Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:05, реферат
Участники уголовного судопроизводства (процесса) - это все лица, которые участвуют в уголовно-процессуальных правоотношениях, то есть имеют здесь определенные права и обязанности. Они выполняют часть уголовно- процессуальной деятельности и являются субъектами отдельных уголовно- процессуальных действий и отношений. Вместе с тем некоторые участники уголовного процесса играют в нем ведущую роль, состоя в главном, центральном процессуальном правоотношении, выполняя одну из основных процессуальных функций: обвинения, защиты или разрешения дела.
1. Понятие и классификация
Участники уголовного судопроизводства
(процесса) - это все лица, которые участвуют
в уголовно-процессуальных правоотношениях,
то есть имеют здесь определенные права
и обязанности. Они выполняют часть уголовно-
процессуальной деятельности и являются
субъектами отдельных уголовно- процессуальных
действий и отношений. Вместе с тем некоторые
участники уголовного процесса играют
в нем ведущую роль, состоя в главном, центральном
процессуальном правоотношении, выполняя
одну из основных процессуальных функций:
обвинения, защиты или разрешения дела.
Эти участники являются субъектами не
только отдельных процессуальных действий,
но и всего уголовного процесса. Таким
образом, субъекты уголовного процесса
- это такие его участники, уголовно-процессуальные
права которых позволяют им влиять на
ход и исход уголовного дела.
В основе классификации участников процесса
лежат уголовно-процессуальные функции:
юстиции (разрешения дела), обвинения (уголовного
преследования) и защиты. Поэтому УПК делит
всех участников на тех, которые относятся
к суду, к стороне обвинения, к стороне
защиты и иных участников.
Система субъектов и участников уголовного
процесса, характеризующая их процессуальный
статус, должна строится на базе нескольких
классификаций, с учетом обладания ими
властными полномочиями, отношения к доказыванию
и др.
При этом следует иметь в виду, что в смешанном
российском уголовном процессе присутствуют
розыскные элементы в виде наличия на
начальном этапе функции расследования
(слиянии с одних руках функций обвинения,
защиты и принятия решений).
В результате система субъектов и участников
процесса состоит из трех групп, каждая
из которых разбита на две подгруппы:
1. Субъекты, ведущие производство по делу.
а) Носители функции юстиции: суд, судья,
председательствующий, присяжный заседатель.
б) Носители функции расследования: прокурор,
следователь, начальник следственного
отдела, орган дознания, дознаватель.
2. Субъекты, являющиеся сторонами. а) Носители
функции обвинения: государственный обвинитель,
потерпевший, частный обвинитель, гражданский
истец, представители потерпевшего, гражданского
истца и частного обвинителя. б) Носители
функции защиты: подозреваемый, обвиняемый
(подсудимый, осужденный, оправданный),
законный представитель несовершеннолетнего
обвиняемого, защитник, гражданский ответчик
и его представитель.
3. Иные участники уголовного процесса,
выполняющие функцию содействия уголовному
судопроизводству. а) Лица, являющиеся
источниками доказательств: свидетель,
эксперт (а также подозреваемый, обвиняемый
и потерпевший). б) Лица, оказывающие техническое
содействие властным субъектам: специалист,
переводчик, педагог, понятой, секретарь
судебного заседания, залогодатель, поручитель
и другие.
Как видим, некоторые субъекты и участники
процесса попадают сразу в несколько классификационных
групп. Этим подчеркивается двойственность
их положения. Например, прокурор в досудебном
производстве является "хозяином"
процесса, представляя функцию расследования.
В то же время в судебных стадиях он - обвинитель,
который признается формально равным
обвиняемому.
Сам обвиняемый выступает субъектом, например,
подавая кассационную жалобу.
Одновременно "его тело" является
источником доказательств, для исследования
которого он может быть подвергнут серьезным
мерам принуждения.
2. Суд в уголовном процессе
Суд как субъект уголовного процесса -
это любой суд общей юрисдикции, рассматривающий
уголовное дел по существу и выносящий
решения, предусмотренные УПК.
Функция суда - это рассмотрение и разрешение
дел, то есть правосудие
(функция юстиции или принятия решений).
Правосудие по уголовным делам включает
в себя:
. Рассмотрение уголовных дел
по существу и вынесение
. Процессуальные формы
. Судебный контроль действиями
органов предварительного
Судебный контроль может осуществляться в двух формах: дача судом предварительных разрешений на принудительные действия (перспективный контроль) или рассмотрение жалоб граждан на уже совершенные действия
(последующий контроль).
Понятие суда как субъекта процесса включает
в себя любой суд общей юрисдикции, начиная
от мирового суда и заканчивая Верховным
судом. В связи с эти следует различать
звенья судебной системы, известные еще
из курса правоохранительных органов.
Кроме того, компетенция суда существенно
различается в зависимости от той инстанции,
по которой он рассматривает дело. В качестве
суда первой инстанции может выступать
суд любого звена судебной системы, если
он впервые рассматривает дело по существу,
постановляя приговор, или осуществляет
судебный контроль. Суд второй инстанции
проверяет законность и обоснованность
приговора, не вступившего в законную
силу в апелляционном или кассационном
порядке. Суд, пересматривающий приговор,
вступивший в законную силу, в порядке
надзорного производства или возобновления
дел по вновь открывшимся обстоятельствам
иногда называют третьей инстанцией.
Различные формы построения суда определяют
процессуальный статус входящих в его
состав лиц (мирового судьи, председателя
суда, члена суда, присяжного заседателя).
Без участия представителей народа суд
может осуществляться единолично одним
судьей или коллегиально несколькими
профессиональными судьями, один из которых
является председательствующим. С участием
представителей народа действуют две
формы суда: суд шеффенов (народных заседателей
), и суд присяжных. Народные заседатели
обладают одинаковыми правами с "коронным"
судьей. Все вопросы они решают вместе
и действуют единой коллегией. Суд присяжных
разделен на две коллегии: профессиональных
судей и присяжных заседателей. Считается,
что первые решают вопросы "права"
(квалификации и наказания), а последние
вопросы "факта" (виновности).
Судебной власти обеспечивается самостоятельность
от других ветвей власти, а суду и судье
- независимость. Независимость суда как
принцип состязательного процесса обеспечивает
его беспристрастность по отношению к
сторонам и разделение процессуальных
функций.
3 Прокурор в уголовном процессе.
Прокурор как субъект уголовного процесса
- это должностное лицо, уполномоченное
в пределах своей компетенции осуществлять
от имени государства уголовное преследование
в ходе уголовного судопроизводства, а
также надзор за процессуальной деятельностью
органов дознания и органов предварительного
следствия (ст. 37 УПК).
В судебном производстве прокурор выполняет
состязательную по происхождению функцию
уголовного преследования. В качестве
государственного обвинителя прокурор
равноправен со стороной защиты.
В досудебном производстве прокурор сохраняет
положение "хозяина процесса".
На него возлагается функция надзора,
государственно-правовая по своему происхождению.
Надзор прокурора распространяется исключительно
на деятельность органов дознания и органов
предварительного следствия, и не затрагивает
суд, а равно деятельность защитника. В
досудебном производстве в качестве прокуроров
выступают только прокуроры и их заместители.
Надзорная функция прокурора на предварительном
расследовании проявляется там, где он
руководствуется исключительно интересами
строгого и точного исполнения закона,
жертвуя ради этого, если потребуется,
даже эффективностью уголовного преследования.
Надзорная функция выполняется с помощью
следующих полномочий:
. Проверять законность приема,
регистрации и разрешения
. Давать согласие (санкцию, разрешение)
дознавателю или следователю
на возбуждение уголовного
. Отстранять дознавателя,
. Отменять незаконные или
. Утверждать решения
. Разрешать отводы, заявленные
нижестоящему прокурору,
Функция уголовного преследования реализуется
в тех прокурорских полномочиях, которые
нацелены на максимально эффективное
и целесообразное обеспечение неотвратимости
уголовной ответственности виновных.
Это полномочия прокурора:
. Лично возбуждать уголовное
дело и поручать его
. Участвовать в производстве
предварительного
. Принимать решение о
. Давать поручения и указания органу дознания, следователю.
. Предавать уголовные дела от одного органа расследования другому.
. Продлевать срок
. Принимать решения по делу,
поступившему с обвинительным
заключением или обвинительным
актом.
При выполнении функции уголовного преследования
прокурор не должен подменять следователя,
который пользуется процессуальной самостоятельностью.
4. Следователь и начальник
Следователь - это должностное лицо прокуратуры,
органов внутренних дел, федеральной службы
безопасности или органов по контролю
за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, уполномоченное осуществлять
предварительное следствие, а также иные
полномочия, предусмотренные УПК
Следователь выполняет не только функцию
уголовного преследования. Он обязан полно,
объективно и всесторонне исследовать
как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого
обстоятельства; обоснованно применить
меры принуждения, обеспечить права участников
процесса (в том числе право на защиту);
и в некоторых случаях разрешить все уголовное
дело путем его прекращения.
Следователь вправе проводить дознание
по делу в установленных УПК случаях
. Процессуальная
. самостоятельность принятия
Следователь вправе давать органам дознания поручения по находящимся в его производстве делам.
. полную персональную
. гарантии процессуальной
Гарантии процессуальной самостоятельности
обеспечивают свободу внутреннего убеждения
следователя и распространяются на указания
и решения прокурора о:
1) привлечении лица в качестве
обвиняемого;
2) квалификации преступления;
3) объеме обвинения;
4) мере пресечения;
5) отказе в даче согласия на возбуждение
перед судом ходатайства об избрании меры
пресечения или о производстве иных процессуальных
действий;
6) направлении уголовного дела в суд или
его прекращении;
7) отводе следователя или отстранении
его от дальнейшего ведения следствия;
Начальник следственного отдела призван
осуществлять ведомственный контроль
за следственным подразделением, организационно-методическое
и процессуальное руководство расследованием.
Начальник следственного отдела вправе
поручать производство следствия следователю
или следственной группе, передавать дела
от одного следователя другому, отменять
необоснованные постановления следователя
о приостановлении следствия, вносить
ходатайство прокурору об отмене иных
постановлений следователя. Для этого
он проверяет уголовные дела, дает следователю
указания, продлевает срок проверки сообщений
о преступлениях до
10 суток.
Начальник следственного отдела может
возбудить дело и принять его к своему
производству, произвести предварительное
следствие в полном объеме, обладая при
этом полномочиями следователя или руководителя
следственной группы.
Указания начальника следственного отдела
обязательны для следователя, кроме случаев,
когда указания касаются изъятия уголовного
дела и передачи его другому следователю,
привлечения лица в качестве обвиняемого,
квалификации преступления, объема обвинения,
избрания меры пресечения, а также производства
следственных действий, которые допускаются
только по судебному решению.
5. Орган дознания, дознаватель и
иные должностные лица органа
дознания
Органы дознания - это государственные
органы и должностные лица, уполномоченные
в соответствии с УПК осуществлять дознание
и другие процессуальные полномочия .В
отличие от следователя орган дознания
выполняет процессуальную деятельность
попутно со своими основными функциями.
На органы дознания возлагается производство
дознания как упрощенной формы предварительного
расследования и выполнение неотложных
следственных действий по делам, по которым
производство предварительного следствия
является обязательным .
Правом проводить дознание наделены дознаватели:
. органов внутренних дел,
. органов пограничной службы,
. таможенных органов,
. службы судебных приставов,
. органов государственной
. органов по контролю за
Кроме того, возбуждать уголовные дела,
выполнять неотложные следственные действия,
оперативно-розыскные мероприятия и поручения
следователя и прокурора также вправе
следующие органы дознания:
Информация о работе Субъекты и участники уголовного процесса