Правовые источники правоохранительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:54, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа по Правоохранительным органам. В данной работе раскрывается понятие правового источника правоохранительной деятельности, приводятся примеры данных источников.
Правоохранительная деятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.1

Содержание

1. Общие положения о правоохранительной деятельности - 3 -
2. Понятие правового источника. Источники правоохранительной деятельности - 5 -
3. Конституция РФ, Федеральные конституционные законы и Федеральные законы как правовой источник - 8 -
4. Подзаконные нормативные акты как правовой источник - 10 -
Список используемых источников и литературы - 13 -

Работа содержит 1 файл

Контрольная Правоохранительные органы.docx

— 46.09 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

1. Общие положения о правоохранительной деятельности - 3 -

2. Понятие правового источника. Источники правоохранительной деятельности - 5 -

3. Конституция РФ, Федеральные конституционные законы и Федеральные законы как правовой источник - 8 -

4. Подзаконные нормативные акты как правовой источник - 10 -

Список используемых источников и литературы - 13 -

 

 

  1. Общие положения о правоохранительной деятельности

 

Правоохранительная  деятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.1

Признаки правоохранительной деятельности:

  • осуществляется при помощи юридических мер воздействия;
  • осуществляется в строгом соответствии законам;
  • осуществляется в установленном законом порядке;
  • осуществляется специально - уполномоченными органами.

Правоохранительная деятельность в Российской Федерации осуществляется правоохранительными органами. Правоохранительные органы — обособленная группа государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.

Правоохранительные органы Российской Федерации осуществляют следующие функции:2

  1. Конституционный контроль;
  2. Осуществление правосудия;
  3. Прокурорский надзор;
  4. Расследование правонарушений;
  5. Обеспечение безопасности;
  6. Исполнение судебных решений;
  7. Оперативно-розыскная деятельность;
  8. Охрана общественного порядка;
  9. Оказание юридической помощи;
  10. Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

Органы, осуществляющие правоохранительную деятельность можно разделить на следующие виды:3

  • Органы судебной власти;
  • Органы выявления и расследования преступлений;
  • Органы юридической помощи;
  • Органы обеспечения правопорядка и безопасности.

К правоохранительным органам России относятся:4

  • Прокуратура Российской Федерации;
  • Следственный комитет Российской Федерации;
  • Министерство внутренних дел;
  • Федеральная миграционная служба;
  • Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков;
  • Федеральная таможенная служба;
  • Федеральная служба исполнения наказаний.

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что правоохранительная деятельность в российской Федерации осуществляется специально уполномоченными органами, которые в свою очередь осуществляют различные функции.

 

  1. Понятие правового источника. Источники  правоохранительной деятельности

 

Под источником права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Источник права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей.5

Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Их можно  группировать по различным основаниям. Правовые источники правоохранительной деятельности можно сгруппировать по юридической силе.

  1. Конституция России — основной закон нашей страны, она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция обладает прямым действием и применяется на всей территории Российской Федерации непосредственно;
  2. Федеральные конституционные законы, которые регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы;
  3. Федеральные законы, которые соответствуют почти каждому правоохранительному органу. Перечень этих законов очень велик;
  4. Подзаконные нормативные акты. К ним относятся постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты;
    1. К постановлениям органов законодательной власти относятся постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания России может регламентировать отдельные вопросы правоохранительной деятельности, в частности порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и так далее;
    2. Указами Президента РФ, как правило, устанавливается структура отдельных правоохранительных органов, например органов федеральной службы безопасности, а также регламентируются вопросы функционирования отдельных подразделений;
    3. Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности органов внутренних дел, таможенных органов, органов Министерства юстиции РФ и так далее;
    4. Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией и федеральными законами;
  5. Международные правовые акты, на которые опираются отдельные направления деятельности правоохранительных органов, к которым относятся различные международные договоры.6

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что правоохранительная деятельность регламентируется большим количеством  правовых источников, различных по своей юридической силе, и регулирующих отдельные аспекты деятельности правоохранительных органов. Подробнее  правовые источники будут рассмотрены  по отдельности далее.  

  1. Конституция РФ, Федеральные конституционные законы и Федеральные законы как правовой источник

 

В иерархии источников права о деятельности правоохранительных органов главенствующее место принадлежит Конституции Российской Федерации, обладающей высшей юридической силой. Все другие законы Российской Федерации должны ей соответствовать и не противоречить. В Конституции России определены место и роль в государственном механизме Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Также в ней изложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к своим гражданам, являющиеся также и обязанностями правоохранительных органов, указаны основы организации и деятельности прокуратуры и многие другие положения, касающиеся правоохранительной деятельности.7

Следующую иерархическую ступень занимают Федеральные конституционные законы (ФКЗ), принятые в развитие конституционных положений. Некоторые из них носят комплексный характер, другие касаются более узких сторон деятельности правоохранительных органов. К числу Федеральных конституционных законов, регламентирующих правоохранительную деятельность можно отнести:8

  • Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;
  • Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;
  • Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. №1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»;

Также важные вопросы, касающиеся деятельности правоохранительных органов  решаются в федеральных законах  Российской Федерации, таких, как:9

  • Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ;
  • Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»;
  • Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Перечень Федеральных  законов, регулирующих правоохранительную деятельность очень велик, так как  почти каждому правоохранительному  органу соответствует свой закон. Поэтому  данный перечень не является исчерпывающим, Федеральные законы названы лишь в качестве примера. Именно Федеральным  законам принадлежит главенствующая роль в регламентации деятельности правоохранительных органов.

 

  1. Подзаконные нормативные акты как правовой источник

 

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации занимают главенствующее место среди подзаконных актов, так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Нормативные указы Президента — подзаконные акты и, согласно ч. 1 ст. 15 и ч. 3 ст. 90 Конституции России, не должны противоречить ей и федеральным законам. Чаще всего применительно к рассматриваемой сфере правового регулирования Президент РФ принимает указы в целях обеспечения тех или иных законов, регулирующих деятельность тех правоохранительных органов, которые входят в состав исполнительной ветви власти. К их числу можно отнести: 10

  • Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности» (в ред. от 17.02.2012 N 202);
  • Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 1998 г.№ 328 «О разработке единой государственной системы регистрации учета преступлений;
  • Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 05.05.2010) «Вопросы министерства юстиции Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».11

Как правило, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, устанавливается структура отдельных правоохранительных органов, а также регламентируются вопросы функционирования отдельных подразделений.

К нормативной базе, регламентирующей деятельность правоохранительных органов, относятся также и постановления Правительства Российской Федерации. Правительство вправе регламентировать только те вопросы, которые отнесены к его компетенции актами более высокого уровня. Согласно ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ. К ним можно отнести:12

  • Постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1177 «Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. N 760 «О мерах по обеспечению условий содержания лиц, находящихся в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Важно отметить, что иногда нормативный характер носят и  постановления высшего законодательного органа Российской Федерации. В правоохранительной сфере таким примером могут служить:13

Постановление Государственной Думы от 26 мая 2000 г. «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 —1945 годов»;

Постановление Государственной  Думы от 28 июня 2000 г. «О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 —1945 годов».

Ведомственные и межведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией и федеральными законами.

К числу ведомственных  нормативных актов можно отнести  такие акты, как:14

  • Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»;
  • Приказ Министерства Внутренних Дел Российской Федерации N 495, Федеральной налоговой службы Российской Федерации N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 (ред. от 14.11.2011) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».

На основании вышеизложенного можно сказать, что подзаконные нормативные акты как правовой источник регулируют узкий круг вопросов, касающихся правоохранительной деятельности.

 

Список  используемых источников и литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. 2009. -  № 7.;
  2. Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов / М.И. Абдулаев. – М.: Финансовый контроль, 2007 – 410 с.;
  3. Галустьян О.А., Галузо В.Н., Марков А.Я. Правоохранительные органы. Учебник для ВУЗов / О.А. Галустьян, В.Н. Галузо, А.Я. Марков. – М.: Юнити, 2007. – 394 с.;
  4. Ендольцева, А.В. Правоохранительные органы. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.В. Ендольцева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 229 с.;
  5. Общая теория государства и права. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Инфра-М, 2008. – 327 с.;
  6. Орлов Ю.К. Правоохранительные органы. Учебник / Ю.К. Орлов. –СПб.: Проспект, 2010. – 496 с.;
  7. Поляков М.П., Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации. Пособие для сдачи экзамена / М.П. Поляков, А.В. Федулов.— М.: Юрайт-Издат, 2009. - 187 с.;
  8. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник / Под ред. В. П. Божьева. - М.: Юрайт, 2011. – 336 с.;
  9. Правоохранительные органы (судоустройство). Учебник для ВУЗов / Под ред. А.В. Гуськовой, А.А. Шамардина. - М.: Юрист, 2011. - 321 с.;
  10. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. / Под ред. К.Ф. Гуценко. - М.: Норма, 2010. - 400 с.;
  11. Правоохранительные органы. Учебное пособие / Под ред. С.Л. Лонь. - Томск: Изд-во НТЛ, 2010. - 552 с.;
  12. Романовский, Г.Б. Правоохранительные органы. Учебное пособие / Г.Б. Романовский. - М.: РИОР, 2009. - 310 с.;
  13. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы. Учебник для вузов / А.П. Рыжаков. — М.: ИНФРА-М, 2009. – 450 с.;
  14. Савюк Л. К. Правоохранительные органы. Учебник / Л.К. Савюк. - М.: Юристъ, 2009. - 671с.;
  15. Чашин А.Н. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник / А.Н. Чашин. – СПб.: Дело и Сервис, 2012. - 256 с.;
  16. Четвериков В.С. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебное пособие./ В.С. Четвериков. – М.: Инфра, 2011. – 443 с.;
  17. Чувилев, А.А. Правоохранительные органы. Учебное пособие / А.А. Чувилев. - М.: Юриспруденция, 2010.-176 с.

Информация о работе Правовые источники правоохранительной деятельности