Автор: Надежда Яшина, 29 Ноября 2010 в 20:30, доклад
Функции судебной власти.
Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия. «Правосудие в
Российской Федерации осуществляется только судом» (ст. 118 Конституции).
Правосудие - исключительная компетенция судебной власти. Помимо осуществления
правосудия судебная власть включает и ряд других, принадлежащих ей и
реализуемых ею полномочий.
В числе иных, кроме правосудия, полномочий судебной власти ее различным
ветвям также принадлежат: конституционный контроль; контроль за законностью и
обоснованностью решений и действий государственных органов, должностных лиц и
государственных служащих в случае их обжалования в суд; контроль за
законностью и
обоснованностью арестов и
дознания и предварительного следствия; санкционирование проведения действий,
связанных с ограничением прав граждан, предусмотренных ст. 23 и 25
Конституции; разъяснения по вопросам судебной практики; участие в
формировании судейского корпуса и др.
Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для
разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих
вмешательства суда. Компетенция судебной власти урегулирована законом.
Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам
государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции
вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий
путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и
арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих
гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.
Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:
1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется
государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют
государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально
влияющих на жизнь людей (родительская власть, власть воспитателя, «власть
толпы», власть общественного мнения, власть средств массовой информации -
«четвертая власть»), судебная власть - одна из трех ветвей государственной
власти, установленная Конституцией и другими законами.
2. Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам,
образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных
на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять
правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. В состав суда
помимо судей, действующих на профессиональной основе, могут входить
представители народа, временно исполняющие свои функции по участию в
отправлении правосудия. Но суд немыслим без судей, осуществляющих правосудие
на профессиональной основе.
3. Исключительность судебной власти - следующий ее признак, связанный с
предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118
Конституции РФ, ст. 1 Закона о судебной системе). Ни законодательные, ни
исполнительные, ни иные государственные органы, должностные лица,
государственные служащие, общественные и прочие организации не вправе обладать
полномочиями, предоставленными только суду, присваивать себе эти полномочия.
Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции
Российской Федерации принадлежит только суду. Так, только суд может признать
человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.
4.
Независимость,
судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только
Конституции Российской Федерации и закону (ст. 120 Конституции, ч. 1 и 2 ст. 5
Закона о судебной системе). Никто не вправе давать судьям указания о том или
ином разрешении конкретного дела, находящегося в их производстве. Вмешательство
в разрешение судебных дел является преступлением против правосудия и влечет за
собой уголовную ответственность. Независимость судебной власти одновременно
означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо
стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность
противостоять попыткам такого воздействия.
Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не
делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо
санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют
самостоятельную ветвь государственной власти.
Обособленность судебной власти тесно связана с ее независимостью и
самостоятельностью. Она означает, что суды образуют систему государственных
органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не
подчиненную при выполнении своих функций кому-либо, действующую в своей
специфической сфере. Это не означает, что суды изолированы от законодательной и
исполнительной власти. Но их взаимодействие с другими ветвями государственной
власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей,
выделивших суды в самостоятельную, обособленную систему.
5. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти.
Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует
правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел.
Он устанавливает процессуальную форму как судебных действий, так и судебных
решений и документов.
Порядок производства по гражданским делам, производства по уголовным делам,
производства
в арбитражных судах
актами: Гражданским процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным
кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом.
6. Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак
судебной власти, что определено ст. 118 Конституции Российской Федерации, где
названы конституционное, гражданское, административное и уголовное
судопроизводство. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая
начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов
(неопределенность
в конституционности
обращение в Конституционный Суд; спор, возникший из гражданских
правоотношений, и обращение в суд за защитой права или охраняемого законом
интереса; факт
административного
административном правонарушении; обнаружение признаков преступления,
подтверждаемых определенным законом источником; экономический спор, возникший
в сфере управления, и обращение за защитой в арбитражный суд). Эта
деятельность
развивается в
законом и протекает в процессуальных формах. В ней участвуют заинтересованные
лица и организации, реализующие свои права и исполняющие обязанности. Она
может начинаться еще до вмешательства суда. Например, расследование
преступления следователем по терминологии действующего закона составляет
часть судопроизводства. Но судопроизводство, о котором говорится в
Конституции, означает непременно деятельность суда, который рассматривает
конкретное дело и принимает решения на основе закона, формулируя его в
установленном порядке, осуществляя правосудие.
7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их
полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими
федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не
вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы
должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и
Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской
Федерации и закону (ст. 120 Конституции; ч. 1, 2 ст. 5 Закона о судебной
системе).
Реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать
законы и другие нормативные акты. Судебное толкование законов - необходимое
условие правосудия и других видов реализации судебной власти. Российское
право исходит из отрицания значения судебного прецедента как самостоятельного
источника права. Но судебная практика, сталкиваясь со сложными ситуациями в
применении правовых норм, вырабатывает принципиальные решения, адекватно
выражающие смысл закона. Конституция РФ предоставляет Верховному Суду РФ и
Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации право давать разъяснения по
вопросам судебной практики (ст. 126 и 127 Конституции). Эти разъяснения
ориентируют суды на правильное понимание и применение закона, но сами
являются подзаконными актами. Прежде высшим судебным органам предоставлялось
право давать судам «руководящие указания», а затем «руководящие разъяснения»
по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении
судебных дел.