преступления, причастных лицах (словесное описание обстановки, положения предметов, следов и вещественных доказательств);
высказанные свидетелями и очевидцами происшествия предположения, версии и догадки; описание мер, принятых для раскрытия преступления по горячим следам;
об опросе граждан, могущих дать ценную информацию о подготовке преступления, субъектах, его совершивших, примененных ими способах и т.д.;

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Понятие криминалистической фоноскопии……………….4
Использование фоноскопии в раскрытии и расследовании преступлений…………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………20
Список литературы………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Криминалистика.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

    Экспертиза  может проводиться как в государственном  судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации, либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями. Заключение эксперта негосударственной экспертной организации не может быть оспорено только в силу того, что проведение соответствующей экспертизы могло быть поручено государственному судебно-экспертному учреждению.

Предмет, объекты и задачи фоноскопической  экспертизы

Предмет фоноскопической экспертизы составляют фактические данные, обстоятельства дела, устанавливаемые на основе криминалистического исследования условий, средств, материалов и следов звукозаписи. 
Объектами фоноскопической экспертизы являются аналоговые и цифровые фонограммы, а также видеофонограммы, приобщенные в качестве вещественных доказательств или иных доказательств к уголовному делу.  
 
Задачи фоноскопической экспертизы
подразделяются на идентификационные и диагностические. 
 
Основной целью идентификационных задач является установление индивидуально-конкретного тождества или общности групповой принадлежности конкретных материальных объектов: людей, средств звукозаписи, источников звука.

Основными целями диагностических задач фоноскопической экспертизы являются следующие:

  • Установление характеристик или свойств неизвестного или известного объекта для отнесения его к общепринятому классу. Например, установление антропометрических и прочих данных (пол, возраст, диалект и др.) человека по фонограмме его устной речи.
  • Установление состояния объекта. Например, установление аутентичности (подлинности) фонограммы или видеофонограммы.
  • Установление условий звукозаписи. Например, установление места проведения звукозаписи и его характеристик, взаиморасположения источников звука и микрофона.
  • Установление причинно-следственных отношений. Например, установление количества участников разговора, последовательности тех или иных звуковых событий, зафиксированных на фонограмме, установление дословного содержания записанного разговора.

Для решения наиболее сложных идентификационных  и диагностических задач фоноскопической  экспертизы используются современные речевые технологии

     По  речи может быть получена и другая важная информация. Например, о личностных характеристиках говорящего с целью его установления и розыска по анонимному речевому сообщению (например, по телефону о заложенном взрывном устройстве, по анонимному письму о готовящихся или совершенных преступлениях и т.д.). Такая задача нередко возникает при анализе анонимных телефонных сообщений о террористических актах и других преступлениях, когда подозреваемое лицо отсутствует. На основе лингвистического анализа с определенной долей достоверности можно дать оценку половозрастным и анатомо-физиологическим характеристикам диктора (автора), его эмоционального состояния (отклонение от нормы, тревожность, напряженность, наличие и тип эмоций, например, волнение, удивление, страх и т.п.), психофизиологического состояния (ненормативность, наличие патологии). По результатам диагностического лингвистического исследования речи могут быть установлены и другие данные, например, родной язык, степень владения языком коммуникации, уровень образования и развития речевой культуры, социокультурный статус (социальная принадлежность, воспитание и т.п.), темперамент, самооценка, отношение к собеседникам, национальный акцент, диалект, социолект и т.д. Специалист может помочь в определении списка наиболее ярких, броских особенностей голоса и речи, которые запоминаются и отражаются в памяти очевидцев, могут быть использованы в качестве вспомогательного средства для опознания преступника. Следующая задача, решаемая экспертом с базовым лингвистическим образованием - установление факта необычного состояния или необычных условий порождения устного или письменного текста. Обвиняемый, свидетель, потерпевший в ходе судебного заседания нередко меняют или вовсе отказываются от своих показаний, данных на предварительном следствии. При этом неважно, были ли они даны в устной форме в ходе допросов с применением звукозаписи, или в письменной при собственноручной их фиксации или написании так называемого "чистосердечного признания". В качестве аргументов высказываются доводы, что устные или письменные показания были даны с "чужих слов", написаны под диктовку, переписаны с иных материалов или документов. Установление факта воспроизведения вслух заученных показаний или их прочтения, диктовки или иного влияния на лицо, чьи показания фиксируются в протоколе допроса, свидетельствует о наличии наряду с исполнителем текста еще одного участника - автора, что может быть выявлено при помощи специальных лингвистических познаний.

     Преднамеренное  искажение устной или письменной речи прямо связано с задачей установления факта ее предварительной подготовки, так как при реализации той или иной формы искажения необходима определенная подготовка, вплоть до заучивания манеры речи другого человека, имитируемой данным говорящим или пишущим. В то же время установление факта преднамеренного искажения авторской речи является одной из самых трудноразрешимых задач как автороведческой, так и фоноскопической экспертизы. Признаками, свидетельствующими о намеренном искажении речи, являются особенности письменного речевого сообщения, отражающие противоречия свойств и характеристик его автора, несовместимые состояния как следствие сознательной перестройки автором документа собственных навыков письменной речи.

     Под маскировкой речи понимается реализация различными средствами установки на сокрытие авторства или состояния автора в момент порождения текста. Маскировка может осуществляться путем соавторства; сочинения текста одним лицом, а написания или чтения вслух другим; компоновки речевого сообщения из фрагментов текстов других авторов, монтаж фонограммы из заранее подготовленных фрагментов речи и др. Намеренное искажение индивидуальных навыков также относится к одному из способов маскировки речи.

     Наиболее  часто встречаются следующие  виды намеренных искажений: снижение грамотности; нейтрализация стилистических навыков; имитация речи конкретного лица, имитация речи лица противоположного пола; имитация речи лица пожилого возраста; имитация речи лица молодого возраста; имитация речи представителя конкретной профессиональной группы; имитация речи маргинальных или криминальных социальных групп; имитация речи, подверженной влиянию конкретного говора; имитация речи человека, находящегося в состоянии эмоционального напряженности (стресса), имитация алкогольного или иного опьянения, имитация речи с признаками патологии и т.д.

     При проведении диагностического исследования важно правильно и по возможности  полно реконструировать компоненты ситуации речевой коммуникации: мотивацию  общения; личностные факторы, определяющие процесс общения, такие как роль каждого участника; установку в разных ее аспектах; микро социологические факторы общения; микро - и макро - ситуативные факторы ориентировки (пространственные и временные условия контакта (влияние дефицита времени), навыки и технику общения в связи с речевыми и неречевыми факторами многие другие.

     Существенное  отличие неподготовленной речи заключается  в том, что при спонтанном порождении речи нет времени для отбора слов и контроля правильности синтаксических конструкций. В ней используются те слова, которые находятся наготове. При неразработанности активного словаря (недостаточной сформированности механизма подбора адекватных слов), отсутствии навыков конструирования высказываний и некоторой сложности речевого задания в неподготовленной речи будут проскальзывать неадекватные теме слова, появятся оговорки, замены, исправления по ходу речи, паузы, в том числе хезитационные и т.д.

     Степень проявления указанных признаков  также зависит от стереотипности ситуации коммуникации и общей характеристики дискурса. Как известно, успешное общение невозможно без овладения определенными тактическими приемами речевого поведения и техникой общения. Это процессы взаимодействия между людьми, содержанием которых является установление контакта, ориентировка в ситуации, обмен информацией, оказание воздействие на информанта, реализация взаимоотношений с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации. Средствами общения является речь, мимика, жесты, другие невербальные средства9.

     Обратим внимание на основные моменты, которые желательно принимать во внимание при реконструкции и моделировании ситуации речевой коммуникации, зафиксированной на материальном носителе в графической или иной форме (звучащая речь на фонограмме). Что известно эксперту о ситуации речевого взаимодействия? Какова была стратегическая цель речевого контакта? Цель речевого общения определяется исходя из стратегических задач каждого лица, непосредственно участвующего в ситуации коммуникации. Так, например, в конфликтной ситуации, когда происходит "разборка" или выяснение отношений между группой лиц, близко знающих друг друга, ход разговора и даже отдельные фразы, тактика ведения переговоров, если и продумываются заранее, то при выборе тех или иных слов или грамматических форм участники конфликтной ситуации нередко используют спонтанно порождаемые формы. Во многом это объясняется стремлением доказать свою правоту, сохранить "лицо", нарушить эмоциональное равновесие собеседника. Ситуация может кардинально изменяться с изменением речевых тактик и стратегий коммуникантов, использующих вместо ожидаемых резких выражений или высказываний инвективного плана, такие речевые приемы как уверение в добрых намерениях, сожаление о негативных последствиях каких-то действий, неожиданный комплимент, похвала, что объясняется целевой установкой на достижение взаимопонимания и поиск компромисса.10

     Каковы  особенности исследуемого события  речевого взаимодействия? Речевые стратегии  и тактики речевого поведения - это  часть знаний о мире, которые формируются  и пополняются в течение жизни человека. Для достижения коммуникативных целей говорящие должны иметь представление о типах речевого поведения в различных ситуациях, взаимные общие "фоновые" знания. То, что очевидно для одного собеседника, может восприниматься как странное или непонятное другому, а тем более эксперту, выступающему в роли стороннего наблюдателя (слушателя). Типы речевого поведения обладают национально-культурной спецификой. Поэтому человек, попадающий инородную социокультурную среду, может испытывать затруднения в понимании некоторых речевых действий. Некоторые типы стереотипных коммуникативных ситуаций допускают освоение и заучивание речевых формул или клише. В этой ситуации спонтанная по способу порождения речь может включать элементы заранее подготовленных шаблонов и стереотипных речевых формул.

     Каковы  позиции участников в ситуации коммуникации? Позиции партнеров по коммуникации могут быть симметричными и несимметричными, сильными или слабыми. Он могут меняться в течение одной коммуникативной  ситуации, включая "игру на повышение (себя)" или "понижение партнера". Эту же функцию могут выполнять и такие приемы как контроль и перехват инициативы, смена темы, изменение манеры общения (угрозы, просьбы, похвалы, комплименты, лесть и т.п.). Дистанция между собеседниками может изменяться непосредственно в процессе разговора. Собеседник может использовать такие средства сближения как немотивированные многократные обращения по имени к собеседнику, либо наоборот резко сменить тему разговора для отстранения от собеседника.

     Какие языковые ресурсы были использованы для реализации замысла партнеров по коммуникации? Стратегические цели и намерения собеседников прямо или косвенно проявляются невербально или вербально в поверхностных языковых структурах текста. В качестве лингвистических показателей могут выступать лексические, семантико-синтаксические фонетические и невербальные характеристики.

     Речевые особенности, языковое мышление человека зависят в значительной степени  от социальной микросреды, от круга  общения в различных сферах общественного бытия от разнообразия личностных интересов, от уровня образования. Языковое развитие личности происходит, как известно, при значительном влиянии школьного и вузовского обучения. Существует некая структура, наследственно заложенная в мозгу человека, которая определяет врожденную способность каждого человека видоизменять значения или смысл любой фразы, строить неограниченное число осмысленных высказываний. Эта врожденная лингвистическая компетентность лежит в основе развития познавательных и интеллектуальных процессов при формировании речевых навыков человека.

     В целом необходимо подчеркнуть, что  диагностические исследования речи еще находятся в стадии научной  проработки, требуют большого объема специальных знаний и баз данных, материально-технического обеспечения и специальных условий, проводятся пока исключительно только на материале русского языка, поскольку специалист (эксперт) должен в совершенстве владеть языком, на котором ведется разговор, записанный на фонограмме.

 

     Заключение 

   Криминалистическая фоноскопия является новой, динамично развивающейся наукой.

Информация о работе Криминалистическая фоноскопия и её использование в раскрытии и расследовании преступлений