Оглавление
1. Общие положения
о правоохранительной деятельности - 3 -
2. Понятие правового
источника. Источники правоохранительной
деятельности - 5 -
3. Конституция
РФ, Федеральные конституционные законы
и Федеральные законы как правовой источник - 8 -
4. Подзаконные
нормативные акты как правовой источник - 10 -
Список используемых
источников и литературы - 13 -
Общие
положения о правоохранительной деятельности
Правоохранительная
деятельность — вид государственной
деятельности, которая осуществляется с
целью охраны права путём применения юридических
мер воздействия в строгом соответствии
с законом и при неуклонном соблюдении
установленного им порядка.1
Признаки правоохранительной
деятельности:
- осуществляется при помощи юридических мер воздействия;
- осуществляется в строгом соответствии законам;
- осуществляется в установленном законом порядке;
- осуществляется специально - уполномоченными органами.
Правоохранительная деятельность
в Российской Федерации осуществляется
правоохранительными органами. Правоохранительные
органы — обособленная группа государственных
органов, уполномоченных осуществлять
деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и
свобод человека.
Правоохранительные органы
Российской Федерации осуществляют
следующие функции:2
- Конституционный контроль;
- Осуществление правосудия;
- Прокурорский надзор;
- Расследование правонарушений;
- Обеспечение безопасности;
- Исполнение судебных решений;
- Оперативно-розыскная деятельность;
- Охрана общественного порядка;
- Оказание юридической помощи;
- Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.
Органы, осуществляющие правоохранительную
деятельность можно разделить на
следующие виды:3
- Органы судебной власти;
- Органы выявления и расследования преступлений;
- Органы юридической помощи;
- Органы обеспечения правопорядка и безопасности.
К правоохранительным
органам России относятся:4
- Прокуратура Российской Федерации;
- Следственный комитет Российской Федерации;
- Министерство внутренних дел;
- Федеральная миграционная служба;
- Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков;
- Федеральная таможенная служба;
- Федеральная служба исполнения наказаний.
На основании вышеизложенного
можно сделать вывод о том,
что правоохранительная деятельность
в российской Федерации осуществляется
специально уполномоченными органами,
которые в свою очередь осуществляют различные
функции.
Понятие
правового источника. Источники
правоохранительной деятельности
Под источником права принято понимать способы придания
официальной юридической силы правилу
поведения и ее внешнее официальное выражение.
Источник права показывает, каким способом
государство создает, фиксирует ту или
иную норму права, в каком виде эта норма
доводится до сознания людей.5
Организация и деятельность
правоохранительных органов регулируются
множеством законодательных и иных
нормативных правовых актов. Их можно
группировать по различным основаниям.
Правовые источники правоохранительной
деятельности можно сгруппировать по
юридической силе.
- Конституция России — основной закон нашей страны, она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция обладает прямым действием и применяется на всей территории Российской Федерации непосредственно;
- Федеральные конституционные законы, которые регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы;
- Федеральные законы, которые соответствуют почти каждому правоохранительному органу. Перечень этих законов очень велик;
- Подзаконные нормативные акты. К ним относятся постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты;
- К постановлениям органов законодательной власти относятся постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания России может регламентировать отдельные вопросы правоохранительной деятельности, в частности порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и так далее;
- Указами Президента РФ, как правило, устанавливается структура отдельных правоохранительных органов, например органов федеральной службы безопасности, а также регламентируются вопросы функционирования отдельных подразделений;
- Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности органов внутренних дел, таможенных органов, органов Министерства юстиции РФ и так далее;
- Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией и федеральными законами;
- Международные правовые акты, на которые опираются отдельные направления деятельности правоохранительных органов, к которым относятся различные международные договоры.6
Подводя итог всему сказанному,
можно сделать вывод о том,
что правоохранительная деятельность
регламентируется большим количеством
правовых источников, различных по
своей юридической силе, и регулирующих
отдельные аспекты деятельности
правоохранительных органов. Подробнее
правовые источники будут рассмотрены
по отдельности далее.
Конституция
РФ, Федеральные конституционные законы
и Федеральные законы как правовой источник
В иерархии источников права о деятельности
правоохранительных органов главенствующее
место принадлежит Конституции Российской
Федерации, обладающей высшей юридической
силой. Все другие законы Российской Федерации
должны ей соответствовать и не противоречить.
В Конституции России определены место
и роль в государственном механизме Конституционного
Суда Российской Федерации, Верховного
Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации. Также в ней
изложены основные принципы правосудия,
основные обязанности государства по
отношению к своим гражданам, являющиеся
также и обязанностями правоохранительных
органов, указаны основы организации и
деятельности прокуратуры и многие другие
положения, касающиеся правоохранительной
деятельности.7
Следующую иерархическую ступень
занимают Федеральные конституционные
законы (ФКЗ), принятые в развитие конституционных
положений. Некоторые из них носят комплексный
характер, другие касаются более узких
сторон деятельности правоохранительных
органов. К числу Федеральных конституционных
законов, регламентирующих правоохранительную
деятельность можно отнести:8
- Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;
- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;
- Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. №1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»;
Также важные вопросы, касающиеся
деятельности правоохранительных органов
решаются в федеральных законах
Российской Федерации, таких, как:9
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ;
- Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»;
- Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Перечень Федеральных
законов, регулирующих правоохранительную
деятельность очень велик, так как
почти каждому правоохранительному
органу соответствует свой закон. Поэтому
данный перечень не является исчерпывающим,
Федеральные законы названы лишь
в качестве примера. Именно Федеральным
законам принадлежит главенствующая
роль в регламентации деятельности
правоохранительных органов.
Подзаконные
нормативные акты как правовой источник
Указы и распоряжения
Президента Российской Федерации
занимают главенствующее место среди
подзаконных актов, так как в соответствии
с Конституцией Российской Федерации
Президент Российской Федерации определяет
основные направления внутренней и внешней
политики государства. Нормативные указы
Президента — подзаконные акты и, согласно
ч. 1 ст. 15 и ч. 3 ст. 90 Конституции России,
не должны противоречить ей и федеральным
законам. Чаще всего применительно к рассматриваемой
сфере правового регулирования Президент
РФ принимает указы в целях обеспечения
тех или иных законов, регулирующих деятельность
тех правоохранительных органов, которые
входят в состав исполнительной ветви
власти. К их числу можно отнести: 10
- Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности» (в ред. от 17.02.2012
N 202);
- Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 1998 г.№ 328 «О разработке единой государственной системы регистрации учета преступлений;
- Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 05.05.2010) «Вопросы министерства юстиции Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».11
Как правило, Указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, устанавливается
структура отдельных правоохранительных
органов, а также регламентируются вопросы
функционирования отдельных подразделений.
К нормативной базе, регламентирующей
деятельность правоохранительных органов,
относятся также и постановления Правительства
Российской Федерации. Правительство
вправе регламентировать только те вопросы,
которые отнесены к его компетенции актами
более высокого уровня. Согласно ст. 115
Конституции Российской Федерации Правительство
издает постановления и распоряжения
на основании и во исполнение Конституции,
федеральных законов и нормативных актов
Президента РФ. К ним можно отнести:12
- Постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1177 «Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. N 760 «О мерах по обеспечению условий содержания лиц, находящихся в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Важно отметить, что иногда
нормативный характер носят и
постановления высшего законодательного
органа Российской Федерации. В правоохранительной
сфере таким примером могут служить:13
Постановление Государственной
Думы от 26 мая 2000 г. «Об объявлении амнистии
в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной
войне 1941 —1945 годов»;
Постановление Государственной
Думы от 28 июня 2000 г. «О внесении изменения
в постановление Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
«Об объявлении амнистии в связи с 55-летием
Победы в Великой Отечественной войне
1941 —1945 годов».
Ведомственные и
межведомственные нормативные акты занимают существенное место
в детальной регламентации деятельности
правоохранительных органов. Это различные
приказы, инструкции, правила и положения
соответствующих министерств и ведомств.
Данные акты тщательно расписывают порядок
функционирования правоохранительных
органов в соответствии с Конституцией
и федеральными законами.
К числу ведомственных
нормативных актов можно отнести
такие акты, как:14
- Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»;
- Приказ Министерства Внутренних Дел Российской Федерации N 495, Федеральной налоговой службы Российской Федерации N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 (ред. от 14.11.2011) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».
На основании вышеизложенного
можно сказать, что подзаконные нормативные
акты как правовой источник регулируют
узкий круг вопросов, касающихся правоохранительной
деятельности.
Список
используемых источников и литературы
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. 2009. - № 7.;
- Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов / М.И. Абдулаев. – М.: Финансовый контроль, 2007 – 410 с.;
- Галустьян О.А., Галузо В.Н., Марков А.Я. Правоохранительные органы. Учебник для ВУЗов / О.А. Галустьян, В.Н. Галузо, А.Я. Марков. – М.: Юнити, 2007. – 394 с.;
- Ендольцева, А.В. Правоохранительные органы. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.В. Ендольцева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 229 с.;
- Общая теория государства и права. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Инфра-М, 2008. – 327 с.;
- Орлов Ю.К. Правоохранительные органы. Учебник / Ю.К. Орлов. –СПб.: Проспект, 2010. – 496 с.;
- Поляков М.П., Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации. Пособие для сдачи экзамена / М.П. Поляков, А.В. Федулов.— М.: Юрайт-Издат, 2009. - 187 с.;
- Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник / Под ред. В. П. Божьева. - М.: Юрайт, 2011. – 336 с.;
- Правоохранительные органы (судоустройство). Учебник для ВУЗов / Под ред. А.В. Гуськовой, А.А. Шамардина. - М.: Юрист, 2011. - 321 с.;
- Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. / Под ред. К.Ф. Гуценко. - М.: Норма, 2010. - 400 с.;
- Правоохранительные органы. Учебное пособие / Под ред. С.Л. Лонь. - Томск: Изд-во НТЛ, 2010. - 552 с.;
- Романовский, Г.Б. Правоохранительные органы. Учебное пособие / Г.Б. Романовский. - М.: РИОР, 2009. - 310 с.;
- Рыжаков А.П. Правоохранительные органы. Учебник для вузов / А.П. Рыжаков. — М.: ИНФРА-М, 2009. – 450 с.;
- Савюк Л. К. Правоохранительные органы. Учебник / Л.К. Савюк. - М.: Юристъ, 2009. - 671с.;
- Чашин А.Н. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник / А.Н. Чашин. – СПб.: Дело и Сервис, 2012. - 256 с.;
- Четвериков В.С. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебное пособие./ В.С. Четвериков. – М.: Инфра, 2011. – 443 с.;
- Чувилев, А.А. Правоохранительные органы. Учебное пособие / А.А. Чувилев. - М.: Юриспруденция, 2010.-176 с.