Федеральным законом «О статусе
члена Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации» от 4 мая 1994 г. №
3-ФЗ установлены гарантии деятельности
этих лиц. В частности, согласно
ч. 6 ст. 19 названного Закона член Совета
Федерации, депутат Государственной Думы
не могут быть привлечены к уголовной
ответственности за высказывание мнения
или выражение позиции при голосовании
в соответствующей палате Федерального
Собрания Российской Федерации и другие
действия, соответствующие статусу члена
Совета Федерации и статусу депутата Государственной
Думы, в том числе по истечении срока их
полномочий.
Специально подчеркнем, что
когда уголовное дело возбуждено
с соблюдением приведенных выше
требований в отношении лица, указанного
в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, тогда последующее решение
о привлечении этого лица в качестве обвиняемого
принимается в общем порядке, т. е. самостоятельно
следователем прокуратуры, расследующим
дело, если только не происходит изменения
квалификации совершенного деяния. Когда
же уголовное дело возбуждено в отношении
другого лица или по факту совершения
деяния, содержащего признаки преступления,
тогда соблюдение приведенных выше требований
для привлечения в качестве обвиняемого
лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, обязательно.
Важное правило закреплено
в ч. 6 ст. 448 УПК: изменение в
ходе расследования уголовного
дела квалификации деяния, содержащейся
в заключении судебной коллегии,
которое может повлечь ухудшение
положения лица, допускается только в
порядке, установленном ст. 448 УПК для принятия
решения о возбуждении в отношении члена
Совета Федерации, депутата Государственной
Думы либо судьи уголовного дела или привлечения
его в качестве обвиняемого.
Изменение же квалификации, которое
может повлечь улучшение положения лица,
производится по решению следователя.
Часть 7 ст. 448 УПК регламентирует
порядок действий, которые должны
производиться уже после возбуждения
уголовного дела в отношении
Президента РФ, прекратившего исполнение
своих полномочий, для лишения его неприкосновенности.
В этом случае Генеральным прокурором
в Государственную Думу в течение трех
суток должно быть направлено соответствующее
представление. В случае принятия Государственной
Думой решения о даче согласия на лишение
неприкосновенности Президента РФ, прекратившего
исполнение своих полномочий, указанное
решение вместе с представлением Генерального
прокурора в течение трех суток направляется
в Совет Федерации. Решение Совета Федерации
о лишении неприкосновенности Президента,
прекратившего исполнение своих полномочий,
должно быть принято в срок не позднее
трех месяцев со дня вынесения соответствующего
постановления Государственной Думы,
о чем в течение трех суток извещается
Генеральный прокурор. Решение Государственной
Думы об отказе в даче согласия на лишение
неприкосновенности Президента РФ, прекратившего
исполнение своих полномочий, либо решение
Совета Федерации об отказе в лишении
неприкосновенности указанного лица влечет
за собой прекращение уголовного преследования
в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.