Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:57, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является обобщение и систематизация имеющихся в литературе методических рекомендаций по криминалистическому исследованию следов транспортных средств.
Основными задачами курсового исследования являются:
1) изучить понятие и виды следов транспортных средств;
2) проанализировать признаки и размерные характеристики следов транспортных средств;
3) рассмотреть способы обнаружения и фиксации следов транспортных средств;
4) исследовать способы изъятия и исследования следов транспортных средств.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Общие сведения о следах транспортных средств 5
1.1 Понятие и виды следов транспортных средств 5
1.2 Признаки и размерные характеристики следов транспортных средств 10
ГЛАВА II. Криминалистические правила работы со следами транспортных средств 15
2.1 Обнаружение и фиксация следов транспортных средств 15
2.2 Способы изъятия и исследования следов транспортных средств 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
При описании осматриваемого участка дороги, в протоколе осмотра места происшествия указываются: рельеф дороги, поперечный и продольный уклоны, состояние обочин, кюветов, дорожного полотна, повороты и закругления, а также фиксируются следы смазки и жидкостей, применяемых для транспортных средств, детали транспортного средства, обнаруженные на участке места происшествия, отпечатки номеров и агрегатов транспортного средства на различных объектах.
Описание в протоколе транспортного средства предполагает отражение в нем следующих элементов:
1) положение транспортного
средства относительно
2) марка, модель машины, год выпуска, государственный номер, цвет кузова и кабины, модель шины, тип рисунка, остаточная глубина протектора;
3) техническое состояние
транспорта: тормозная система, рулевое
управление, ходовая часть,
4) повреждения, имеющиеся на транспортном средстве, их характер и локализация;
5) наличие и локализация инородных следов-наложений и их характеристика (отслоения лакокрасочного покрытия другого автомобиля, объекты биологического происхождения: кровь, волосы и т.п.);
6) груз (наличие, характер, положение);
7) место хранения транспортного
средства после дорожно-
При описании в протоколе осмотра места происшествия следов шин
транспортного средства следует зафиксировать: вид и состояние покрытия дороги; место расположения следов относительно неподвижных ориентиров; вид и количество следов; ширину каждой беговой дорожки; глубину объемных следов; размер колеи; строение рисунка протектора, характер отпечатков; особенности поверхности шины; базу автомобиля; длину следа торможения; признаки направления движения; способ фиксации, изъятия и упаковки следа.
Фиксация хода и результатов
осмотра места дорожно-
Ход и результаты осмотра места дорожно-транспортного происшествия рекомендуется фиксировать с помощью видеосъемки с изготовлением видеофильма.
Видеосъемку предпочтительней
применять в тех случаях, когда
место дорожно-транспортного
Обобщив полученные данные, можно сделать вывод о том, что обнаружение следов осуществляется визуальным способом. Способами фиксации является протоколирование, фотографирование, изготовление схем, планов, а так же видеосъемка.
2.2 Способы изъятия и исследования следов транспортных средств
Порядок и элементы этой работы в схематичном виде можно свести к следующему:
1. Изъятие - деятельность по обеспечению возможности приобщения следа к уголовному делу для последующего изучения и исследования. Вещественные доказательства изымаются целиком в натуре, а следы в зависимости от их видов - вместе с объектом-носителем следа или его частью. В случае невозможности изъять вместе объект-носитель (часть его) со следом, то изымаются копии следа или его модели (слепки);
2. Исследование - деятельность по изучению и извлечению информации, содержащейся в обнаруженных следах. Исследование следов может быть предварительное (до экспертное), которое осуществляется следователем и специалистом-криминалистом в процессе производства следственного действия и экспертное, проводимое по постановлению о назначении экспертизы – экспертами.
Изъятие следов транспортных средств зависит от характера данного следа.
Для изготовления слепков с объемных следов применяют гипс, пасты "К". Если след оставлен в сыпучем материале (песок, мел, цемент, мука), его предварительно закрепляют с помощью какого-либо раствора. Это может быть сладкая вода, керосин, раствор целлулоида в ацетоне или перхлорвинила в ацетоне, лак для волос в аэрозольной упаковке. Раствор наносят пульверизатором или аэрозольным распылителем так, чтобы струя была направлена с некоторой высоты параллельно поверхности следа и капельки раствора осаживались свободно. Если предстоит получить слепок со следа на снегу, то воду охлаждают до нулевой температуры, пока в ней не перестанет таять брошенный в емкость снег.
Затем на основе данной воды готовят гипсовый раствор. Гипс растворяют в воде в соотношении 1:1 или 1,25:1 в зависимости от влажности грунта (предварительно след очищают от посторонних предметов — ветки, окурки и др.), устанавливают маленький барьер из щепок, картонок или специальной металлической ленты; заранее готовят куски проволоки (щепки) для каркаса, кусочек шпагата и картонную бирку. Мелкий сухой гипс небольшими порциями ссыпают в воду, постоянно помешивая. Размешав весь гипс и получив раствор, по консистенции напоминающий сметану, половину раствора выливают в след. Затем быстро помещают в след каркас, в том числе и дощечку с куском шпагата, концы которого должны быть снаружи. После этого сразу выливают остатки гипса. Через 20—25 минут (в зависимости от окружающей температуры) слепок извлекают и осторожно промывают водой. К концу шпагата привязывают картонную бирку, на которой указывают: что, где, когда, кем, по какому делу изъят слепок, ставятся подписи понятых и следователя, печать. 14
Поверхностные следы транспорта изымаются посредством их перенесения на липкую пленку, например, дактилоскопическую, либо используются большого формата листы глянцевой фотобумаги, которая увлажняется и эмульсионной поверхностью накладывается на след и плотно к нему прижимается.
Следы-наложения, возникающие на транспортном средстве или оставленные им на других объектах в результате происшествия, изымаются, по возможности, вместе со следоносителем или же отделяются от объекта и упаковываются в соответствии с правилами изъятия микрочастиц.
Следы-предметы с отобразившимися на них следами транспортного средства, а также предметы, отделившиеся от транспортного средства, изымаются с места происшествия целиком, перечисляются в протоколе и приобщаются к делу в качестве вещественных доказательств.
При наличии на месте происшествия следов горюче-смазочных материалов изымаются их пробы и помещаются в герметичные стеклянные сосуды15.
Изъятые объекты со следами или слепки помещают в жесткую коробку с мягким прокладочным материалом, чтобы не повредить при транспортировке. Упакованные объекты опечатывают и снабжают пояснительными надписями, где указывается: что, где, когда, кем, по какому делу изъял данное вещественное доказательство, ставятся подписи понятых и следователя, печать.
Обнаруженные и изъятые
Кусочки липкой ленты, на
которую были изъяты следы,
помещаются в конверт с
При анализе следов столкновения транспортных средств исходят из того, что столкновения могут быть: а) встречные; б) попутные; в) угловые (движение под углом друг к другу).
Разновидностью первых двух является скользящее столкновение боковыми сторонами. При этом транспортные средства практически не меняют направления (если разница их масс незначительна). Разновидностью углового является перекрестное столкновение, т. е. под прямым углом (продольные оси столкнувшихся транспортных средств перпендикулярны).
В зависимости от вида столкновения и располагаются следы. Изучая их, в первую очередь дифференцируют следы первичного и последующего контактов — соударение, опрокидывание и т. п.
Следы первичного контакта возникают от внедрения одного транспортного средства в другое. Он характеризуется множеством вмятин, смещением металла в определенном направлении. Участки первичного контакта определяют по месту нахождения наибольшей деформации металла.
Большое значение при анализе следов столкновения имеет выделение контрпары следов — участков, взаимодействовавших друг с другом. Выделение таких пар производится на основе изучения их формы, размеров и высоты от дорожного покрытия.
Подобный анализ позволяет уже в ходе осмотра на месте происшествия составить представление о том, какие следы на одном транспортном средстве оставлены конкретными частями другого. По форме вмятины определяют, какой деталью (частью) она оставлена и в каком направлении двигался объект, оставивший вмятину. При осмотре царапин обращают внимание на их направленность. В конце царапины наблюдается отслоение грунтовки, имеющее каплеобразную форму, широким концом направленную в сторону действия силы, вызвавшей отслоение. Трещины, идущие по сторонам отслоения грунтовки, направлены в сторону приложения силы. Посторонние включения, внедрившиеся в царапину (резина, стекло, краска и т. п.), помогают в установлении участка (детали), оставившего след16.
Царапина, идущая параллельно оси автомобиля, указывает на боковой (скользящий) удар. Если она направлена вниз, значит, другой автомобиль резко сбавил скорость и просел; если царапина направлена вверх, это указывает на резкое снижение скорости (торможения) автомобиля, на котором осталась царапина.
При изучении разреза определяют, какой острой частью (деталью) он мог быть оставлен, в каком направлении двигалась эта деталь (и, следовательно, транспортное средство), нет ли на краях разреза краски, грунтовки, иных частиц от детали, сделавшей разрез.
В распоряжение эксперта следует предоставить копию протокола с места происшествия, фотоснимки следов, гипсовые слепки, предметы одежды потерпевшего со следами колес.
На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: шиной какой модели оставлен след; тип (марка, модель) транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия; в каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы; не образован ли след данной шиной; какими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставлены следы на одежде потерпевшего и т.д.
Если задачей трасологической экспертизы является отождествление по следам ходовой части конкретного (известного) автомобиля, то основное внимание должно быть обращено на подготовку материалов, необходимых для сравнительного исследования: колесо (шина) или их отпечатки (образцы следов). Наилучшим вариантом является представление колеса в сборе, но это не всегда возможно. Не рекомендуется направлять на исследование транспортное средство своим ходом, поскольку во время пробега частные идентификационные признаки могут быть уничтожены. Поэтому наиболее распространенным вариантом является представление на экспертизу самих пневматических шин или образцов.
Образцы получают с учетом характера следов, подлежащих исследованию: объемные или поверхностные. Для получения объемных следов автомобиль на малой скорости прокатывают по грунту, способному отобразить общие и частные признаки шины (например, влажный песок). При этом получают след длиной в 2—3 оборота колеса. Полученные следы внимательно осматривают и выбирают два участка, содержащих отображение признаков, аналогичных тем, которые наблюдаются в слепках, изъятых с места происшествия. С этих участков изготавливают гипсовые слепки.
Если следы поверхностные, то и
экспериментальные образцы
Если в ходе осмотра совпадающий участок не удалось установить, то получают отпечатки (следы) всего колеса. Для этого кистью или пульверизатором наносят слой краски на лист фанеры или на гладкий сухой асфальт. Автомобиль медленно проезжает по окрашенной поверхности, а затем по длинным полосам плотной бумаги (например, оборотная сторона обоев). И в этом случае желательно получить отпечатки двух-трех оборотов колеса.17
Проанализировав полученную информацию, можно сказать, что способ изъятия зависит от характера следа. Может быть: изъятие с предметом носителем; копирование на липкую пленку; с помощью изготовления слепков; с помощью отбора проб.
Способ исследования следов транспортных средств так же зависит от характера следа. В одних случаях, анализ следов транспортных средств можно начать сразу, в ходе осмотра места происшествия. В других случаях исследование проводится только при производстве экспертизы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы, раскрывающие общие сведения о следах транспортных средств (понятие и виды следов транспортных средств, их признаки и размерные характеристики), а так же правила работы с данными следами.
После рассмотрения представленных вопросов, представляется возможность сделать следующие выводы:
Следы – это материальные последствия преступления, изменение объекта или вещной обстановки. Следовательно, след транспортного средства, это изменения, которые оставлены данным средством. Криминалистическое значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией: 1) ходовой части; 2) выступающих частей транспортного средства; 3) отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы).
Признаки подразделяют на общие и частные. В зависимости от признака, можно судить о виде, модели и устройстве транспортного средства.
В качестве размерных характеристик, необходимо измерить ширину колеи, протектора, диаметр колеса, немаловажно также указать характеристики базы автомобиля. Если имеется след скольжения, то также длину следа задних колес, или общую длину следа торможения.
Информация о работе Использование следов транспортных средств в уголовном судопроизводстве