Прокурор в уголовном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:08, реферат

Описание работы

Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

Содержание

Введение 3
1.Принципы организации и деятельности прокуратуры 6
2. Осуществление прокурором уголовного преследования 9
3. Полномочия прокурора по надзору при производстве расследования 16
Заключение 28
Список использованных источников 31
Введение

Работа содержит 1 файл

работа.docx

— 42.69 Кб (Скачать)

Центросоюз России

Сибирский университет  потребительской кооперации

Курсовая  работа

по  предмету «Уголовный процесс»

на  тему: «Прокурор в  уголовном процессе»

Студентки гр. Ю-14, специальности 021100 «Юриспруденция»

Научный руководитель Косова С.А.

Новосибирск - 2005

Оглавление

  • Введение 3
    • 1.Принципы организации и деятельности прокуратуры 6
    • 2. Осуществление прокурором уголовного преследования 9
    • 3. Полномочия прокурора по надзору при производстве расследования 16
  • Заключение 28
  • Список использованных источников 31
  • Введение
  • Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

Осуществляя государственный  надзор за исполнением законов на всей территории РФ, органы прокуратуры  в Центре и на местах принимают  меры, направленные на обеспечение  единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений  законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.

Полномочия, организация  и порядок деятельности прокуратуры  определяются Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", (далее - Закон о прокуратуре)[ Федеральный  закон РФ от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 02.01.2000) "О прокуратуре Российской Федерации" //"Российская газета", N 229, 25.11.1995.], В Законе нашли отражение и  развитие конституционные положения (принципы) о прокуратуре, установленные  ст. 129 Конституции. По существу, это  новый закон о прокуратуре, в  нем определены все стороны организации  и деятельности прокуратуры.

Согласно ст. 1 указанного Закона прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на территории РФ законов. Работу по надзору, т.е. по выявлению и устранению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав, прокуратура выполняет в целях обеспечения верховенства закона, единства, соблюдения и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Как видно, приоритетным направлением деятельности прокуратуры является защита прав и свобод человека и гражданина, что предопределено положениями ст. 2 Конституции о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В этой правозащитной деятельности состоит принципиально новое назначение прокуратуры. В ранее действовавших законах о прокуратуре на первое место ставились охрана и защита интересов государства.

В указанных выше целях прокуратура РФ осуществляет:

- надзор за исполнением  законов федеральными министерствами  и ведомствами, представительными  (законодательными) и исполнительными  органами субъектов РФ, органами  местного самоуправления, органами  военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также  за соответствием законам издаваемых  ими правовых актов;

- надзор за соблюдением  прав и свобод человека и  гражданина федеральными министерствами  и ведомствами, представительными  (законодательными) и исполнительными  органами субъектов РФ, органами  местного самоуправления, органами  военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также  органами управления и руководителями  коммерческих и некоммерческих  организаций;

- надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и применяющих назначаемые судом  меры принудительного характера,  администрациями мест содержания  задержанных и заключенных под  стражу;

- уголовное преследование  в соответствии с полномочиями, установленными уголовно - процессуальным  законодательством Российской Федерации;

- координацию деятельности  правоохранительных органов по  борьбе с преступностью.

В более сжатом виде, целями прокурорской деятельности, в  том числе и в уголовном  судопроизводстве, являются: 1) обеспечение  верховенства закона; 2) обеспечение  единства и укрепления законности; 3) защита прав и свобод человека и  гражданина; 4) защита охраняемых законом  интересов общества и государства (ч. 2 ст.1 Закона прокуратуре).

Исходя из общих  целей прокурорской деятельности и  с учетом специфики уголовного судопроизводства, перед прокурором в этой области  деятельности, законодателем поставлены следующие задачи: на него как на должностное лицо в пределах его  компетенции, установленной уголовно-процессуальным законодательством, возлагается осуществление  от имени государства уголовного преследования и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1ст. 37 УПК РФ).

Осуществляя уголовное  преследование от имени государства, прокурор тем самым является его  полномочным представителем в области  уголовного судопроизводства. При этом прокурор, исполняя возложенные на него Законом полномочия, обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных лиц, также наделенных полномочиями на уголовное преследование. А это связано не столько с необходимостью вести уголовное преследование, сколько с потребностью исключить при этом нарушения права и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства.

Правовое государство  должно обеспечивать такой порядок  регламентации складывающихся процессуальных отношений, который бы обеспечивал  защиту человека, общества, государства  от преступлений и устанавливал гарантии от ошибок, злоупотреблений, некомпетентности со стороны органов следствия  и дознания, и в то же время, гарантировал неотвратимость справедливой уголовной  ответственности виновному за совершенное  преступление. Достижение этих целей  возможно путем обеспечения верховенства закона и расширения, процессуальных прав, полномочий прокурора в уголовном  преследовании и при осуществлении  надзора за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Из всего выше сказанного вытекает необходимость  написания курсовой работы на тему: «Прокурор в уголовном процессе».

Целью работы является анализ и характеристика полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве в ходе осуществления уголовного преследования и надзора за исполнением  законов органами, осуществляющими  дознание и предварительное следствие.

Исходя из этого, в данной работе поставлены следующие  задачи:

ь раскрыть содержание принципов организации и деятельности прокуратуры, обозначенные законом  о прокуратуре;

ь раскрыть содержание, сущность понятия - «уголовное преследование», отсутствовавшего в УПК РСФСФ, отметить его цели и формы;

ь показать роль, функции, полномочия прокурора при осуществлении  уголовного преследования;

ь показать значение и задачи прокурорского надзора  за процессуальной деятельностью органов  дознания и органов предварительного следствия и раскрыть полномочия прокурора в уголовном процессе.

Объектом исследования данной работы являются нормы федерального закона о прокуратуре и уголовно-процессуального  законодательства РФ, регламентирующие деятельность прокурора по обеспечению  законности и защиты интересов общества в уголовном судопроизводстве.

Предметом исследования являются - полномочия прокурора в  уголовном судопроизводстве; понятие, сущность, значение уголовного преследования  и прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

1. Принципы организации  и деятельности  прокуратуры

По  своему назначению, принципам организации  и деятельности, формам и методам работы прокуратура РФ занимает в системе государственной  власти Российской Федерации  самостоятельное  место. Это специфический  орган государственной  власти, что позволяет  ей успешно осуществлять возложенные на нее Конституцией РФ и Законом о прокуратуре, задачи и функции по обеспечению законности и правопорядка в государстве.

В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре  принципами организации  и деятельности органов  прокуратуры являются централизация, независимость, законность, гласность.

В соответствии с конституционным  положением о том, что прокуратура  РФ составляет единую централизованную систему  с подчинением  нижестоящих прокуроров вышестоящим и  Генеральному прокурору  России в разделе II Закона определены система  и организация  прокуратуры РФ. Установлены  принципы, нормы, гарантирующие  органам прокуратуры  активно, беспрепятственно и независимо от других органов осуществлять свою деятельность по надзору за исполнением  законов, укреплению законности и правопорядка.

Принцип централизации органов  прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую  Генеральным прокурором РФ.

Систему прокуратуры России составляют Генеральная  прокуратура Российской Федерации, прокуратуры  субъектов Федерации  и приравненные к  ним прокуратуры, прокуратуры городов  и районов, другие территориальные, а  также военные  и иные специализированные прокуратуры. Создание и деятельность органов  прокуратуры, не входящих в единую систему  прокуратуры России, не допускается.

Единство  системы органов  прокуратуры находит  свое выражение в  том, что все прокуроры  наделены одинаковыми  по характеру полномочиями, за исключением отдельных  случаев, определенных законом. Каждый прокурор действует от имени  всей системы прокурорских органов, имеет право  и обязан принять  предусмотренные  законом меры для  выявления и устранения любого нарушения  закона. Едины также  формы, методы и акты прокурорского реагирования на нарушения закона (проверки, протесты, представления, постановления). Решения  прокурора, принятые в соответствии с  законом и в  пределах своей компетенции, имеют одинаковую юридическую силу и обязательны  к исполнению надлежащими  органами и должностными лицами. В пределах своей компетенции  прокуроры вправе приносить протесты на судебные решения  и приговоры. Вышестоящий  прокурор может поручить нижестоящему прокурору  выполнение отдельных  своих обязанностей (кроме  специально оговоренных  в законе) и вместе с тем вправе взять  на себя осуществление  обязанностей нижестоящего прокурора.

Централизация системы органов  прокуратуры выражается, прежде всего, в том, что все нижестоящие  прокуроры подчиняются  вышестоящему и Генеральному прокурору РФ (подчинение по "вертикали"). Генеральный прокурор руководит всей системой органов прокуратуры, в пределах своей  компетенции назначает  и освобождает  от должности прокуроров, следователей и других работников прокуратуры, издает обязательные для исполнения всеми  работниками органов  и учреждений прокуратуры  приказы, указания, распоряжения и инструкции. Прокуроры  субъектов Федерации  руководят деятельностью  нижестоящих прокуратур, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми  подчиненными работниками. Прокуроры субъектов  Федерации подчинены  и подотчетны Генеральному прокурору, а нижестоящие  прокуроры подчинены  и подотчетны вышестоящим  прокурорам и Генеральному прокурору. Правом руководства  подчиненными работниками  наделены и нижестоящие  прокуроры. Перед  прокурорами, назначаемыми в соответствии с  Конституцией РФ, стоят  общие, единые для  всей прокурорской системы  задачи.

Назначение  Генерального прокурора  РФ на должность и  освобождение его  от должности Советом  Федерации Федерального Собрания по представлению  Президента РФ указывают  на особую государственную  значимость должности  Генерального прокурора  и возглавляемой  им системы органов  прокуратуры, призванных осуществлять надзор за исполнением законов  на всей территории РФ.

Назначение  прокуроров субъектов  РФ Генеральным прокурором по согласованию с  этими субъектами (согласно ст. 129 Конституции), а именно с органами государственной  власти субъектов  Федерации (ст. 13 Закона о прокуратуре), с  одной стороны, подтверждает уже изложенное конституционное  положение о единстве и централизации  системы прокуратуры  России, а с другой - отражает специфику  России как федеративного  государства, определенную Конституцией известную  самостоятельность  субъектов Федерации, указывает на необходимость  учета их интересов  в данном вопросе. В ст. 11 Конституции  установлено, что  государственную  власть в субъектах  РФ осуществляют образуемые ими органы государственной  власти. Сложилась  разнообразная система  органов государственной  власти в субъектах  Федерации. Вопрос о  том, с каким из этих органов должно согласовываться  назначение прокуроров субъектов Федерации, подлежит разрешению в практической деятельности Генерального прокурора.

Принцип независимости в  организации и  деятельности прокуратуры  состоит в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов  государственной  власти, органов государственной  власти субъектов  РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и  в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами, действуют гласно, информируют органы государственной  власти Федерации  и субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также население  о состоянии законности (п. 2 ст. 4 Закона).

Недопустимо вмешательство в  осуществление прокурорского  надзора: воздействие  в какой-либо форме  федеральных органов  государственной  власти, органов государственной  власти субъектов  Федерации, органов  местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных  лиц на прокурора  или следователя  с целью повлиять на принимаемые ими  решения или воспрепятствование в какой-либо форме  их деятельности влечет за собой установленную  законом ответственность (п. 1 ст. 5 Закона).

Чтобы оградить независимость  функционирования органов  прокуратуры, закон  запрещает прокурорам и следователям быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной  власти и органами местного самоуправления. Прокурорские работники  не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие  в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций  в органах и  учреждениях прокуратуры  не допускаются. Прокуроры  и следователи  в своей служебной  деятельности не связаны  решениями общественных объединений Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или  безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.[ Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник/ под ред. В.П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. - М.; Спарк, 1999 С. 317].

Информация о работе Прокурор в уголовном процессе