Протест прокурора в Республике Беларусь как акт прокурорского надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 19:18, реферат

Описание работы

Протест прокурора в порядке общего надзора – это основная форма реагирования на нарушение закона, выразившиеся в издании незаконного правового акта либо действия должностного лица. В советские времена на практике даже вполне обоснованные протесты прокурора на явные, вопиющие нарушения закона были крайне неэффективными, поскольку органы исполнительной власти нередко их отклоняли1.

Содержание

Введение (исторический очерк)………………………………………………….3
Протест прокурора как акт прокурорского надзора……………………………5
Заключение…………………………………………………………………….......9
Список использованных источников…………………………………………...13

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 37.26 Кб (Скачать)

   Оглавление

Введение (исторический очерк)………………………………………………….3

Протест прокурора  как акт прокурорского надзора……………………………5

Заключение…………………………………………………………………….......9

Список использованных источников…………………………………………...13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение (исторический очерк)

    Протест прокурора в порядке общего надзора  – это основная форма реагирования на нарушение закона, выразившиеся в издании незаконного правового  акта либо действия должностного лица. В советские времена на практике даже вполне обоснованные протесты прокурора на явные, вопиющие нарушения закона были крайне неэффективными, поскольку органы исполнительной власти нередко их отклоняли1. Не помогало даже обращение к Генеральному прокурору СССР — вышестоящие министерства стойко защищали свои узковедомственные интересы. Согласно ст. 24 Закона о прокуратуре СССР протест прокурора в порядке общего надзора на противоречащий закону акт какого-либо органа обязан был быть рассмотрен этим органом, но это вовсе не означало, что он должен был быть удовлетворен2. Причем для его отклонения не надо было даже придумывать веские формулировки: достаточно было любой немотивированной отписки типа «протест рассмотрен и оставлен без удовлетворения».

    Законом СССР от 11 июня 1991 г. «О рассмотрении судом  обращения прокурора о признании  правового акта незаконным и о  внесении дополнений в Закон СССР «О прокуратуре СССР»» протест прокурора  был взят под судебную защиту и к ведению судов была отнесена еще одна категория гражданских дел. Только суд мог признать протест законным и обоснованным или же отклонить. С принятием этого закона резко уменьшилось число отклоненных протестов. Но ликвидация СССР и парад суверенитетов развалили и союзное законодательство. Протест прокурора в порядке общего надзора стал снова выходить из-под судебной защиты. Однако Закон о прокуратуре РБ от 29 января 1993 г. установил, что прокурор или его заместитель имеют право оспаривать в судах необоснованное отклонение протеста на правовой акт, который противоречит закону, или оставление его без рассмотрения (п. 6 ст. 22). В ст. 35 этого же закона указано, что «в случае нерассмотрения протеста в установленный срок или его отклонения прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением об отмене акта, который противоречит закону». Казалось бы, справедливость торжествует, сделан очередной шаг на пути к правовому государству... Но 6 октября 1994 г. в Закон о прокуратуре были внесены изменения, и п. 6 ст. 22 изложен в новой редакции: прокурор «предъявляет в суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, предприятий, учреждений и организаций государственных форм собственности, а в защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности и граждан—лишь в случаях, если они лишены возможности самостоятельно защитить свои интересы».

    В новой редакции исчезли слова  «оспаривает в судах необоснованное отклонение протеста на правовой акт, который противоречит закону...». Вместе с этими словами исчезли и  определенные полномочия прокурора  при осуществлении общего надзора.

    На  сегодняшний день Закон Республики Беларусь «О прокуратуре» действует в  редакции от 1 июня 2007 года, где в ст. 39 п.7 закреплено право прокурора или его заместителя в случае отклонения протеста, принесенного в порядке, предусмотренном Законом о прокуратуре (за исключением протеста на судебные постановления), либо нерассмотрения его в установленный срок, принести протест в вышестоящий государственный орган, иную организацию (вышестоящему должностному лицу). Если в десятидневный срок, вышестоящий государственный орган, иная организация (вышестоящее должностное лицо) не отменят опротестованные правовой акт или решение (действие), прокурор или его заместитель, принесшие такой протест, вправе обратиться с заявлением в соответствующий суд об отмене противоречащих законодательству правового акта или решения (действия). 

    Протест прокурора как акт прокурорского надзора

    По  форме правовые средства прокурорского  надзора делятся на предусмотренные законодательством:

  • Действия;
  • Акты.

    При осуществлении общего надзора и  надзора за соблюдением законов  в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний  и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурором используются как не требующие письменного оформления действия, так и правовые акты (документы)3.

    Закон «О прокуратуре Республики Беларусь»  в специальной 10 главе, которая именуется «Акты прокурорского надзора», четко определяет перечень таких процессуальных актов:

  1. Представление (ст. 38);
  2. Протест (ст. 39);
  3. Постановление (ст. 40);
  4. Предписание (ст. 41);
  5. Официальное предупреждение (ст. 42).

    Интересно, в Российской Федерации закон о прокуратуре предусматривает лишь три вида актов: протест, представление и постановление. Законодатель РФ, по видимому, отказался от предусмотренных ранее действовавшим законом о прокуратуре СССР и имеющихся у нас таких актов, как предписание и официальное предупреждение. Между тем практика применения прокурорами этих актов, средств прокурорского реагирования на установленные нарушения законов убедительно подтверждает их достаточно высокую эффективность, и не только в плане устранения нарушений закона, но и по созданию необходимых условий, исключающих и х повторение4.

    Согласно  статье 39 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре», протест  – это акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель (также в ст. 439 ГПК РБ) на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Таким образом, предметом протеста является противоречащий или не соответствующий акту законодательству правовой акт, незаконное действие должностного лица. В протесте прокурор или его заместитель требуют отмены либо изменения противоречащих законодательству правового акта, решения или прекращения незаконного действия.

    В протесте прокурор излагает требование об отмене правового акта, когда он полностью не соответствует закону, или внесение в него изменений, дополнений, устраняющих противоправность, т.е. приведение его в соответствие с законом, а также требование о прекращении незаконного действия должностных лиц и восстановления нарушенного права. Удовлетворение протеста влечет за собой издание другого акта отменяющего, изменяющего или дополняющего опротестованный, либо прекращение незаконного действия, носящего продолжаемый характер.

    Протест прокурора как правовой документ не  может иметь произвольную форму и должен отвечать определенным требованиям. Протест прокурора подается в письменной форме и должен содержать наименование органа, принявшего решение, номер дела, дату принятия решения, наименование сторон, в отношении которых поставлен вопрос о пересмотре решения, со ссылкой на законодательство и материалы дела. Протест подписывается прокурором или его заместителем (статья 86 ХПК), со ссылкой на его классный чин5.

    Протест должен быть юридически обоснованным. Не обоснованные протесты подрывают  авторитет органов прокуратуры, не способствуют укреплению законности.

    Акт протеста приносится в государственный орган, иную организацию, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, принявшим противоречащие законодательству правовой акт или решение (совершившим незаконное действие), либо в суд (т.е. в орган, издавший незаконный акт либо в вышестоящий орган – по усмотрению прокурора в зависимости от конкретных обстоятельств, исходя из принципов эффективности и целеобразности6) и должен быть рассмотрен не позднее, чем в десятидневный срок с момента его поступления, а местными представительными органами – на ближайшей сессии. В том случае, когда по каким-либо причинам рассмотрение протеста задерживается, должностное лицо, которому направлен этот протест, обязано сообщить прокурору о причинах такой задержки. Если установленное прокурором нарушение носит распространенный характер в той или иной отрасли хозяйства, он, конечно, обязан направить протест в вышестоящий орган, чтобы последним были приняты меры по устранению имеющихся нарушений закона. В вышестоящий орган приносится протест и в тех случаях, когда нижестоящим органом был отклонен первоначальный протест прокурора.

    Принесение  акта протеста приостанавливает исполнение опротестованного правового акта или  решения (действия)7. Прокурор вправе поставить вопрос о рассмотрении протеста на Коллегии, где он имеет право участвовать и аргументировать свой протест.

    О результатах рассмотрения протеста в обязательном порядке уведомляют прокурора в письменной форме. После  того, как прокурор получит сообщение  об удовлетворении протеста, он не может  считать законченной свою миссию. Через определенное время необходимо проверить фактическое исполнение требований, содержащихся в его протесте.

    Особенность актов прокурорского надзора  заключается в том, что каждый акт всегда индивидуален, обращен  к конкретному органу или должностному лицу и составлен по определенному  факту8. Акты прокурора в отличие от органов власти и управления не могут быть рассчитаны на многократное применение. Они всегда содержат точную формулировку закона, требования которого нарушены, и предложения по устранению конкретного нарушения.  
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Принцип законности обязывает, чтобы вся  деятельность государственных, общественных организаций, должностных лиц и  граждан, независимо от ее формы осуществлялась на основе закона, во исполнение закона и в строгом соответствии с  ним. Основные задачи органов прокуратуры обязывают к обеспечению верховенства права и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, общественных и государственных интересов. В связи с этим в качестве одного из способов реагирования на выявленные нарушения на отдел прокуратуры возложены полномочия по внесению протестов на акты либо действия, нарушающие закон.

    Протест прокурора – это юридический  акт от имени государства, влекущий за собой определенные правовые последствия.

    По  мнению А. А. Кеника, прокурорский протест является «наиболее последовательно отражающим специфику прокурорского надзора»9 полномочием. С этим трудно не согласиться. Институт опротестования незаконных правовых актов действительно составляет исключительную и характерную особенность прокурорского надзора, о чем свидетельствует статистика. Заместитель Генерального прокурора Беларуси Алексей Стук обратил внимание, что в последнее время больше дел стало пересматриваться в кассационном порядке по протестам прокуроров, процент их пересмотра достигает 90 %10.

    Таким образом, это наглядно подтверждает значимость прокурорского протеста как акта прокурорского надзора. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 

  1. Кодекс  Республики Беларусь от 11.01.1999 N 238-З (ред. от 15.07.2010) 
    "Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь" // [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Минск, 2011.
  2. Кодекс Республики Беларусь от 15.10.1998 г.  N 219-З (ред. от 03.07.2011) 
    "Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь" // [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Минск, 2011.
  3. Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 N 194-З (ред. от 03.07.2011) "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях" // [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Минск, 2011.
  4. Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З (ред. от 31.12.2009) 
    "О прокуратуре Республики Беларусь" (с изм. и доп., вступившими в силу с 18.03.2010) //  [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Минск, 2011.
  5. Глюков А. К. Прокурорский надзор в Республике Беларусь. Учеб.-метод. пособие/ А.К. Глюков, И.И. Пирштук, С.С. Сокол. – Мн.: «БИП-С», 2001. С.58.
  6. Дедков Л.Л. Прокурорский надзор на страже законности. – Мн.: Беларусь, 1982. С. 54.
  7. Лебединский В.Г., Каленов Ю.А. Прокурорский надзор в СССР. М., 1957. С. 287.
  8. Поляков М.П. Прокурорский надзор: конспект лекций/ М.П. Поляков, А.Ф. Федулов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, 2009. С. 73.
  9. Шостак, М.А. Прокурорский надзор/ М.А. Шостак. Минск: ТетраСистемс, 2007. С. 21.
  10. Протест прокурора по уголовным делам/ Прокуратура СССР. Метод. совет. – М.: Юрид. лит., 1966. С. 29.
  11. Прокурорский надзор. Практ. пособие/ Л.Г. Максимов – Мн.: МНО, 2001. С. 58.
  12. Прокурорский надзор: учеб. пособие/ А.А. Кеник – Минск.: Амалфея, 2008. С. 240.
  13. Газета Республика. [Электронный ресурс]. – 2011. – № 138(5301). – Режим доступа: http://respublika.info/5301/procuror/article48745/. – Дата доступа: 16.11.2011.

Информация о работе Протест прокурора в Республике Беларусь как акт прокурорского надзора