Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 23:20, дипломная работа
В настоящее время стремительно возрастает роль специальных знаний в расследовании преступлений. На мой взгляд, это связано с развитием технологий, которые позволяют преступникам совершать правонарушения новыми способами. Например, распространено хищение денежных средств, путем получения преступником через электронную почту доступа к паролям или иной важной информации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………….
Глава 1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
§ 1.1 Понятие и значение специальных знаний…………………………………
§1.2 Субъекты применения специальных знаний при расследовании
уголовного дела
§1.3 Формы использования специальных знаний…………………………….
Глава 2 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КРИМИНАЛИСТИКИ
§2.1 Понятие и классификация научно-технических средств.………………
§ 2.2 Применение научно-технических средств при производстве следственных действий и при экспертном исследовании объектов…………. §2.3 Использование специальных средств в уголовном преследовании……
Глава 3 УЧАСТИЕ СПЕЦИАЛИСТА И ЭКСПЕРТА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
§3.1 Роль специалиста и эксперта при расследовании УД………………….
§3.2 Значение заключений и показаний специалиста и эксперта…….
§3.3 Взаимодействие следователя и эксперта при назначении и производстве экспертизы…………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………
Что касается правовых знаний, то по логике они не могут быть специальными, так как действует презумпция, что «судьи знают право».
На основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что при юридическом толковании формулы «специальные знания» должны учитываться:
а) содержание, которое заключается в том, что специальные знания всегда научные, профессиональные знания, получаемые специальным обучением, а поэтому, не относящиеся к общеизвестным.
б) к специальным знаниям в процессуальном смысле не относятся те, которые могут быть использованы судом (хотя фактически они и могут являться «специальными»).
в) специальные знания, как специальная категория, предполагают их использование для юридических целей в определенной процессуальной форме. Фактическое использование специальных знаний вне процессуальных правил не имеет юридической силы. (Это не означает, что привлечение сведущих лиц без определенного процессуального статуса не может иметь никаких юридических последствий).
г) специальные знания – это всегда научные знания не правового характера, сопровождаемые признанными прикладными методиками, которые используются для достижения цели.
д) поскольку сами методики требуют государственного утверждения, а специальные знания есть ни что иное, как соответствие их определенному государственному стандарту, для подтверждения своих знаний сведущее лицо должно представить соответствующий документ (например, диплом установленного образца)
В данном параграфе мне бы хотелось разъяснить термин «форма».
Одного указания в норме права на возможность применения специальных знаний, не достаточно. Необходимо определить их форму, иначе возникают проблемы в практической реализации правового предписания.
Специальные знания
могут использоваться следователем
в ряде форм – судебной экспертизе,
участии специалиста в
Классификация процессуальных форм использования специальных знаний может быть проведена по различным основаниям. Например, по характеру их использования, по которому их можно подразделить на используемые в рамках следственных действий – привлечение к производству по делу экспертов, специалистов, педагогов, переводчиков, допросе «сведущих свидетелей»; иных процессуальных действий – привлечение к производству по делу ревизоров использование специальных знаний иных сведущих лиц, не имеющих определенного процессуального статуса (справочная деятельность, консультации и др.).
Можно классифицировать процессуальные формы использования специальных знаний по другому основанию – обязательности или не обязательности привлечения сведущих лиц при проведении конкретного следственного действия.
Можно выделить следующие процессуальные формы использования специальных знаний: судебная экспертиза, несудебная экспертиза, справочная деятельность, мнение «сведущих лиц» в форме консультаций, ревизия, участие специалиста в следственных действиях, деятельность педагога и переводчика.
Также хотелось бы остановиться на тех формах, которые чаще всего используются в работе следователя.
Судебная экспертиза – это специальное исследование, назначаемое следователем и судом, проводимое сведущим лицом (экспертом), в определенной процессуальной форме, основанное на специальных (профессиональных) знаниях, с применением особых методик, с целью получения нового знания об объекте, имеющего значение для дела, которое оформляется в виде заключения эксперта, являющимся самостоятельным видом судебного доказательства.
По родовым признакам судебная и несудебная экспертиза есть исследование. Различие, фактически, обусловлено особой формой судебной экспертизы (правовой). Сам термин «судебная» означает, что данная экспертиза используется в судебном процессе. Судебная экспертиза называется так, поскольку она регламентируется нормами процессуального права. Совокупность норм является необходимой предпосылкой возникновения правовых отношений по поводу экспертизы в уголовном процессе. Юридическим основанием возникновения процессуальных отношений по поводу экспертизы является юридический факт – постановление следователя или определение суда. Любое иное экспертное заключение, полученное вне процесса, без соблюдения процессуальной формы заключение эксперта не является и не может использоваться в качестве судебного доказательства.
Вместе с тем, суть любой экспертизы заключается в проведении сведущим лицом специального исследования, а именно: выбор методики, изучение объекта, получение и анализ результатов, не являющихся предметом процессуально - правового регулирования, а поэтому, с фактической стороны – несудебная экспертиза есть полноценное специальное исследование, отличающееся от судебной экспертизы только отсутствием процессуальной формы.
Сведущие лица, проводящие несудебную экспертизу, субъектами процесса не являются, никакими процессуальными правами и обязанностями не обладают, и если в судебном процессе возникнет необходимость в допросе таких лиц или в том, чтобы ими даны были пояснения по поводу проведенного исследования, остается спорным вопрос о процессуальном статусе привлекаемого лица
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости придания несудебной экспертизе в процессуальном законе самостоятельного доказательственного значения.