Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:35, контрольная работа
Российское уголовное законодательство предоставляет возможность достаточно широкого выбора отвечающих международно-правовым рекомендациям, наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, не связанных с лишением свободы.
Признавая, лицо виновным в совершении преступления и определяя ему конкретную меру наказания, суд, учитывая характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства, может постановить о применении условного осуждения.
Введение
Российское уголовное законодательство предоставляет возможность достаточно широкого выбора отвечающих международно-правовым рекомендациям, наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, не связанных с лишением свободы.
Среди этих мер преобладает условное осуждение, которое в последние годы применяется достаточно нередко. Признавая, лицо виновным в совершении преступления и определяя ему конкретную меру наказания, суд, учитывая характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства, может постановить о применении условного осуждения.
Условное осуждение представляет собой особый вид освобождения осужденного от реального отбывания наказания, назначенного судом, и является практической реализацией таких принципов уголовного и уголовно-исправительного законодательства, как гуманизм, дифференциация и индивидуализация исполнения наказания, рациональное применение мер принуждения.
Анализ
судебной статистики показывает, что
более половины всех осужденных приговаривается
к условной мере наказания. К сожалению,
далеко не все они оправдывают доверие.
Часть этих лиц совершает новые преступления
еще до истечения испытательного срока.
Исходя из этого ясна позиция законодателя,
установившего контроль за всеми лицами,
осужденными условно.
1.
Правовое регулирование
Условное осуждение называется таковым ввиду того, что закон связывает освобождение лица от реального отбывания наказания с определенными условиями. Во-первых, в соответствии с ч. 3 ст. 73 УК РФ, суд устанавливает испытательный срок, в течение которого осужденный своим поведением должен доказать свое исправление. Продолжительность испытательного срока различна в зависимости от вида и срока назначенного наказания. Во всех случаях испытательный срок должен быть не менее 6 месяцев, но не более 5 лет. Во-вторых, применяя условное осуждение, суд в соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ может возложить на осужденного исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного; не посещать определенные места; пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания; осуществлять материальную поддержку семьи. Кроме того, суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, если это будет способствовать его исправлению (например, обязать осужденного в определенный срок устранить причиненный преступлением имущественный вред и т.п.). 1
В настоящее время большинство уголовных наказаний исполняют учреждения УИС, в нее входят, уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие такие виды наказаний, как исправительные и обязательные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осуществляющие контроль за условно осужденными.2
Под
контролем в широком смысле (социальный
контроль) понимается процесс оказания
определенного воздействия на личность
с целью организации ее деятельности в
рамках установленных правил. В связи
с этим контроль в отношении условно осужденных
нельзя отождествлять только с деятельностью
специализированных государственных
органов уголовно-исполнительных инспекций
по учету и регистрации совершаемых осужденными
правонарушений. Контроль за поведением
условно осужденных представляет собой
специфическую форму реализации уголовной
ответственности, проявляющуюся, с одной
стороны, в установлении для осужденного
определенных ограничений (обязанностей),
а с другой - в применении к осужденным
комплекса профилактических и воспитательных
мер.3
Осуществление контроля за условно осужденными в соответствии с положениями статьи 187 УИК РФ, возложено на уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России по месту жительства этих лиц. Условно осужденных военнослужащих контролирует командование воинских частей, в которых они служат. Закон устанавливает, что к осуществлению контроля за условно осужденными привлекаются сотрудники различных служб органов внутренних дел. Информация в эти службы должна поступать от уголовно-исполнительных инспекций. Вопрос о том, какие именно службы следует привлекать к контролю за осужденными, решается в зависимости от характера совершенного преступления.4
Взаимодействие
с органами внутренних дел инспекции
реализовывают на основе разработки
и осуществления совместных мероприятий
по контролю за поведением осужденных,
соблюдением условно
Постановка осужденных на учет осуществляется на основании обвинительного приговора (определения, постановления) суда, распоряжения судьи или председателя суда об исполнении приговора.
После
поступления и регистрации
После проведения указанных мероприятий
условно осужденный вызывается в инспекцию
для проведения беседы, в ходе которой
ему разъясняются обязанности, последствия
их невыполнения и ответственность за
нарушение общественного порядка или
совершение нового преступления, о чем
отбирается подписка. Кроме того, уточняются
и проверяются анкетные данные, выясняются
сведения о близких родственниках и лицах,
которые могут оказывать влияние на осужденного,
а также другие вопросы, имеющие значение
для осуществления контроля, за его поведением.
Составленная в ходе указанной беседы
справка вместе с подпиской приобщаются
к личному делу осужденного.5
Кроме этого, к личному делу осужденного в котором сосредоточивается вся, касающаяся поведения осужденного документация, приобщаются документы содержащие сведения о допущенных им нарушений и, наоборот, о поощрениях, например, по месту работы. Эти положительные данные также необходимы, ибо они могут служить доводом для постановки перед судом вопроса о полной, или частичной отмене возложенных на осужденного обязанностях. Кроме того, если осужденный до истечения испытательного срока доказал свое исправление, уголовно-исполнительная инспекция может поставить перед судом вопрос об отмене условного осуждения и о снятии с лица судимости.6
О
постановке условно осужденного
на учет инспекция направляет сообщение
начальнику органа внутренних дел для
организации проведения участковым
уполномоченным милиции профилактических
мероприятий и участия в
В отношении условно осужденного, на которого судом возложены обязанности не менять места работы или учебы без уведомления инспекции, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, уведомляется администрация организации, учебного заведения и лечебного учреждения.3
Так же, контроль за осужденными реализуется путем посещения их по месту работы, учебы или жительства, проведения индивидуальных бесед с осужденными, их родственниками, представителями организации, где работают либо учатся условно осужденные. Контроль должен осуществляться с соблюдением принципов законности и этики и не может быть сопряжен с причинением физических страданий или унижением человеческого достоинства.7
Самостоятельно и с помощью различных служб органов внутренних дел инспекция должна в первую очередь организовать контроль за соблюдением условно осужденным общественного порядка. Для этого следует проинформировать службы, ведущие соответствующий учет административных правонарушений, с тем, чтобы до инспекции доводились сведения о привлечении условно осужденного к административной ответственности, доставлении в медицинский вытрезвитель. Участковый инспектор должен сообщать в инспекцию о нарушении лицом общественного порядка в быту по месту жительства, другие службы — о других нарушениях.
Если, в соответствии частью 2 статьи 188 УИК РФ, условно осужденному в качестве дополнительного наказания назначено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, уголовно-исполнительная инспекция одновременно осуществляет в отношении него все необходимые исполнительные действия.8
То есть, уголовно исполнительные инспекции контролируют соблюдение осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, проверяют исполнение требований приговора суда администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами правомочными аннулировать решение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным. Администрация учреждения не может привлечь такое лицо к работам, выполнение которых ему запрещено.
В соответствии частью 3 статьи 188 УИК РФ, в случае призыва условно осужденного на военную службу в военный комиссариат направляются копия приговора суда, а в необходимых случаях и иные документы, требующиеся для осуществления контроля за поведением условно осужденного, по месту прохождения службы. Командование воинской части обязано сообщить в 10-дневный срок в уголовно-исполнительную инспекцию о постановке условно осужденного на учет, а по окончании службы - о его убытии из воинской части.
Если
условно осужденный (гражданин России)
подлежит призыву, о постановке его
на учет инспекция направляет сообщение
в соответствующий военный
В данном случае необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. Лицо, осужденное за совершение преступления условно, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения судимости, которая наступает по истечении испытательного срока (п."а" ч.3 ст.86 УК РФ). Судимость есть правовое последствие отбытия наказания за совершенное преступление, связанное с возложением на лицо определенных ограничений уголовно-правового характера.
Согласно же п.п."б" п.3 ст.23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции Федерального закона от 6 января 2007 г. N 3-ФЗ) не подлежат призыву на военную службу все граждане, имеющие неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления, таким образом, условное осуждение препятствует призыву или поступлению осужденного на военную службу. С целью предотвратить призыв такого лица в вооруженные силы уголовно-исполнительная инспекция и направляет, как отмечалось ранее, сообщение в соответствующий военкомат.
Аналогичный запрет имеется в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (в редакции Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ). Согласно ч.2 ст.3 данного Закона "на альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" не подлежат призыву на военную службу".
Однако следует отметить, что наличие у лица статуса военнослужащего не препятствует применению в отношении его условного осуждения и продолжению службы в вооруженных силах. В данном случае контроль за соблюдением осужденным военнослужащим требований приговора обязано будет осуществлять командование воинской части по месту прохождения службы. Последнее при этом будет руководствоваться разделом V "Осуществление контроля за условно осужденными военнослужащими" приказа Минобороны России от 29 июля 1997 г. N 302 "О правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими" (в редакции приказов министра обороны РФ от 16 января 2001 г. N 30, от 4 сентября 2006 г. N 359). Поэтому военным судом, вынесшим приговор командованию воинской части по месту военной службы, должна быть направлена копия приговора для исполнения данного наказания в условиях службы.