Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 21:53, курсовая работа
Цель работы: характеристика процессуальных полномочий следователя.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать права и обязанности следователя;
- рассмотреть взаимодействие следователя с органами дознания;
- проанализировать полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законом следователем.
Введение
1. Права и обязанности следователя
2. Взаимодействие следователя с органами дознания
3. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов следователем
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
В настоящее время, когда
возникает необходимость
Актуальность проблемы определения процессуального положения следователя в уголовном судопроизводстве возрастает и в связи с катастрофическим ростом преступности в стране и ухудшением ее криминогенной характеристики.
Цель работы: характеристика процессуальных полномочий следователя.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать права и обязанности следователя;
- рассмотреть взаимодействие
следователя с органами
- проанализировать полномочия
прокурора по осуществлению
В процессе работы над темой использовались материалы нормативно-правовых актов Российской Федерации и комментарии к ним, основные положения теории уголовно-процессуального права, научные и учебные разработки, публикации в периодических изданиях, посвященные данной проблематике.
Работа включает в себя введение, основную часть (три вопроса), заключение и библиографический список литературы.
Следователь - особо уполномоченное государством должностное лицо прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которое призвано в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством (п. 41 ст. 5 УПК РФ1).
Компетенция следователей вышеуказанных ведомств определена уголовно-процессуальным законом по предметному признаку в соответствии со ст. 151 УПК. Все следователи, независимо от их ведомственной принадлежности, обладают одинаковыми властными процессуальными полномочиями и процессуальной самостоятельностью. В своей деятельности по расследованию преступлений они руководствуются одними и теми же нормами УПК.
В гл. 6 УПК следователь отнесен к участникам процесса со стороны обвинения, однако это не означает, что его деятельность по выявлению обстоятельств дела носит односторонний обвинительный характер.
Необходимо также указать на то, что за последние годы существенно снизился профессионализм следователей и сотрудников оперативно-розыскной службы, недостаточно эффективно осуществляется прокурорский надзор за соблюдением законов в стадии дознания и предварительного следствия.
В свете принципа состязательности (ст. 15 УПК) досудебное производство по уголовному делу предстает не как односторонняя деятельность органов предварительного расследования, но распадается на деятельность состязающихся сторон. В условиях состязательного процесса сторона защиты осуществляет функцию защиты от обвинения, а сторона обвинения - функцию уголовного преследования (обвинения). Однако в условиях сохранения в прежнем виде процессуальной формы досудебного производства по уголовному делу - предварительного расследования, а также так называемого доказательственного права (гл. 10, 11) - не может быть реально обеспечено равенство сторон по доказыванию. Несмотря на существенное расширение прав защитника и обвиняемого, сторона защиты ограничена в полномочиях по собиранию доказательств, поскольку не вправе производить следственных действий.
В рамках предварительного расследования доказывание по существу осталось односторонней деятельностью органов предварительного расследования и прокурора. По этой причине следователь не вправе ограничиться собиранием одних только обвинительных доказательств. Он является субъектом доказывания, для которого доказывание всех обстоятельств дела, входящих в предмет доказывания (ст. 73 УПК), является обязанностью2. Он не может быть односторонним и тем более пристрастным (что не возбраняется защитнику).
Таким образом, в плане доказывания следователь стал органом уголовного преследования лишь номинально. Он обязан осуществлять все следственные и иные процессуальные действия, направленные не только на раскрытие преступления и уголовное преследование лица, его совершившего, но и на выявление всех иных обстоятельств, имеющих значение по делу, следователь обязан обеспечить права всех участников процесса, в том числе подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца и др. Это следует из ст. 6 УПК, в равной мере требующей обеспечения как защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления, так и защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод.
Такая обязанность следователя вытекает из требования ст. 73 УПК, где сказано, что по делу должны быть доказаны не только событие преступления, виновность лица в его совершении, отягчающие обстоятельства, но и обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, характер и размер вреда, причиненного преступлением, а также обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, смягчающие наказание, могущие повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Для установления всех этих обстоятельств следователь вправе производить любые следственные действия, предусмотренные законом: вызывать по находящимся в его производстве делам любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта, производить осмотр, обыск и освидетельствование, следственные эксперименты и т.д.; требовать от учреждений, предприятий и организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, производства ревизии; на основании и в порядке, установленных законом, признавать лицо потерпевшим, гражданским истцом и ответчиком, осуществлять задержание подозреваемых, применять меры пресечения и иные меры процессуального принуждения, привлекать лиц в качестве обвиняемых; приостанавливать и прекращать уголовное преследование или уголовные дела, а также направлять их через прокурора в суд.
Обстоятельства дела должны быть исследованы всесторонне и объективно.
Как должностное лицо, осуществляющее предварительное следствие, следователь обладает широкой процессуальной самостоятельностью и независимостью. В соответствии с законом (п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК) следователь самостоятельно направляет ход расследования, принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или санкции прокурора.
Конституция РФ3 устанавливает, что отдельные процессуальные действия, затрагивающие права и свободы граждан, производятся на основании судебного решения. Судебное решение (с предварительным согласием прокурора) необходимо следователю для применения следующих мер процессуального принуждения: избрание (отмена или изменение) меры пресечения в виде домашнего ареста (ч. 2 ст. 107, ч. 4 ст. 110 УПК); избрание (отмена или изменение) меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 1 ст. 108 УПК); продление срока содержания под стражей (ст. 109 УПК); временное отстранение обвиняемого от должности (ч. 1 ст. 114 УПК); наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (ч. 1 ст. 115, ст. 116 УПК). Судебный порядок получения разрешения на проведение вышеуказанных процессуальных действий регламентирован ст. ст. 107 - 110, 114, 115 УПК.
Также судебное решение (с предварительным согласием прокурора) необходимо следователю для проведения следующих процессуальных и следственных действий: помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы (ч. 2 ст. 203 УПК); осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц (ч. 5 ст. 177 УПК); обыск в жилище (ч. 3 ст. 182 УПК); личный обыск, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 (ч. 1 ст. 184 УПК); выемка в жилище (ч. 2 ст. 183 УПК); выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях (ч. 4 ст. 183 УПК); наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в учреждениях связи (ч. 2 ст. 185 УПК); контроль и запись телефонных и иных переговоров (ч. 1 ст. 186 УПК). Судебный порядок получения разрешения на производство вышеуказанных действий закреплен в ст. 165 УПК.
Санкция (согласие) прокурора (без судебного решения) требуется в следующих случаях: при возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 146 УПК); при прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК); при применении залога в качестве меры пресечения (ч. 2 ст. 106 УПК); при продлении срока предварительного следствия (ст. 162 УПК); при исключении из протокола следственного действия данных о личности потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц (ч. 9 ст. 166 УПК); при выемке предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну (ч. 3 ст. 183 УПК). Прокурор также утверждает обвинительное заключение, составленное следователем в порядке ст. 220 УПК.
Все доказательства следователь
оценивает по внутреннему убеждению.
В целях обеспечения его
Новый УПК расширил перечень вопросов, по которым следователь вправе не согласиться с решениями и указаниями прокурора и, не выполняя их, обратиться с письменным изложением своих возражений к вышестоящему прокурору. Кроме вопросов о привлечении лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объема обвинения, направления дела в суд или его прекращения (ч. 2 ст. 127 УПК РСФСР), следователь может не согласиться с указаниями прокурора, непосредственно надзирающего за следствием, и обратиться к вышестоящему прокурору по вопросам избрания меры пресечения либо ее отмены или изменения, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или производстве иных процессуальных действий, осуществляемых по решению суда, об отводе следователя или об отстранении его от дальнейшего ведения следствия, о передаче уголовного дела другому следователю (ч. 3 ст. 38 УПК).
Вышестоящий прокурор не
может обязать следователя
По расследуемым им делам следователь взаимодействует с органами дознания. Он вправе давать в случаях и порядке, установленных законом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении6.
Установив в ходе предварительного следствия обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения (ч. 2 ст. 158 УПК).
В соответствии с п. 7 ч.
3 ст. 151 УПК по делам о преступлениях,
относящихся к компетенции
Так, в соответствии с
п. п. 1 и 2 ч. 3 ст. 151 УПК следователи
органов внутренних дел и следователи
органов налоговой полиции
Поручения следователя являются обязательными для органа дознания и подлежат выполнению в срок, указанный в поручении. Обычно такой срок должен составлять 10 суток. Поручение дается следователем только в письменном виде на имя начальника органа дознания. Следователь вправе давать органу дознания поручение о проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Поручения следователей по уголовным делам, находящимся в их производстве, являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ч. 3 ст. 7 Закона об ОРД7).
Надзор за выполнением органом дознания поручения следователя осуществляет прокурор. Начальник органа дознания несет личную ответственность за своевременное, качественное и полное выполнение поручения следователя.
Следователь не вправе поручать органу дознания производство процессуальных действий, которые согласно закону должен проводить сам (привлечение в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы, ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и пр.).
Следователь обязан лично проводить все следственные действия, о производстве которых он с согласия прокурора ходатайствовал перед судом и получил на их производство разрешение суда, а не поручать их производство органу дознания.