Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 00:45, реферат
Система исполнения уголовных наказаний в России находится в стадии реформирования. Проводимая реформа должна качественно изменить сами подходы к исполнению наказаний. Система исполнения уголовных наказаний должна стать более открытой, менее формализованной, а главное – ориентированной на решение основной задачи: исправление осужденных и полноценное их включение в жизнь общества после отбытия наказания. Любой положительный опыт обращения с осужденными следует внедрять в практику работы в настоящее время, а не тогда, когда уже сложится определенная постреформенная ситуация в исполнении наказания.
В частности, значимость эффективности системы исполнения наказания сегодня определяется ресоциализацией осужденных, под которой следует понимать длительный процесс, имеющий в своей основе сложный комплекс психолого-педагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного способности и готовности к включению после отбытия наказания в обычные условия жизни общества. Этот процесс предполагает усвоение элементарных норм, ценностей и знаний, необходимых и достаточных для того, чтобы быть включенными в жизнь общества.
Введение 2
1. Система исполнения наказаний в США 3
2. Особенности исполнения уголовных наказаний в ФРГ 5
3. Исполнение наказания во Франции 7
4. Альтернативные меры уголовного наказания как основное направление совершенствования исполнения наказаний 10
5. Международные акты об обращении с осужденными 12
Библиографический список 14
Содержание
Введение 2
1. Система исполнения наказаний в США 3
2. Особенности исполнения уголовных наказаний в ФРГ 5
3. Исполнение наказания во Франции 7
4. Альтернативные
меры уголовного наказания как
основное направление
5. Международные
акты об обращении с
Библиографический
список 14
Введение
Система исполнения
уголовных наказаний в России
находится в стадии реформирования.
Проводимая реформа должна качественно
изменить сами подходы к исполнению
наказаний. Система исполнения уголовных
наказаний должна стать более
открытой, менее формализованной, а
главное – ориентированной на
решение основной задачи: исправление
осужденных и полноценное их включение
в жизнь общества после отбытия
наказания. Любой положительный
опыт обращения с осужденными
следует внедрять в практику работы
в настоящее время, а не тогда,
когда уже сложится определенная
постреформенная ситуация в исполнении
наказания.
В частности, значимость
эффективности системы
Страны Европейского содружества, членом которого стала Россия, уже накопили достаточный опыт ресоциализации преступников, отбывавших наказания в виде лишения свободы. Несмотря на национальные и другие особенности, их опыт позволит сэкономить время и избежать ошибок в перестройке деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания, учесть свои местные условия и разработать, возможно, более эффективную российскую систему ресоциализации лиц, преступивших закон и находящихся в местах лишения свободы.
Рассмотрению основных
аспектов этого опыта и посвящена
данная работа.
1. Система исполнения
наказаний в США
Число заключенных в тюрьмах Соединенных штатов составляет сегодня примерно 2.100.000 миллиона человек. Сейчас по количеству заключенных на тысячу жителей США опережают не только все страны Запада, но и Китай, где на 1,2 млрд. жителей (почти в 5 раз больше, чем в США) приходится 1,4 млн. заключенных (на 1/3 меньше, чем в США) ([4], с. 72.). Население Соединенных
Штатов на конец 1999
года - примерно 275 млн., следовательно,
имеем 747 заключенных на 100 тысяч населения,
то есть почти столько же, сколько было
в СССР в 1937-м. Ежегодно США тратят 40 млрд.
долл. на содержание тюрем.
Заключенные в США
содержатся как в собственно тюрьмах
(prison), а также в изоляторах временного
содержания (jail), где содержатся подследственные,
а также отбывают наказание осужденные
на небольшие сроки.
Говоря о необходимости
внедрения в отечественную
В Соединенных Штатах
на каждые 100 тыс. жителей приходится
примерно то же, что и в России,
количество заключенных. Конечно, уровень
содержания заключенных здесь неизмеримо
выше, однако это обуславливается
в первую очередь состоянием экономики
всего государства.
В американских тюрьмах, так же, как и в России, имеются камеры на 60-
80 человек, принужденных
к постоянному и самому
Особо стоит рассмотреть
проблему применения в США смертной
казни.
США – единственная
из стран западной демократии, где
применяется смертная казнь - в 1999 году
в этой стране было казнено 98 человек.
В настоящее время 3 тысячи 700 преступников,
приговоренных к высшей мере наказания,
ожидают приговора в "коридорах
смерти" американских тюрем.
Следует отметить, что применение смертной казни в США базируется на уголовном законодательстве штатов (нормы федерального закона, где смертная казнь предусмотрена за ряд наиболее тяжких преступлений, почти не применяются). Так, в 14 штатах этот вид наказания, хотя и предусмотрен в законе, на практике ни разу не применялся (Канзас, Орегон, Колорадо и др.); в других - смертная казнь хотя и назначается судом, но фактически не исполняется (за 20 лет в Вайоминге, Монтане, Пенсильвании и других штатах казнено по одному человеку); в третьих, наоборот, она применяется в весьма широком объеме; наконец, в нескольких штатах эта мера наказания вообще отсутствует в арсенале средств борьбы с преступностью (Мэн, Нью-Гемпшир,
Сев. Дакота и др.).
Многие американские исследователи отмечают откровенно расистский характер применения наказания в США: негры составляют более половины всех казненных, хотя среди населения страны их доля составляет 12-15%.
Исследования американских
ученых указывают далее на определенную
связь наказания с уровнем
материального положения
2. Особенности исполнения
уголовных наказаний в ФРГ
Исполнение уголовных наказаний в Германии находится в компетенции
Министерства юстиции ФРГ и регламентируется Федеральным законом, вступившим в силу с 1 января 1977 г. Перед учреждениями, исполняющими наказания, законодатель поставил главную задачу, состоящую в такой организации исполнения наказаний, при которой осужденный после освобождения был бы способен нести социальную ответственность за свое поведение и жить в обществе, не нарушая законов. Наиглавнейшая задача системы исполнения наказаний – помочь осужденному жить в дружбе с законом после освобождения.
Иными словами –
его ресоциализация. Данной идее посвящены
практически все статьи Уголовно-исполнительного
кодекса.
Несмотря на то, что закон об исполнении уголовных наказаний един для всех земель ФРГ, условия для его реализации в каждой федеральной земле различны. Одной из земель, добившейся наибольших успехов в деле ресоциализации осужденных к лишению свободы, является земля Северный Рейн-
Вестфалия. Здесь
проживают около 18% населения всей
Германии.
В связи с тем что причины преступного поведения зависят от множества личностных и социальных факторов, для решения задачи ресоциализации преступников необходим к каждому из них дифференцированный, индивидуальный подход, предполагающий использование наиболее эффективных форм и методов работы. А для этого требуется изучение личности и истории ее криминального развития, выяснение мотивов и факторов, препятствовавших ее законопослушному поведению, определение ее психологических особенностей.
Полученные сведения должны стать исходной базой для реализации основной задачи исполнения наказаний, определенной Уголовно-исполнительным кодексом
ФРГ.
С этой целью в
земле Северный Рейн-Вестфалия создана
психологическая служба, имеется
специальная тюрьма-
ФРГ, осужденные к лишению свободы на срок более двух лет, после вступления приговора в законную силу направляются в эту тюрьму. Она расположена в г.
Хаген.
В тюрьме Хаген работает
специальная комиссия, в которую входят
юрист, советник по трудоустройству, педагоги,
психологи, социальные работники, ученые-социологи,
сотрудники общей службы исполнения наказаний.
Члены комиссии в течение шести недель
проводят всестороннюю и тщательную диагностику
личности каждого осужденного и определяют,
какие ресоциализационные мероприятия
являются для него наиболее подходящими.
На основании полученных сведений комиссия
разрабатывает рекомендации по дальнейшей
работе с осужденным. Они содержат характеризующие
данные с указанием основных отклонений
и главных направлений работы по их устранению,
что дает возможность осуществлять долгосрочное
планирование работы с осужденным. Рекомендации
направляются вместе с осужденным по месту
отбывания наказания. Комиссия определяет
также и наиболее подходящее для конкретного
осужденного учреждение, где он будет
отбывать наказание. При этом принимается
во внимание специализация учреждения
и его месторасположение (как можно ближе
к месту жительства осужденного).
Результаты работы
с осужденным проявляются только
после его освобождения. Лица, отбывшие
длительный срок заключения, не всегда
могут правильно
Особой формой открытого
содержания осужденных являются созданные
так называемые «переходные дома».
Исполнение наказаний в подобных
учреждениях имеет целью помочь
осужденным к длительным срокам заключения
быстрее адаптироваться к жизни
на свободе. Туда направляются за 6–12 месяцев
до окончания срока такие
3. Исполнение наказания
во Франции
Пенитенциарная система
Франции является составной частью
Министерства юстиции и непосредственно
подчиняется административному
органу, который называется "Тюремная
администрация".
Франция весьма осторожно
(впрочем, как и большинство других
европейских стран) применяет к
своим гражданам такую меру наказания,
как лишение свободы, и такую
меру пресечения, как содержание под
стражей, справедливо полагая, что
в большинстве случаев изоляция
человека вовсе не способствует его
перевоспитанию или исправлению.
Оправданно широко во Франции применяются такие меры, как условное осуждение с испытательным сроком, общественно полезные работы, штрафы.
Лица, приговоренные
к альтернативным лишению свободы
видам наказания, также находятся
в ведении тюремной администрации.
Их численность (около 122 000 человек) в 3
раза превышает число приговоренных
к лишению свободы. Эта цифра
наглядно показывает, какое важное
значение во Франции придается развитию
альтернативных мер наказания, не связанных
с изоляцией от общества.
Средняя продолжительность
содержания заключенного в местах лишения
свободы во Франции составляет 8
месяцев (в России, по разным данным,
3-4 года), а в следственном изоляторе
4,2 месяца (в России - 9 месяцев). Во французских
тюрьмах весьма широко используется
условно-досрочное
Что же представляет
из себя "полусвободный режим"? Это
что-то вроде существовавшего у нас ранее
условного освобождения с обязательным
привлечением к труду ("химия"). При
этом виде режима осужденные являются
в пенитенциарное учреждение только на
ночевку. Днем же осужденный может работать,
учиться или, при необходимости, проходить
курс лечения.
Кроме того, если поведение осужденного не вызывает нареканий
(примерное), он может
воспользоваться льготой