Судебная власть в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является комплексное изучение судебной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие судебной власти;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВОСУДИЯ………6
1.1 Понятие судебной власти, ее соотношение с другими ветвями государственной власти……………………………………………………………6
1.2 Признаки судебной власти……………………………………………………..7
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ…………………13
2.1 Суды общей юрисдикции……………………………………………………...13
2.2 Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ…………….16
2.3 Конституционный Суд РФ……………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Статус Конституционного Суда РФ не предполагает обжалование принимаемых им решений. Иное не соответствовало бы его природе как органа конституционного контроля. В судебной системе РФ нет иного органа конституционного судопроизводства, управомоченного проверять соответствие нормативных правовых актов Конституции РФ и в случае их неконституционности лишать их юридической силы (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ является органом, принимающим окончательное решение по этому вопросу. Конечно, и другие суды применяют Конституцию РФ и истолковывают ее положения, но у каждого свои полномочия. Однако официальное истолкование Конституции и тесно связанное с этим истолкование смысла закона, в том числе с учетом его реализации, — это исключительная прерогатива Конституционного Суда РФ. Поэтому решения Суда о неконституционности закона предопределяют обязанность пересмотреть соответствующее правоприменительное решение, в том числе и решения других судов, основанное на таком законе.

Деятельность Конституционного Суда РФ представляет собой особую процедуру — конституционное производство, которое не вправе осуществлять другие суды. Председатель Конституционного Суда РФ, в отличие от назначаемых Советом Федерации председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, избирается судьями Конституционного Суда РФ. Имеются и иные отличия.

Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по отношению друг к другу выступают органами одного уровня, являясь высшими судебными органами по конкретным делам, подсудность которых определена федеральными законами; Конституционный Суд РФ, по мнению ряда авторов, является не только судебным, но и одним из высших конституционных органов, что отличает его от первых двух судов. Конституционный Суд РФ наделен правом прекратить действие правового акта, что делает его своеобразным «негативным законодателем», а учитывая то, что он толкует конституционные нормы, привнося в их содержание новые моменты.[13]

Полномочия Конституционного Суда РФ за время его существования претерпели ряд изменений. Отчасти это связано с более четким разграничением его полномочий, отчасти — с ограничением правовых возможностей Суда в системе разделения властей. Полномочия Конституционного Суда РФ, закрепленные главным образом в Конституции РФ (ст. 125), с точки зрения существа решаемых дел подразделяются на следующие семь групп.

1. По проверке соответствия Конституции РФ федеральных законов и иных актов:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Под законами и иными нормативными актами субъектов РФ понимаются нормативные акты, принимаемые законодательными (представительными) органами и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ (правительствами, губернаторами, президентами и т. д.). Акты министерств, ведомств в очерченный круг не входят;

в) договоров между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный Суд РФ ограничивает круг договоров,

конституционность которых проверяет, сводя их только к государственно-правовым договорам.

2. По разрешению споров о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный Суд рассматривает споры о компетенции между государственными органами с точки зрения разделения властей.

3. По толкованию Конституции РФ. Конституционный Суд РФ — единственный орган, которому при рассмотрении дел в любой из установленных законом процедур принадлежит исключительное право официального, а потому обязательного для всех правоприменителей толкования конституционных норм. Тем самым Суд устраняет неясности в понимании Конституции РФ при ее применении, что может быть одним из достаточно эффективных способов ее приспособления к изменяющимся общественным отношениям при неизменности текста. Конституция РФ содержит исчерпывающий перечень должностных лиц и государственных органов, имеющих право обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции. По своей инициативе толковать Конституцию Суд не вправе.

4. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов (проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле).

5. Связанные с дачей заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Конституционный Суд РФ выступает предпоследней инстанцией в процедуре отрешения Президента от должности. По запросу Совета Федерации Суд обязан дать одно из следующих заключений: или о соблюдении, или несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Второй вариант заключения влечет прекращение процедуры отрешения Президента (ч. 1 ст. 93, ч. 7 ст. 125 Конституции РФ).

6. По реализации права выступления с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Конституционный Суд почти не использует указанное полномочие, что объясняется его статусом. Чаще в его решениях содержатся рекомендации для Федерального Собрания об урегулировании в законах тех или иных вопросов.

7. Другие полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Подводя итоги можно сказать, что суды общей юрисдикции входят в единую систему судов страны как организационно обособленные и самостоятельные.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы:

1. Судебная власть — это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.

2. Признаки судебной власти: судебная власть — вид государственной власти.  Она — одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти;

судебная власть осуществляется только специальными государственными органами — судами; исключительность судебной власти — признак, по которому никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия; единство судебной власти;

независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти; судебная власть осуществляется путем судопроизводства; процессуальный порядок деятельности; подзаконность судебной власти и др.

3. Судебная власть осуществляется только судом. Суд — это орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел в порядке, установленном процессуальным законом. В соответствии с Конституцией РФ суд — единственный орган, который вправе осуществлять особую функцию государственной власти — правосудие.

4. В соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе в настоящее время существует три системы судов: Конституционный Суд РФ, суды общей компетенции (юрисдикции), арбитражные суды.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Нормативные акты

1.   Конституция Российской Федерации. Принята  Всенародным голосованием 12.12.1993. // КонсультантПлюс, 2011.

2.   Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» // КонсультантПлюс, 2011.

3.   Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном суде Российской Федерации». // КонсультантПлюс, 2010.

4.   Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // КонсультантПлюс, 2010.

5.   Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ(принят ГД ФС РФ 24.05.1996) // КонсультантПлюс, 2011.

6.   Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18. 12. 2001 г. № 174-ФЗ // КонсультантПлюс, 2011.

7.   Кодекс РФ об административных правонарушениях" от 30.12.2001 г. 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) // КонсультантПлюс, 2011.

8.   Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. «О финансировании судов Российской Федерации». // КонсультантПлюс, 2011.

9.   Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации». // КонсультантПлюс, 2011.

10.             Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации: (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс, 2011.

11.             Федеральный закон от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // КонсультантПлюс, 2011.

12.             Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» // КонсультантПлюс, 2011.

13.             Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы». // КонсультантПлюс, 2011.

 

Литература

14.             Батова С.А. и др. Судебная система России. – М: Дело, 2001. - 336 с.

15.             Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

16.             Лазарев В.А. Судебная власть и уголовное судопроизводство // Государство и право. 2007. № 5. С. 23-28.

17.             Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб., 2006.

18.             Никоров Г.И. Судебная власть в правовом государстве // Государство и право. 2005. № 3. С. 17-29.

19.             Общая теория права и государства. Учебник /под ред. В.В. Лазарева. – з-е изд., перераб и доп. – М.: Юрист, 2008.

20.             Попова Ю.А. Административное судопроизводство в системе судов общей юрисдикции // Государство и право. 2008. № 3. С. 12-18.

21.             Салищева Н.Г., Абдуллаев Е.В. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2004. № 1. С. 7-9.

 

26

 



[1]              Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».//КонсультантПлюс,2011

[2]              Батова С. А. и др. Судебная система России. – М: Дело, 2001. – С. 26.

[3]              Лебедев В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб., 2006.– С. 14.

[4]              Никоров Г. И. Судебная власть в правовом государстве // Государство и право. 2005. № 3. С. 17-29.

[5]              Лебедев В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб., 2006. – С. 134.

[6]              Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».//КонсультантПлюс,2011

[7]              Общая теория права и государства. Учебник /под ред. В.В.Лазарева. – з-е изд., перераб и доп. – М.: Юрист, 2008. - С. 156.

[8]              Общая теория права и государства. Учебник /под ред. В.В.Лазарева. – з-е изд., перераб и доп. – М.: Юрист, 2008. – С. 159.

[9]              Общая теория права и государства. Учебник /под ред. В.В.Лазарева. – з-е изд., перераб и доп. – М.: Юрист, 2008. – С. 162.

[10]              Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об ар­битражных судах в Российской Федерации», ст. 4—7.

[11]              Попова Ю. А. Административное судопроизводство в системе судов общей юрисдикции // Государство и право. 2008. № 3. С. 12-18.

[12]              Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Кон­ституционном суде Российской Федерации».//КонсультантПлюс,2011

[13]              Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- С. 230.


Информация о работе Судебная власть в Российской Федерации