Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:31, статья
В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор осуществляет функции уголовного преследования и решение определенного круга задач надзорного содержания. Основными направлениями деятельности прокуратуры, относящимися к сфере уголовного судопроизводства, являются: надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание
10. Прокурор и его процессуальное положение.
В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор осуществляет функции уголовного преследования и решение определенного круга задач надзорного содержания. Основными направлениями деятельности прокуратуры, относящимися к сфере уголовного судопроизводства, являются: надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. 1 Закона о прокуратуре РФ).
Прокурор - это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции, определяемой местом соответствующей прокуратуры в системе прокуратуры РФ, предметной и территориальной подследственностью и подсудностью уголовных дел, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК).
Закон определяет категории прокурорских работников, которые осуществляют уголовно-процессуальную деятельность (п. 31 ст. 5, ч. 6 ст. 37 УПК). К ним относятся: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре РФ.
Система и структура органов прокуратуры установлены ст. ст. 11, 14 - 16, 19 и др. Закона о прокуратуре РФ, а разграничение компетенции прокуроров осуществляется Генеральным прокурором РФ.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1) проверять исполнение требований соответствующих нормативных правил, содержащихся в УПК и иных федеральных законах, при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) возбуждать уголовное дело при наличии поводов и оснований, содержащихся в ст. 140 УПК, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
3) участвовать в производстве предварительного расследования путем дачи письменных указаний о направлении расследования, производства следственных и иных процессуальных действий; присутствия при проведении следователем или дознавателем наиболее сложных следственных действий; личного производства некоторых следственных и иных процессуальных действий и др.;
4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК;
5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения (содержание под стражей, арест) и о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения в соответствии со ст. 29 УПК;
6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы в целях обеспечения своевременного выявления обстоятельств, исключающих участие указанных лиц в уголовном судопроизводстве, и принятия мер к их устранению;
7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования в случаях нарушения ими процессуального законодательства в целях своевременного, оперативного и реального обеспечения условий для эффективного получения доказательств в ходе дознания и предварительного следствия;
8) изымать любое дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры к другому с обязательным указанием оснований такой передачи. Необходимость передачи дела органом дознания следователю в основном возникает при допущенных нарушениях закона в ходе дознания, непредвиденном осложнении следственной ситуации, при особой общественной значимости раскрытия конкретного преступления. Передача прокурором дела от одного следователя прокуратуры другому, как правило, происходит вследствие необеспеченности следователем, в производстве которого оно находится, оптимального режима расследования;
9) передавать дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, установленных ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры, с обязательным указанием оснований такой передачи. Законодательное закрепление за прокурором ведущего места в регулировании коллизионных ситуаций в определении подследственности уголовных дел позволяет оперативно решать возникающие в данной сфере споры;
10) отменять своим постановлением незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя. Незаконными считаются постановления, вынесенные с нарушением материального или (и) процессуального закона. Необоснованными следует считать постановления прокурора, следователя, дознавателя, если их выводы не находят должного подтверждения полученными в ходе расследования доказательствами и не соответствуют обстоятельствам дела;
11) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя (см. приложение 46 к ст. 476 УПК);
12) продлевать срок предварительного расследования в порядке и по правилам, установленным ст. 162 УПК;
13) утверждать постановления дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу. При этом прокурором проверяется доказанность наличия оснований для прекращения производства по делу, отсутствие обстоятельств, исключающих возможность прекращения уголовного дела, правильность оформления постановления, соблюдение требования о разъяснении оснований прекращения дела лицу, в отношении которого осуществлялось уголовное преследование;
14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по правилам, установленным ст. 220 и ст. 225 УПК;
15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями для производства дополнительного расследования при обнаружении неполноты и односторонности расследования, существенных пробелов в доказательственной базе, препятствующих реализации функции уголовного преследования;
16) приостанавливать или прекращать производство по делу при наличии предусмотренных уголовно-процессуальным законом оснований;
17) осуществлять иные полномочия, которые находят свое выражение в конкретизации вышеперечисленных прав прокурора в различных стадиях процессуальной деятельности.
В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Основания участия прокурора и его полномочия в рассмотрении уголовных дел судами определяются ст. 246 УПК.
В случаях, когда предварительное расследование произведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному делу.
Письменные указания прокурора имеют обязательную силу не только для следователя, дознавателя, но и для других должностных лиц, в частности начальников следственных подразделений, органов дознания. Закон допускает возможность обжалования указаний прокурора, что не приостанавливает их исполнение. Исключение составляют указания по ключевым вопросам расследования преступлений, связанным с принятием наиболее важных, имеющих принципиальное значение для уголовного дела решений, по которым позиция следователя считается основополагающей (ч. 3 ст. 38 УПК).
Прокурор вправе отказаться от осуществления уголовного преследования по основаниям и в порядке, установленным ст. 246 УПК. По общему правилу отказ прокурора от обвинения в суде обязателен, если представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение. Прокурор может отказаться от обвинения полностью или в его определенной части.