Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:39, курсовая работа
Следователь – должностное лицо Следственного комитета при прокуратуре РФ, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральной службы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Следователь по общему правилу осуществляет предварительное расследование в форме предварительного следствия . 6Ему предоставлены широкие полномочия, которые необходимо рассматривать в неразрывной связи с целями, назначением и принципами уголовного процесса, руководствуясь требованиями уголовно-процессуального законодательства, соблюдение которых определяет реализацию, предоставленных следователю прав и возложенных на него обязанностей.
Введение……………………………………………………………………..
§1 История возникновения следственного аппарата…………………..
1.1 Деятельность следователя в дореволюционной России……….
1.2 Становление советского следственного аппарата………………
§2 Понятие и полномочия следователя, как участника
уголовного судопроизводства…………………………………………….
§3 Психологические особенности личности следователя……………..
§4 Взаимодействия следователя с органами дознания………………..
Заключение…………………………………………………………………..
План работы:
Введение…………………………………………………………
§1 История возникновения следственного аппарата…………………..
1.1 Деятельность следователя в дореволюционной России……….
1.2 Становление советского следственного аппарата………………
§2 Понятие и полномочия следователя, как участника
уголовного
судопроизводства……………………………………
§3 Психологические особенности личности следователя……………..
§4 Взаимодействия следователя с органами дознания………………..
Заключение……………………………………………………
Введение
Следователь
– должностное лицо Следственного комитета
при прокуратуре РФ, органов внутренних
дел, федеральной службы безопасности,
федеральной службы по контролю за оборотом
наркотических и психотропных веществ.
Следователь по общему правилу осуществляет
предварительное расследование в форме
предварительного следствия . 6Ему
предоставлены широкие полномочия, которые
необходимо рассматривать в неразрывной
связи с целями, назначением и принципами
уголовного процесса, руководствуясь
требованиями уголовно-процессуального
законодательства, соблюдение которых
определяет реализацию, предоставленных
следователю прав и возложенных на него
обязанностей. Предварительное расследование
как стадия уголовного процесса представляет
собой, прежде всего, регулируемую законом
деятельность следователя по установлению
и процессуальному закреплению доказательств,
в целях полного и быстрого раскрытия
преступлений, изобличения виновных и
привлечения их к уголовной ответственности.
Эта деятельность следователя осуществляется
под надзором прокурора, процессуальным
контролем суда (судьи), начальника следственного
отдела и направлена на пресечение и предупреждение
преступлений, выяснение и устранение
обстоятельств, способствующих совершению
преступлений. Следователь не подменяет
суд, прекращая уголовное дело по не-
реабилитирующим основаниям. Однако по
причинам практического характера должен
быть усилен контроль со стороны прокурора
за прекращением дел по любым основаниям.
Процессуальная деятельность - совокупность
функций, которая охватывает все без исключения
регулируемые процессуальным законом
действия и решения государственных органов,
должностных лиц и граждан, участвующих
в уголовно-процессуальных отношениях.
То есть, уголовно-процессуальная функция
отдельный компонент уголовно-
процессуальной деятельности, который
различается по особым непосредственным
целям, достигаемым в итоге производства
по уголовному делу. Под уголовно-процессуальной
функцией следователя следует понимать
не отдельные действия следователя, а
всю его деятельность, то есть совокупность
действий и решений, объединённых единством
цели. Уголовно-процессуальная функция
следователя выражается в реализации
им своих собственных полномочий. При
расследовании же следователь осуществляет
уголовное преследование, которое является
основной его функцией, в основе которого
лежит обвинение. Следовательно, следователь
на предварительном следствии представляет
сторону обвинения. Поэтому на этой стадии
уголовного процесса как одна из важнейших
гарантий объективности существует защита.
Уголовное преследование в форме обвинения
включает его объективное содержание:
- собирание
доказательств, уличающих обвиняемого
и
устанавливающих отягчающие его вину
обстоятельства;
- применение
к обвиняемому различного рода принудительных
мер: мер пресечения, обысков, освидетельствований
и др.;
- обоснование
обвинения перед судом, усилия направленные
на то,
чтобы убедить суд в виновности обвиняемого
и в необходимости приме-
нения к нему наказания. Обвинение является
основной формой уголовного преследования.
Правильное решение следователем вопросов,
входящих в предмет доказывания по каждому
уголовному делу, во многом предопределяет
законность и справедливость судебного
приговора. Какой бы процессуальной самостоятельностью
и независимостью суд ни обладал, он выносит
свою оценку, исходя из материалов уголовного
дела, направляемого прокурором на его
рассмотрение. Именно следователь в первую
очередь определяет наличие состава и
события преступления, доказывает виновность
лица, привлечённого к уголовной ответственности,
определяет юридическую оценку преступления,
сумму причинённого материального ущерба
и т.д. Выше перечисленные задачи решаются
в ходе предварительного следствия. Следует
подчеркнуть, что именно следователь является
должностным лицом органа государства,
осуществляющим государственно-правовую
функцию расследования преступлений.
Следователи учреждены специально для
осуществления данной функции. Раскрытие
и расследование преступлений, изобличение
виновных, восстановление доброго имени
человека, составляют сущность работы
следователя. От его умения и энергии,
настойчивости и оперативности, инициативы
и самоотверженности во многом зависит
исход дела. Таким образом, налицо актуальность
сформулированной темы курсовой работы,
которая позволяет не только определить
новые подходы к исследованию проблем
роли следователя как участника уголовного
судопроизводства, но и систематизировать
накопленные юридической наукой знания.
Целью данной работы является анализ деятельности и роли следователя в процессе уголовного судопроизводства .Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Дать характеристику и проанализировать историю возникновения следственного аппарата в целом;
2. Дать определение следователя, рассмотреть его полномочия, как участника уголовного судопроизводства;
3. Выявить психологические особенности личности следователя;
4. Описать взаимодействие в деятельности следователя и органа дознания.
В
своей работе я хотела бы отразить
проблему, которая непосредственно
касается, взаимодействия следователя
с органами дознания. Так как такое взаимодействие
осуществляется лишь в общих чертах, с
точки зрения прав и обязанностей, регулируется
уголовно-процессуальным законом. А этих
предписаний не достаточно, поскольку
они не являются системными и не в полной
мере отражают функциональную связь оперативно-розыскной
и уголовно-процессуальной деятельности.
§1 История возникновения следственного аппарата
1. 1 Деятельность следователя в дореволюционной России
Вопросы
создания в России единого следственного
аппарата, его места и роли в системе государственных
органов активно обсуждаются среди практических
работников правоохранительных органов
и ученых в течение более чем двух последних
десятилетий. Возросший уровень преступности
и новые требования, предъявляемые обществом
к соблюдению законности, вызывают необходимость
в принципиально новом подходе к решению
проблемы предварительного следствия,
выработка которого невозможна без анализа
исторического опыта8. До 1860 года
расследование преступлений в России
входило в круг обязанностей полиции.
Характеризуя состояние расследования,
один из губернаторов писал: «Условия
преступления не только не привлекали
внимание полиции, но последняя всячески
старалась не найти на трупе признаков
насильственной смерти, примирить вора
с обворованным, а если преступления все
же становились предметом расследования,
то эти дела по несколько лет передавались
от одного чиновника другому, пока не глохли
в каком-нибудь архиве». В числе первых
шагов судебной реформы в России было
принятие в мае1860 года Государственным
советом Закона о судебных следователях.
8 июня 1860 года Указом Императора Александра
II «следственная часть» была отделена
от полиции и в 44 губерниях России были
учреждены должности судебных следователей.
На них возлагалось производство следствия
по всем преступлениям и проступкам, относящимся
к ведению судов. За полицией оставалось
расследование незначительных преступлений
и проступков, подлежащих рассмотрению
полицейскими чинами, а также первоначальное
дознание о происшествиях, которые могут
подлежать рассмотрению в суде. В соответствии
с указом от 8 июня 1860 года были созданы
993 следственных участка, причем 900 следственных
вакансий было замещено сразу. Однако
большинство следователей не имело юридического
образования. Нагрузка на каждого из них
составляла 120–150 дел в год, а в отдельных
губерниях — до 200–400 дел. Обслуживаемые
участки достигали 16 тысяч квадратных
верст, что не позволяло своевременно
производить осмотр места происшествия
и выполнять другие неотложные следственные
действия. Деятельность следователей,
приравненных по положению к должности
члена уездного суда, в значительной мере
осложнялась двойственностью их подчинения.
Формально они подчинялись министерству
юстиции, но назначение и перемещение
судебных следователей зависело от губернаторов,
которые фактически решали вопрос об их
увольнении, хотя и по согласованию с губернским
прокурором. Существенно изменила положение
следователей судебная реформа 1864 года.
Следователи согласно ст. 212 Учреждения
судебных установлений от 20 ноября 1864
года по должности были приравнены к членам
окружного суда и состояли при них; была
введена несменяемость судебных следователей;
их назначение и смещение было отнесено
к компетенции императора по представлению
министра юстиции. На должность судебного
следователя могли претендовать лица,
имеющие высшее юридическое образование
и прослужившие по судебной части не менее
трех лет, присяжные поверенные (адвокаты)
при стаже работы не менее10 лет, а также
кандидаты на судебные должности, если
они занимались судебной практикой не
менее четырех лет и достигли 25-летнего
возраста. В 1870 году были учреждены должности
судебных следователей по важнейшим делам,
а в 1875 году — следователей по особо важным
делам окружных судов. Деятельность судебных
следователей оценивалась современниками
в целом положительно, хотя, по мнению
некоторых авторов, в результате разъединения
следствия и дознания возникли серьезные
затруднения в раскрытии и расследовании
преступлений. Обусловлены они были главным
образом двумя факторами: а) медлительностью
предварительного следствия и б) тем, что
«громадное большинство лиц, совершивших
преступления, остаются необнаруженными».
Однако для устранения этих недостатков,
по мнению юристов-практиков, например
старшего председателя С. петербургской
судебной палаты С. В. Завадского, нет оснований
уничтожать установленный Судебными уставами
порядок следствия. «Возврат к старому,
дореформенному порядку… немыслим». Б.
Л. Бразоль в 1914 году, исследуя деятельность
судебных следователей за прошедшие 50
лет, сравнил сроки расследования уголовных
дел в России и Франции, приведя данные
за 1876 год, согласно которым из общего
числа оконченных в срок до одного месяца
дел в России расследовано 48 процентов
дел (во Франции — 70 процентов), в срок
до двух месяцев — 66 процентов (во Франции
— 89 процентов) и в срок свыше одного года
— семь процентов (во Франции— менее пяти
процентов). Другой, по его мнению, причиной
медлительности следствия являлось «помимо
территориальной величины следственных
участков и громадное поступление дел,
обусловленное прогрессивным ростом преступности».
В 1889 году в производстве следователей
находилось 122 600 дел, а в 1912 — 463 0588
. Февральская буржуазно-демократическая
революция 1917 года существенных изменений
в структуру и деятельность судебно-следственного
аппарата не привнесла. Октябрьская же
революция практически полностью ликвидировала
царскую судебную систему, упразднив в
числе прочих «доныне существовавших
институтов» и судебных следователей.
2.2 Становление советского следственного аппарата
Характерной особенностью этого периода явилась множественность следственных органов, обусловленная сломом старой судебно-следственной системы и активным поиском новых форм ее организации, проверка и испытание их на практике, постепенный отбор наиболее жизнеспособных из них и законодательное закрепление процедуры расследования преступлений, а также подконтрольность следственных органов Советам. В решении принципиальных вопросов создания следственных органов Советской власти основная организующая роль принадлежала наркомату юстиции (в 1918–1926 годах наркомом юстиции был Д.И. Курский). Прообразом этих следственных органов стала следственная комиссия Военно-революционного комитета при Петроградском совете рабочих и солдатских депутатов и аналогичные комиссии в других местностях. Какой-либо законодательной регламентации их деятельности не было и действовали они на основе «революционного правосознания». Первым законодательным актом, регламентирующим работу следственных органов, стал Декрет о суде ‹ 1 от 22 ноября 1917 года, который установил, что «впредь до преобразования всего порядка судопроизводства предварительное следствие по уголовным делам возлагается на местных судей единолично». В соответствии со ст. 8 этого Декрета при Советах были образованы особые следственные комиссии для производства коллегиального предварительного следствия по делам о контрреволюционных преступлениях, подлежащих юрисдикции рабоче-крестьянских революционных трибуналов. Позднее, согласно Декретам о суде ‹ 2 от 7 марта 1918 года и ‹ 3 от 20 июля того же года, в России образовывались следственные комиссии окружных судов, которые осуществляли предварительное следствие по делам об убийствах, бандитизме, взяточничестве, а также по наиболее сложным делам, подсудным уездным и городским судам. К компетенции уголовного розыска было отнесено расследование дел, переданных ему народным судом или следственными комиссиями, для чего вводилась должность следователей. Положение о народном суде РСФСР, утвержденное Декретом ВЦИК от30ноября 1918 года, расследование уголовных дел, подлежащих коллегиальному рассмотрению судьей и заседателями, было возложено на уездные и городские следственные комиссии. По остальным делам суд ограничивался дознанием, проведенным милицией, или принимал решение о передаче их в следственную комиссию. В случаях, не терпящих отлагательства, предварительное следствие могло быть поручено народному судье. Расследование государственных преступлений входило в обязанности ВЧК.
Положением о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 года были учреждены должности народных следователей по важнейшим делам при губернских отделах и Наркомате юстиции. Суды осуществляли подбор и назначение следственных кадров, ведали финансированием и отчетностью, а также проводили ревизии подчиненных им следственных участков. Следователи руководили действиями розыскных аппаратов и могли проверять любой акт органов дознания. Оперативное управление следствием возлагалось на органы прокуратуры. Постановлением третьей сессии ВЦИК 25 мая 1922 года был утвержден первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Хотя он и не содержал перечня органов предварительного следствия, но в ст. 23 Кодекса говорилось, что под словом «следователь» разумеются народные следователи, следователи, состоящие при советах народных судей и революционных трибуналах, военные следователи и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции. Тем самым должности следователей в уголовном розыске были упразднены, и первый следственный аппарат органов внутренних дел (по обще-уголовным преступлениям) ликвидирован. Принятые в 1924 году Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик установили, что «органами, производящими предварительное расследование преступлений, являются органы дознания, следователи и иные должностные лица, коим это предоставлено общесоюзными законами и законами союзных республик» (ст. 7), но вопросов ведомственной принадлежности следователей органам прокуратуры и милиции Основы не затрагивали.
Подводя
итоги, можно сделать вывод, что к концу
1924 года была сформирована правовая основа
предварительного следствия, определились
организационные формы деятельности следственного
аппарата, выделились специальные следственные
аппараты по делам о контрреволюционных
(ВЧК — ОГПУ) и воинских (военные следователи)
преступлениях.
§2 Понятие и полномочия следователя как участника уголовного судопроизводства
Следователь, согласно п. 41 ст. 5 УПК РФ2 - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия. Он является самостоятельным участником уголовно-процессуальной деятельности, исполняющим определённые обязанности и обладающим определёнными правами, которые чётко определенны законом. Следователь занимает специфичное положение в уголовном процессе. Его деятельность осуществляется в трёх стадиях: возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств6. Неразрывная связь процессуальных прав и обязанностей - характерная особенность положения следователя. Интересы законности требуют, чтобы следователи точно и четко выполняли возложенные на них законом права и обязанности. Независимо от ведомственной принадлежности каждый следователь обязан руководствоваться предписаниями закона о содержании и направлении его деятельности. Он должен быстро и полно раскрыть каждое преступление, изобличить виновных в его совершении, обеспечить правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечён к уголовной ответственности и осужден. Следователь независимо от его принадлежности к какому-либо государственному органу, осуществляет функции государственного принуждения, его долг заключается в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Он должен подходить к расследованию каждого уголовного дела с позиции государственных интересов, а не узкого профессионализма. Следователь обязан в пределах своей компетенции в каждом случае обнаружения признаков преступления принять все предусмотренные меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ).
Информация о работе Взаимодействия следователя с органами дознания