Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое исследование института защиты в уголовном судопроизводстве; формулирование на основе новых положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, достижений российской юриспруденции и сложившейся судебно-следственной практики современного научного представления о правовой природе прав подозреваемого и обвиняемого на защиту, как на досудебных стадиях, так и на стадии судебного разбирательства; выработка соответствующих рекомендаций по правильному толкованию и применению, а также дальнейшему совершенствованию норм, устанавливающих обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту.

Содержание

Введение.……………………………………………………………………………3
1 Значение и роль принципа обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.…………………………………………………………………………..6
2 Обеспечение подозреваемому права на защиту.……………………………...12
3 Обеспечение обвиняемому права на защиту………………………………… 18
Заключение………………………………………………………………………..25
Глоссарий………………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………………………………29

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Существенной составляющей системы защиты подозреваемого, обвиняемого является право иметь защитника. В настоящее время допуск защитника к участию в деле осуществляется с момента соответственно задержания, заключения под стражу, предъявления обвинения. Подозреваемый вправе пользоваться помощью защитника с момента возбуждения уголовного дела.

В качестве защитников допускаются адвокаты; по определению суда или постановлению судьи могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый.

Законодатель предоставляет обвиняемому право в любой момент производства по делу отказаться от защитника. Однако такой отказ допускается только по инициативе самого обвиняемого и не может служить препятствием для продолжения участия в деле иных сторон.

Участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно и должно обеспечиваться должностными лицами, осуществляющими производство по уголовным делам, в которых обвиняемые по различным причинам не могут самостоятельно осуществлять свою защиту. В соответствии со ст. 51 УПК РФ участие защитника обязательно, если: подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника в установленном порядке; подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним; подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту; судебное разбирательство проводится в отсутствие подсудимого в случае предусмотренном УПК РФ; подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу; лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь; а также при рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей или обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в особом порядке, предусмотренном УПК РФ.

Обязательное участие защитника в деле может обеспечиваться как его соглашением, так и назначением защитника дознавателем, следователем, прокурором и судом, когда подозреваемый и обвиняемый могут пользоваться помощью защитника бесплатно.

Обеспечение права на защиту является проявлением демократических основ правового государства, а также необходимым условием соблюдения законности и правопорядка при расследовании преступлений и отправления правосудия.

Реализация права подозреваемого и обвиняемого на защиту служит не только охране его законных интересов, но и создает определенный баланс с уголовным преследованием, что позволяет успешно реализовать назначение уголовного судопроизводства.

Неукоснительное соблюдение прав подозреваемого и обвиняемого является необходимым для реализации принципа обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.

 


2 Обеспечение подозреваемому права на защиту

             

Личность подозреваемого это одна из главных фигур уголовного процесса, которая находится под особенным фокусом правоохранительных органов.

Согласно ст. 46 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации подозреваемым является лицо: 

либо в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, предусмотренном УПК РФ;  

либо которое задержано в соответствии с положениями УПК РФ; 

либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии с УПК РФ; (см. текст в предыдущей редакции)

 

либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном УПК РФ.

Следует иметь в виду, что в ст. 46 УПК РФ понятие подозреваемого дано в узком, формально-юридическом, смысле слова. Как указал Конституционный Суд РФ, факт уголовного преследования и, следовательно, направленная против конкретного лица обвинительная деятельность могут подтверждаться не только актом о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела, но также и проведением в отношении его следственных действий (обыска, опознания, допроса и других), иными мерами, предпринимаемыми в целях его изобличения или свидетельствующими о наличии подозрений против него (в частности, разъяснением в соответствии с Конституции РФ права не давать показаний против себя самого). Лицо, в отношении которого осуществляются названные действия, должно считаться подозреваемым в широком, содержательном, смысле слова. Широкое понимание понятия подозреваемого дает ему право немедленно воспользоваться помощью защитника, не дожидаясь формального признания за ним этого статуса какими-либо актами органов предварительного расследования.

Согласно ч. 2 ст. 46 УПК РФ подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания.  Следует иметь в виду, что проведение допроса в указанный срок не только обязанность следователя, но и важное право подозреваемого, особенно существенное для него в случае задержания, так как, во-первых, в данный момент наиболее полно реализуется право подозреваемого узнать, в чем он подозревается, а во-вторых, именно в течение этого 24-часового срока (до первого допроса) задержанный практически чаще всего может использовать возможность встретиться с защитником.

В период действия УПК РСФСР с задержанием подозреваемого сложилось неоднозначное положение и всегда оставался актуальным вопрос, с какого момента лицо приобретает статус подозреваемого, с момента его фактического задержания или юридически оформленного действия. Если это происходило до возбуждения уголовного дела, то задержанный человек фактически находился в милиции без оформления протокола и, соответственно, он не имел статуса подозреваемого до тех пор, пока не принималось решение о возбуждении уголовного дела, а расследующий его следователь не составлял протокол задержания.

Таким образом, в уголовно-процессуальной деятельности задержание лица по подозрению в совершении преступления разделялось на фактическое и юридическое. Подозреваемым как участником уголовного процесса лицо становилось со времени не фактического задержания, а юридического его оформления. Соответственно, право иметь защитника подозреваемый приобретал с момента юридического, а не фактического задержания.

После принятия Конституции РФ 1993 г. с ее нормой о праве задержанного иметь адвоката с момента задержания сложившееся положение с двойственным статусом задержанного было подвергнуто критике и переосмыслению. Конституционный Суд РФ признал неконституционной практику допуска адвоката-защитника к подозреваемому лишь после составления протокола задержания и указал, что «конституционное право пользоваться помощью адвоката (защитника) возникает у конкретного лица с того момента, когда ограничение его прав становится реальным»[3].  Это решение состоялось незадолго до принятия нового УПК РФ, авторы которого не могли не отразить в его нормах выводы и указания Конституционного Суда РФ. Поэтому в УПК РФ появилось понятие «момент фактического задержания», определяемое как «момент производимого в порядке, установленном УПК РФ, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления»[4].

Как видно, законодатель признает лицо фактически задержанным не тогда, когда реально ограничивается его свобода, а лишь при наличии двух условий: лишение свободы должно происходить в сфере уголовно-процессуальной деятельности и производиться в порядке, установленном УПК РФ.

Право на задержание, предоставлено органу дознания, дознавателю, следователю. Они, не позднее трех часов после доставления к ним подозреваемого, обязаны составить протокол задержания. На практике это означает следующее. Решение о задержании принимается уже по возбужденному и расследуемому уголовному делу, так как, во-первых, задержание применяется за совершение преступления, а оно считается установленным фактом лишь по вынесении постановления о возбуждении уголовного дела; во-вторых, задержание является мерой процессуального принуждения, которая по смыслу закона применяется только после возбуждения уголовного дела. Из этого следует, что следственная практика в настоящее время остается на позиции составления протокола задержания в стадии предварительного расследования, но никак не возбуждения уголовного дела. Однако суть не в том, кем и на какой стадии составляется протокол задержания, а в том, как рассчитывается 48-часовой срок содержания подозреваемого под стражей. Ведь для задержанного человека важны не юридические тонкости нашего законодательства, а время, в течение которого он лишается свободы.

В юридическом смысле срок задержания исчисляется с того часа, когда заподозренное лицо было реально ограничено в свободе передвижения, то есть с его «поимки», «захвата». По смыслу же ст. 92 УПК РФ предусмотренный законом 48-часовой срок задержания отсчитывается от момента доставления заподозренного лица к следователю. До этого оно может находиться в состоянии фактически задержанного не один час, однако на попытки подозреваемого и его адвоката указать в протоколе задержания время фактического ограничения свободы следователь неизменно отвечает: «В моем распоряжении 48 часов с момента передачи мне подозреваемого, а где и сколько времени он был до этого – не моя проблема»[5]. Таким образом, и в данной ситуации задержанное лицо признается подозреваемым только в стадии предварительного расследования с момента составления протокола о задержании. До того, пока в соответствии с механизмом возникновения подозреваемого лица не будет принято решение о возбуждении уголовного дела, протокол задержания не составляется, то есть подозреваемый как участник уголовного процесса, наделенный правомочиями, в стадии возбуждения уголовного дела не появляется. Это означает, что существование двух видов задержания – фактического и юридического сохраняется и в настоящее время. Соответственно, остается «старая» проблема защиты подозреваемого с момента фактического задержания. Чаще всего фактически подозреваемый до составления протокола о задержании остается без защитника, так как должностные лица органов уголовного преследования, ссылаясь на отсутствие в УПК РФ норм, предусматривающих участие защитника в стадии возбуждения уголовного дела, всеми правдами и неправдами не допускают адвоката к задержанному.

Право подозреваемого пользоваться помощью защитника и еще до первого допроса иметь свидание с ним наедине и конфиденциально занимает важнейшее место среди его прав. Это право возникает с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, а также с момента фактического задержания лица. Право пользоваться помощью защитника имеет и тот, кто статус подозреваемого приобретает в результате применения к нему до предъявления обвинения любой другой меры пресечения (а не только заключения под стражу). Такое утверждение вытекает из содержания п. 5 ч. 3 ст. 49 УПК РФ, согласно которому защитник допускается к участию в деле с момента начала осуществления «иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления». К таким мерам относятся и подписка о невыезде, и залог, и домашний арест, и другие меры пресечения. Словом, право пользоваться помощью защитника - неотъемлемая составляющая процессуального положения подозреваемого в уголовном судопроизводстве, право, возникающее одномоментно с появлением самого участника процесса, о котором идет речь.

К другим не менее важным права подозреваемого относятся:

- право знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;

- право д 

авать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний.

Следовательно, все изложенное выше дает достаточные основания утверждать, что конституционное право лица, подозреваемого в совершении преступления, в части получения им квалифицированной юридической помощи со стороны адвоката-защитника в стадии возбуждения уголовного дела в УПК РФ закреплено не полностью. Поэтому необходимо принять ряд поправок в уголовно-процессуальном законодательстве, которые помогли бы обеспечить конституционные права подозреваемого в полной мере.

Кроме того, согласно п. 8 ч. 4 ст. 46 УПК РФ он также вправе знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием. Конституционный Суд РФ указал, что процессуальными нормами не должно ограничиваться право защитника, а значит, и подозреваемого до окончания расследования по уголовному делу знакомиться с протоколами всех следственных действий, произведенных с участием подзащитного, в том числе и до признания его подозреваемым, а также со всеми документами, которые предъявлялись либо должны предъявляться подозреваемому.

В ст. 46 УПК РФ отсутствует указание о праве подозреваемого снимать копии с материалов уголовного дела, с которыми его должен знакомить следователь или дознаватель. О подобном праве закон упоминает лишь применительно к обвиняемому. Однако закон этого и не запрещает, поэтому в силу п. 11 ч. 4 ст. 46 УПК РФ подозреваемому и его защитнику должна быть предоставлена возможность снимать такие копии, в том числе с протокола задержания, постановления о назначении экспертизы, заключения эксперта и протоколов следственных действий, производимых по его ходатайству, а также со всех имеющихся в деле документов, которые ранее предъявлялись либо должны были предъявляться подозреваемому.

Также подозреваемый имеет право: представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет; пользоваться помощью переводчика бесплатно. Все права подозреваемого закрепленные в ст. 46 УПК РФ приведены в Приложении А.

Информация о работе Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту