Римское частное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:01, контрольная работа

Описание работы

Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.
Зародилось оно в далекой глубине времен - тогда, когда Рим представлял еще едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди многих других подобных же общин средней Италии.

Содержание

1. Значение римского права в истории человечества………………………3-4
2. Статусы лиц в Древнем Риме……………………………………………...5-9
3. Понятие вещного права и его содержание…………………………….10-13
4. Список литературы…………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

готовая к.р по РЧП.docx

— 30.90 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию и науке

Российской  Федерации 

Уральский Финансово-Юридический институт

Юридический факультет 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Римское частное право» 

 

                 Выполнил:

                        Жураковский Владимир              

                                                                       Александрович

 

                   Проверила:

                  Медведева Екатерина  Евгеньевна

              

                            
 
 

Екатеринбург 2012

Содержание 

  1. Значение  римского права в истории человечества………………………3-4
  2. Статусы лиц в Древнем Риме……………………………………………...5-9
  3. Понятие вещного права и его содержание…………………………….10-13
  4. Список литературы…………………………………………………………14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Значение  римского права в  истории человечества.
 

     Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно  пережило создавший его народ  и дважды покорило себе мир.

     Зародилось  оно в далекой глубине времен - тогда, когда Рим представлял  еще едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди  многих других подобных же общин средней  Италии. Как и весь примитивный  склад жизни этой общины, римское  право являло собою тогда несложную, во многом архаическую систему, проникнутую  патриархальным и узконациональным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно  затеряно в архивах истории.

     Но  судьба вела Рим к иному будущему. Борясь за свое существование, маленькая civitas Roma постепенно растет, поглощая в  себе другие соседние civitates, и крепнет  в своей внутренней организации. Чем далее, тем все более и  более расширяется ее территория, распространяется на всю Италию, захватывает  близлежащие острова, перебрасывается  на все побережье Средиземного моря, - и на сцене истории появляется огромное государство, объединяющее под своею властью почти весь тогдашний культурный мир; Рим стал синонимом мира.

     Вместе  с тем Рим изменяется и внутренне: старый патриархальный строй рушится, примитивное натуральное хозяйство  заменяется сложными экономическими отношениями, унаследованные от древности социальные перегородки стесняют. Новая жизнь  требует наивысшего напряжения всех сил, всех способностей каждого отдельного индивида. В соответствии с этим римское право меняет свой характер, перестраиваясь по началам индивидуализма: свобода личности, свобода собственности, свобода договоров и завещаний делаются его краеугольными камнями.

     Отношения военные и политические приводят Рим и к сношениям экономическим. Между тем еще задолго до появления  Рима на сцене всемирной истории  на побережьях Средиземного моря шел  оживленный международной торговый обмен: Египет, Финикия, Греция, Карфаген давно уже находились друг с другом в постоянных торговых отношениях. Рим неизбежно втягивается в  этот международный оборот, и по мере того, как он делался центром  политической жизни мира, он становился также центром мирового торгового  оборота. На его территории непрерывно завязывались бесконечные деловые  отношения, в которых принимали  участие торговцы разных национальностей; римские магистры должны были разбирать  споры, возникающие из этих отношений, должны были вырабатывать нормы для  разрешения этих споров. Старое римское  национальное право для этой цели не годилось; необходимо было новое  право, которое было бы свободно от всяких местных и национальных особенностей, которое могло бы одинаково удовлетворить  римлянина и грека, египтянина и  галла. Нужно было не какое-либо национальное право, а право всемирное, универсальное. И римское право проникается  этим началом универсальности; оно  впитывает в себя те обычаи международного оборота, которые до него веками вырабатывались в международных сношениях; оно  придает им юридическую ясность  и прочность.

     Так возникало то римское право, которое  стало затем общим правом всего  античного мира. По существу, творцом  этого права был, таким образом, весь мир; Рим же явился лишь тем  лаборантом, который переработал  рассеянные обычаи международного оборота  и слил их в единое, поразительное  по своей стройности, целое. Универсализм и индивидуализм - основные начала этого целого.

  1. Статусы лиц в Древнем Риме.
 

     Правовое  положение личности в Риме характеризовалось  тремя статусами — свободы, гражданства  и семьи. Только лицо, обладавшее всеми  этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народном собрании и занимать государственные  должности. В частном праве она  давала право вступать в римский  брак и участвовать в имущественных  правоотношениях.

     По  статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный.

     Рабы  в период республики превращаются в  основной угнетенный и эксплуатируемый  класс. Главным источником рабства  был военный плен. Так, после разгрома Карфагена в рабство было обращено 55 000 человек, а всего во II—1 вв. до н.э. — более полумиллиона (число  римских граждан, имевших имущественный  ценз, в это время не достигало 400 000). Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся  работорговля — покупка рабов  за границей. В силу тяжелого положения  рабов меньшее значение имело  их естественное воспроизводство. Можно  отметить и то обстоятельство, что  несмотря на отмену Законом Петелия  долговой кабалы, фактически она, правда в ограниченных размерах, продолжала существовать. К концу периода  республики получает распространение  и самопродажа в рабство.

     Рабы  были государственные и частновладельческие. Первыми становилась большая  часть военнопленных. Они эксплуатировались  в рудниках и государственных  мастерских. Положение частновладельческих  рабов непрерывно ухудшалось. Если в начале римской истории, в период патриархального рабства, они входили  в состав семей римских граждан  и, целиком подчиняясь домовладыке, все же пользовались некоторой защитой сакрального (священного, основанного на религиозных верованиях) права, то в период расцвета республики эксплуатация труда рабов резко интенсифицировалась. Античное рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд мелких свободных производителей. Особенно тяжелым было положение рабов в крупных рабовладельческих латифундиях. Положение рабов, занятых в городских ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько лучше. Значительно лучше было положение талантливых работников, учителей, актеров, скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить свободу и стать вольноотпущенниками.

     Независимо  от того, какое место занимал раб  в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была практически  неограниченной. Все произведенное  рабом поступало хозяину: "что  приобретается через посредство раба — приобретается для господина". Хозяин же выделял рабу то, что считал необходимым для поддержания  его существования и работоспособности.

     Рабовладельческие отношения определяли общую незаинтересованность рабов в результатах своего труда, что в свою очередь заставляло рабовладельцев искать более эффективные  формы эксплуатации. Такой формой стал пекулий — часть имущества  хозяина (земельный участок, ремесленная  мастерская и др.), которую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения  хозяйства и получения части  дохода от него. Пекулий позволял хозяину  более эффективно использовать свое имущество для получения дохода и заинтересовывал раба в результатах  своего труда. Другой формой, зародившейся в период республики, был колонат. Колоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую  зависимость от землевладельцев  и в конечном счете прикреплявшимися к земле. Ими становились обедневшие свободные, вольноотпущенники и рабы. У колонов было личное имущество, они могли заключать договоры и вступать в брак. Со временем положение колона становится наследственным. Однако в рассматриваемый период колонат, как и пекулий, еще не получил большого распространения.

     Неэффективность рабского труда привела в конце  республиканского периода к массовому  отпуску рабов на волю. Вольноотпущенники  оставались в определенной зависимости  от своего бывшего хозяина, превратившегося  в их патрона, в пользу которого они  были обязаны нести определенные материальные и трудовые повинности и который в случае их бездетности  наследовал их имущество. Однако развитие этого процесса в период, когда  рабовладельческий строй еще  развивался, противоречило общим  интересам господствующего класса, и поэтому во 2 году до н.э. был  издан закон, ограничивший эту практику.

     По  статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Помимо них к гражданам относились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

     По  мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении  положения римского гражданина. В  среде рабовладельцев в конце III—II в. до н.э. возникают привилегированные  сословия нобилей и всадников.

     В высшее сословие (нобили) входили самые  знатные патрицианские и богатые  плебейские роды. Экономической базой  нобилей было крупное землевладение  и громадные денежные средства. Только они стали пополнять сенат  и избираться на высшие государственные  должности. Нобилитет превращается в замкнутое сословие, доступ в которое новому человеку был практически невозможен и которое ревниво охраняло свои привилегии. Только в редких случаях люди, не принадлежавшие к нобилитету по рождению, становились высшими должностными лицами.

     Второе  сословие (всадники) образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней  руки. В 1 в. до н.э. развивается процесс  слияния нобилей с верхушкой  всадников, получивших доступ в сенат  и на важные судебные должности. Между  отдельными их представителями возникают  родственные отношения.

     По  мере расширения пределов Римского государства  число свободных пополнялось  за счет жителей Апеннинского полуострова (полностью завоеванного к середине III в. до н.э.) и других стран. Они отличались от римских Граждан по своему правовому  положению. Жители Италии, не входившие  в римскую общину (латины), вначале  не пользовались всеми правами римских  граждан. Они делились на две группы — древние латины и латины колоний. За первыми признавались имущественные  права, право выступать в суде и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать  в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых ее городов и областей, заключивших с Римом договоры о союзе, пользовались теми же правами, что и древние латины, за исключением  права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (1 в. до н.э.) всем латинам  были предоставлены права римских  граждан.

     Второй  категорией свободных, не имевших прав римских граждан, были перегрины. К  ним относились свободные жители провинций — стран, находящихся  вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые  повинности. К перегринам относились также свободные жители иностранных  государств. Перегрины не имели прав латинов, но получили имущественную правоспособность. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей — патронов, в отношении которых находились в положении, мало отличавшемся от положения клиентов.

     Статус  семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью  пользовались только главы римских  семей — домовладыки. Остальные  члены семьи считались находящимися под властью домовладыки. Последний  был лицом "собственного права", члены же его семьи назывались лицами "чужого права" — права  домовладыки. Вступая в имущественные  правоотношения, они приобретали  имущество не для себя, а для  него. Но ограничения в частном  праве не влияли на их положение  в публичном праве. К тому же эти  ограничения стали ослабевать, стало  признаваться право членов семьи  на приобретение собственного имущества.

Информация о работе Римское частное право