Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:07, реферат
Согласно статье 125 Конституции Республики Беларусь надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
Прокурорский надзор в сфере государственного управления
Согласно статье
125 Конституции Республики Беларусь
надзор за точным и единообразным
исполнением законов, декретов, указов
и иных нормативных актов
Прокуратура не вмешивается
в оперативно-служебную
надзор за точным соответствием актов и действий органов государственного управления, предприятий, учреждений, их должностных лиц, общественных организаций Конституции, законам, декретам, указам Президента, постановлениям Совета Министров Республики Беларусь; надзор за соблюдением законов и иных нормативных актов всеми гражданами.
Объем общего надзора
прокуратуры ограничивается конкретной
деятельностью органов
Надзор за точным
соответствием закону осуществляется
в отношении как
Надзор за законностью актов и действий Совета Министров Республики Беларусь прокуратура не осуществляет. Это функция Конституционного Суда Республики Беларусь.
Осуществляя надзор, прокурор не имеет право:
отменять какие-либо
акты органов управления и их должностных
лиц; осуществлять контрольно-ревизионные
действия; давать какие-либо указания;
применять меры дисциплинарного
и административного
Полномочия прокурора
по общему надзору заключаются в
праве:
требовать акты органов управления, предприятий, учреждений, организаций; требовать от руководителей поднадзорных органов и должностных лиц представления необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений; проводить на месте проверку исполнения законов в деятельности поднадзорных органов; требовать от руководителей поднадзорных органов проверок и ревизий деятельности подведомственных им учреждений, предприятий и организаций; вызывать должностных лиц, граждан и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона.
Методами общенадзорной деятельности прокурора являются:
проверка актов, издаваемых поднадзорными органами (проверяется компетенция или форма его издания, не наносит ли его исполнение ущерб государству, не ущемляет ли законные права и интересы граждан и т.д.); проверка исполнения законов в деятельности органов управления, предприятий, учреждений, организаций; участие прокурора в заседаниях исполкомов (с правом совещательного голоса); использование материалов контрольно-ревизионных органов; обобщение заявлений и жалоб граждан; обобщение судебно-следственной практики; обобщение и изучение публикуемых в печати сообщений о нарушении законности.
Актами прокурорского надзора являются протест, представление, предписание, официальное предупреждение, постановление.
Обнаружив незаконные действия или противозаконный акт управления, прокурор приносит протест.
Согласно ст. 35 Закона о прокуратуре Республики Беларусь протест выносится на противоречащие закону приказы, инструкции, решения, распоряжения, постановления и иные акты управления. Протесты выносятся либо в органы, издавшие эти акты, либо в вышестоящие органы.
Принесение прокурором
протеста на акт, нарушающий охраняемые
законом права и свободы
Орган государственного
управления, в который принесен протест,
обязан рассмотреть его в 10-дневный
срок и сообщить прокурору результаты
рассмотрения. При этом протест может
быть удовлетворен или отклонен. В
отношении лиц, своевременно не рассмотревших
протест, прокурор имеет право поставить
вопрос перед вышестоящим органом
управления о привлечении к дисциплинарной
ответственности. О дне рассмотрения
протеста уведомляется прокурор, который
может лично участвовать при
его рассмотрении.Протест
Представление отличается от протеста тем, что имеет предупредительный характер.
Представление вносится в соответствующие органы в том случае, когда, обобщая судебно-следственную практику, изучая жалобы, заявления, проверяя состояние законности, присутствуя на собраниях и совещаниях, прокурор устанавливает факты, свидетельствующие об отсутствии порядка, дисциплины, организованности в каких-либо звеньях управления или в работе должностных лиц.
В представлении прокурор анализирует имевшиеся у него факты, послужившие основанием для данного представления.
Вместе с тем в представлении необходимо указать, кто виновен в нарушениях законов и какие меры следовало бы принять для устранения причин, порождающих эти нарушения, и предотвращения возможности их повторения.
Представление должно быть основано на достоверных фактах и внесено своевременно.
Представление, как и протест, подлежит безотлагательному рассмотрению органом или должностным лицом, которому оно адресовано.
О принятых мерах в месячный срок должно быть письменно сообщено прокурору.
В процессе осуществления
надзора за законностью прокуроры
правомочны выносить постановления
и ставить вопрос перед соответствующими
государственными органами или общественными
организациями о привлечении
нарушителей законом к
В необходимых случаях прокурор принимает меры к обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного нарушителям закона.
Прокурор имеет право выносить предписания о немедленном устранении нарушений закона. Предписание выносится в случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданина.
Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору.
При несогласии с требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в десятидневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнение предписания.
На практике довольно
часто встречаются устные обращения
прокурора к руководителям
Официальное предупреждение прокурора о недопустимости нарушений закона выносится письменно, объявляется должностным лицам и гражданам в целях предупреждения правонарушения при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.
В случае неисполнения
требований, изложенных в официальном
предупреждении, лицо, которому оно
объявлено, может быть привлечено к
ответственности в
Информация о работе Прокурорский надзор в сфере государственного управления